Максим Груздев, 10 лет занимавшийся системами видеомониторинга и анализа видеоданных, в итоге смог реализовать работающую модель универсального сбора данных с минимальными затратами. О том, как его интернет-сервис "Пробки из окна" превращается в "Город из окна", он рассказал Сергею Еремину (wellSTART).
- Максим, расскажи, для тех кто не знает, что такое «Пробки из Окна»?
Это сервис видеомониторинга пробок. Мы ищем граждан с окнами, выходящими на загруженные магистрали или проблемные перекрестки, у которых есть интернет и Wi-Fi-роутер, и даем им беспроводную веб-камеру. Они выставляют эту камеру на окно (внутри помещения, как автомобильный регистратор) и картинка передается нам на сервер. Картинки с камер транслируются на нашем сайте и сайтах наших партнеров – картографических сервисах и сайтах СМИ.
Сначала мы надеялись на альтруистов, но их оказалось мало. Все-таки поставить камеру – это преодолеть определенные неудобства. Так что человек, поставивший у себя камеру, получает небольшую компенсацию – до 300 рублей в месяц.
- И эта сумма стимулирует?
Сумма небольшая, но сравнимая с затратами на интернет. Есть кто-то, кто отказывается от компенсации, другие обрывают телефон, если им вовремя деньги не перевести. Для них это удешевление интернет-подключения квартиры.
- А как появилась идея? По моим представлениям, создание сервиса видеомониторинга дорожной ситуации -- дело государственных служб. Почему ты решил, что это надо реализовать частной инициативой, и, более того, - что сумеешь на этом заработать?
Идея «Пробок» появилась не на пустом месте. Одним из проектов, в котором я участвовал лет 10 назад, был детектор транспорта «Трафик-Монитор» – измерительный прибор, который по видеоизображению определяет характеристики транспортного потока: сколько машин проехало, какого класса, с какой скоростью. Эти данные нужны разным дорожным службам, и позволяют, например, прогнозировать износ дорожного покрытия или применять адаптивные алгоритмы управления движением.
К сожалению, нам не хватило сил выйти с этим продуктом на зарубежный рынок, а в России спроса на подобные устройства тогда еще не было – светофоры бы поставить в нужном количестве.
Примерно в то же время в Москве появился СМИлинк, позднее поглощенный "Яндексом" в интересах Яндекс.Пробок. СМИлинк рассматривал тогда возможность использования наших детекторов, но получалось слишком дорого, и партнерства не вышло.
Прошло несколько лет, я поменял несколько мест работы, учредил собственную фирмочку, занялся заказными разработками в области анализа изображений. Но выполнять разовые заказы -- одно, а делать что-то свое, глобальное и нужное многим -- другое. Поэтому, по мере сил, инициировал проекты на перспективу -- хотелось придумать что-нибудь большое, что можно было бы растиражировать на весь мир, а не гоняться за разовыми заказами.
- Я действительно несколько раз видел тебя и различные твои проекты на мероприятиях StartupPoint, StartupWeekend и т.п.. Были даже работающие прототипы. Почему именно «Пробки на дорогах» пошли в тираж?
Всего с 2005 года у меня было пять разных проектов, связанных с анализом изображений. Два из них развалились, два были заморожены – остались «Пробки». Все как в жизни – можно ухаживать за несколькими девушками одновременно, но жениться-то надо на одной.
А началось все так: в 2008 году я оказался в гостях у знакомого. Он жил на третьем этаже и окна его квартиры выходили на набережную. В кабинете около окна стоял работающий компьютер, на мониторе была установлена веб-камера. Тогда-то мне и пришла в голову безумная мысль, что можно довольно просто найти достаточное количество добровольцев (мы их называем операторами) с видом на дорогу, постоянно работающий компьютер и готовность поставить на подоконник камеру. Компьютеры будут эту картинку обрабатывать, и передавать данные и картинки на сервер.
Идея показалась настолько прекрасной, что я целый месяц боялся произнести ее вслух – казалось, все тут же украдут! Потом постепенно осознал, что не украдут, а скорее, наоборот, покрутят пальцем у виска. До начала каких-то действий прошел еще примерно год – то свободных рук не было, то денег.
Сначала я пошел по неверному пути – решил создать программный детектор транспорта, который работал бы на компьютере оператора и определял загруженность дороги в зоне видимости веб-камеры. При этом предполагалось, что оператор использует собственную камеру. Удивительно, но впоследствии оказалось, что такие энтузиасты действительно есть, но увы – их слишком мало для создания сети уровня города.
- А как нашли деньги на проект?
