13 октября восемь космодромов в шести странах подписали меморандум во время Международного астронавтического конгресса (IAC). Соглашение описывает планы по совместной работе стартовых комплексов для решения проблем при их разработке и эксплуатации их объектов.
В объявлении не раскрываются конкретные вопросы, которыми будет заниматься группа, хотя отмечается, что они обсудят «установление международных стандартов для космодромов». Первоначальная рабочая группа из восьми представителей космодромов встретится, чтобы определить ключевые темы для сотрудничества.
Список участников варьируется от уже существующих до предлагаемых. Например, MARS принимает запуски таких компаний, как Northrop Grumman и Rocket Lab, в то время как другой присоединившийся американский космодром, Pacific Spaceport Complex-Alaska, обслуживал небольшие компании-производители ракет-носителей, такие как ABL Space Systems и Astra. Шведский космический центр Esrange на протяжении десятилетий был стартовой площадкой для суборбитальных зондирующих ракет и готовится обеспечивать орбитальные запуски.
Два космодрома Великобритании, подписавшие соглашение, — космодром SaxaVord и космодром Sutherland — разрабатывают объекты, на которых планируется проводить орбитальные запуски уже в 2025 году. Три других космодрома — космодром Hokkaido в Японии, космический центр Australia и Stargate Peru — всё ещё находятся на ранних стадиях развития, и на данных момент не располагают датами орбитальных запусков со своих площадок.
Широкий спектр космодромов, участвовавших во встрече и подписавших Меморандум о взаимопонимании, проиллюстрировал сложность сравнения стартовых комплексов. В ходе другой презентации на IAC был представлен один из подходов.
«Каждый космодром уникален. Как можно сравнивать и сопоставлять различные космодромы и различные режимы регулирования справедливым, беспристрастным и надёжным способом?», — заявила Джанет Тиноко из консалтинговой компании Runways to Space во время презентации на IAC 17 октября.
Подход, который она и Патрик Маккарти из Space Florida приняли, — это «Уровень готовности космодрома», шкала от одного до девяти, смоделированная на основе методологии уровня технологической готовности, используемой такими агентствами, как NASA. Шкала учитыввает технические и нормативные возможности для проведения широкого спектра мероприятий по запуску.
В этой шкале рейтинг «один» будет присвоен космодрому, который изложил базовую концепцию, но ещё не получил регулирующих разрешений или не создал инфраструктуру. Космодром с рейтингом «четыре» будет иметь «ограниченные» эксплуатационные возможности для одного клиента, в то время как космодром с рейтингом «девять» может справиться с обеспечением нескольких запусков.
Цель этого «Уровня» — дать правительствам или частным компаниям возможность оценить способность их перспективного или действующего космодрома обслуживать различные типы клиентов по разным тарифам. Идея заключается в том, чтобы дать объективную шкалу, а не ориентироваться исключительно на отделы маркетинга и развития бизнеса.
В рамках презентации Маккарти и Тиноко представили примеры нескольких космодромов. Например, MARS получил оценку «шесть», что означает, что он имеет зрелые эксплуатационные возможности для одного пользователя или класса транспортных средств и разрабатывает возможности для других пользователей. SaxaVord получил оценку «три», поскольку он имеет инфраструктуру и получил лицензию на площадку, но ещё не обеспечил запуск. «Мыс Канаверал» превысил «девятку».
Не каждый космодром желает или действительно нуждается в достижении самого высокого уровня, сказал Маккарти, например, те, которые принадлежат и управляются одной компанией, как, например, стартовая площадка Blue Origin 1 в Западном Техасе для её суборбитального корабля New Shepard и площадка SpaceX Starbase для Starship/Super Heavy.