В шаровом скоплении Terzan 6 обнаружен первый миллисекундный пульсар

в 17:33, , рубрики: Новости

Астрономы обнаружили новый миллисекундный пульсар в шаровом скоплении Terzan 6 с помощью телескопа Green Bank. Этот пульсар, обозначенный как PSR J1751–3116A, имеет период вращения около 5,33 миллисекунд и, вероятно, связан с этим скоплением. Открытие было опубликовано в исследовательской статье на сервере препринтов arXiv.

Пульсары представляют собой сильно намагниченные вращающиеся нейтронные звёзды, испускающие пучок электромагнитного излучения. Миллисекундные пульсары (MSP) — это наиболее быстро вращающиеся пульсары с периодами вращения менее 30 миллисекунд. Астрономы предполагают, что они образуются в двойных системах, когда изначально более массивный компонент превращается в нейтронную звезду, которая затем раскручивается из-за аккреции вещества из вторичной звезды.

Terzan 6 — это богатое металлами коллапсирующее ядро галактического шарового скопления на расстоянии около 21 800 световых лет. Хотя скопление известно уже несколько десятилетий, до сих пор в нём не было обнаружено ни одного пульсара. Однако его высокая частота встреч со звёздами предполагает, что там могут находиться десятки таких объектов.

В шаровом скоплении Terzan 6 обнаружен первый миллисекундный пульсар
Terzan 6 в данных наблюдений. Источник: Gao et al., 2024

Группа астрономов под руководством Ши-Цзе Гао из Нанкинского университета в Китае сообщила об обнаружении нового MSP, который может оказаться первым известным пульсаром в Terzan 6. Открытие стало результатом целенаправленного поиска этого скопления с помощью GBT в C-диапазоне (4–8 ГГц).

Как отмечено в статье, PSR J1751–3116A имеет период вращения около 5,33 миллисекунд, а его мера дисперсии составляет около 383,08 пк/см-3. Полученная мера дисперсии убедительно подтверждает связь между PSR J1751–3116A и Terzan 6.

Исследование показало, что плотность потока PSR J1751–показало, что плотность потока PSR J1751–3116A на частоте 6,0 ГГц находится на уровне 3,0 мкЯн. Предполагая спектральный индекс −1,4, астрономы оценили, что плотность потока пульсара на частоте 1,44 ГГц составляет приблизительно 23 мкЯн.

Авторы статьи предполагают, что PSR J1751–3116A является изолированным миллисекундным пульсаром, что согласуется с классификацией Terzan 6 как скопления с коллапсом ядра. Они отмечают, что PSR J1751–3116A потенциально образовался в результате динамических взаимодействий.

Подводя итоги, исследователи отметили, что надеются на дальнейшие открытия пульсаров в Terzan 6 с использованием существующих радиотелескопов при наблюдениях на более высоких частотах.

«Учитывая исключительно высокую частоту столкновений со звёздами, ожидается, что более чувствительные поиски, такие как с использованием GBT и MeerKAT (например, TRAPUM, большой проект по исследованию MeerKAT), приведут к новым открытиям пульсаров в Terzan 6», — заключили учёные.