Некоторые идеи проекта пересекались с работами по заказным проектам. Это позволяло начать на свои. В 2009 году получил грант по программе СТАРТ фонда Бортника. Это позволило начать строительство сети камер.
Когда пришло время делать сайт, потребовались новые силы, знания и деньги. Тем более, что грант Бортника выдает не просто так – предполагается, что заявитель найдет частного инвестора. Начал искать партнера. Довольно много времени потратил на разных «бинвесторов», но в результате партнер нашелся сам – им оказался мой одногруппник по МИФИ, Игорь Козырев. Он неосторожно написал мне в скайп: «Привет, как жизнь? Что нового?», и в результате стал вторым фаундером. Произошло это в декабре 2009 года.
Игорь оказался таким же авантюристом, как и я – ввязался в проект после получасовых размышлений. Его зацепила мысль о том, что со временем камеры могут стоять во всех окнах, по всему миру - миллионы камер. Среди знакомых нашли двух разработчиков, и в январе 2010 года приступили к работе. В сентябре была готова первая версия сайта, и мы сделали публичный доступ.
Первые камеры развозили самостоятельно, но потом на это времени перестало хватать и привлекли курьерскую службу. Уже в ноябре по Москве у нас было 50 камер онлайн.
- И как аудитория все это восприняла?
Нам повезло – смена мэров (вместо Лужкову пришел Собянин) сделала тему московских пробок модной в прессе. На нас обратили внимание журналисты. О нас написали многие бумажные и электронные, были репортажи по радио и телевизору, дескать: «Вот, москвичи борются с пробками»! Повалил вал заявок на участие в проекте. Мы все были воодушевлены. Но тут всплыли нюансы.
- Желающих держать компьютер включенным в режиме 24х7 оказалось маловато?
Не только. Все наши первые камеры ставили энтузиасты. Когда надо было расширяться выяснилось, что обычную камеру установить на окно не так уж просто – пришлось оперативно подобрать камеру в нужном конструктиве. Нашли недорогой вариант A4Tech на присоске, всего за 350 рублей.
Но и это была бы ерунда. Оказалась полностью неверной концепция подключения операторских камер. Схема предполагала, что пользователь получает и устанавливает USB-камеру, а после скачивает с нашего сайта клиентский софт. Далее программа работает в фоновом режиме, обрабатывает и отсылает на сервер данные и картинки. Это было плохой идеей. На компьютере оператора зоопарк программного обеспечения и, порой, вирусы. Из-за этого все «глючило», камеры «отваливались», а сеть работала нестабильно. Отвалившиеся насовсем камеры возвращать смысла не было: затраты на курьера сравнимы со стоимостью камеры. Получалось, что удерживать текущее количество камер онлайн, мы можем только постоянно подключая новые.
Проблем добавили и сами камеры. Присоски отваливались. Пришлось перейти на камеры Prestigio: у них удачный конструктив на ножке. Она оказалась дороже (районе 800 руб.), но был и плюс – хороший объектив – камера давала лучшее изображение.
К чести наших граждан надо отметить, что случаев воровства камер очень мало. Они, конечно, есть, но злоупотребления можно пересчитать по пальцам одной руки. Был даже один случай – отправили оператору камеру, а он не подключает. Неделю не подключает, месяц не подключает. Наконец дозвонились – оказалось, его в армию забрали. Но отслужил, вернулся и подключил.
- И как же вы решили проблему? Ведь сейчас у вас число подключенных камер перевалило за тысячу?
Сделали автономное решение на базе WiFi-роутера c USB-входом. Камера подключается по USB к нашему роутеру, который обрабатывает и передает данные через роутер оператора на наш сервер. В этой схеме перестал быть необходим компьютер. Конечно, установочное подключение оператора стало дороже (комплект камера плюс роутер обходятся в 2000 руб.), но зато исключалась масса проблем и уменьшилось «утекание» и «отваливание» камер. Эта схема подключения появилось в сентябре 2012 года, и под нее мы уже обновили всё базу камер.
Недавно у нас случилось юбилейное подключение – 1024 камеры. Основное покрытие в Москве (более 300 камер), а вообще операторы есть уже в 80-ти городах России. В 2013 году хотим эти цифры по крайней мере удвоить.
- И много на такое покрытие понадобится денег?
Сколько бы ни понадобилось денег -- это на порядки дешевле профессиональной сети телекамер. Не в разы, а на порядки! Потому что мы используем готовую инфраструктуру: места для установки, электричество и интернет. Обслуживание камер тоже осуществляется удаленно, по почте или телефону через наших операторов. На рынке профессиональных систем, чтобы поставить одну камеру, нужна целая группа разных специалистов: альпинист, который повесит камеру на фасад дома; электромонтажник, который подключит ее к сети; системный администратор, который обеспечит трансляцию; водитель, который отвезет первых трех и камеру на место установки. Кто еще? А! Руководитель – как без начальства? Еще до этого надо составить проект, провести разные согласования, договориться с собственником здания, решить, где взять электропитание и каналы связи - целая история.
У нас же стоимость комплекта, как я говорил, 2000 рублей. Доставка обходится еще в 300-800 рублей, в зависимости от города. Еще надо добавить затраты на разработку и поиск операторов. Это установочные расходы. Плюс издержки в 300 рублей в месяц в виде компенсации оператору. Но всё-равно это на порядки дешевле, нежели делать такую сеть профессиональным способом.
- Неужели никто не придумал размещать камеры по вашей схеме?
Мне кажется, такой проект мог появиться только в России. В Европе и США системы мониторинга транспорта очень развиты, там и камер на дорогах много, и прочих датчиков. Индукционные петли, радары, инфракрасные детекторы – индустрия огромная. В Америке есть проект trafficland.com -- 10 тысяч камер в более чем 200 городах. Это профессиональная система видеонаблюдения транспорта, построенная на государственные деньги.
- Неужели совсем нет конкурентов?
Конечно есть, как без них. В 2012 году в Америке появилась koozoo.com. В конце того же года они привлекли $2,5 млн посевных инвестиций (нормальные у них посевные инвестиции!). В отличие от нас они предлагают всем ставить на окна свои старые смартфоны, в которых есть камера и WiFi. Правда, такое решение имеет и минусы. Во-первых, камеры старых смартфонов плохонькие (ночью в них ничего не видно). Во-вторых, в этом больше элемента фана, а не четкого фокуса на глобальные задачи. Хотя, конечно, с такими инвестициями они имеют все возможности найти свой фокус. Это вопрос итераций. У кого ресурсов больше, тот и больше итераций сделает. Ну, Россия не Америка, что ж поделать.
Забавно, их CEO нашел меня через общих знакомых в Фейсбуке и назадавал кучу вопросов по «Пробкам из Окна». Будет прикольно, если они что-то у нас скопируют – это же прецедент! Впрочем, коллеги из Америки, видимо, еще в самом начале пути. Скоро они заметят, что просто поставить телефон на окно во многих случаях не получится – оконное стекло превращается в зеркало. Мы побороли эту проблему, для чего придумали и запатентовали специальное приспособление. Американцам будет непросто.
Отчасти конкурентами можно считать корпоративные проекты. Некоторые интернет-провайдеры ставят на крышах IP-камеры. Например, в Киеве есть проект крупного телекома (videoprobki.ua). У них своя оптоволоконная сеть и сеть камер на ее основе, но этой сетью и ограничено покрытие. Так что такие проекты только отчасти конкуренты. Например, упомянутый киевский проект до России не дотянется. А вот мы можем дотянуться до Украины. Заявки на камеры оттуда уже поступают.
Есть государственные проекты так называемого «Безопасного города». Но они уж совсем не конкуренты. Даже скорее партнеры. Ведь мы можем поставлять для них данные.
- И все таки, возвращаясь к деньгам, вы же плотно занимались поиском инвестиций?
Да. В поиске инвестиций мы прошли все стадии. Про фонд Бортника я уже сказал. Для тех кто не знает – этот государственный фонд носит зубодробительное название «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере». Иван Михайлович Бортник – первый генеральный директор, а ныне председатель наблюдательного совета, еще во времена СССР заведовал о научно-технической политикой страны. Деньги от фонда Бортника – не инвестиции. Это безвозмездный грант. «Пробки из окна» получили от него 1 млн. рублей в первый год, и еще 2 млн. на следующий. Но было условие – паритетное частное инвестирование проекта. Эти вложения сделали мы сами.
В 2011 году, когда свои деньги кончились, мы продали миноритарный пакет за сумму чуть менее миллиона рублей. Имя инвестора непублично, «светиться» он не любит.
В 2012 году мы совершили более крупную сделку с бизнес-ангелом Алексеем Прудниковым. К этой сделке в 2013 году прибавилось еще 8 млн. рублей от еще одного государственного «Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере города Москвы» . Это уже реальная инвестиция, а не грант. Впрочем, условия работы с перечисленными фондами доступны на соответствующих сайтах.
- Значит, поиски инвесторов для вас закончились благополучно. И как планируете зарабатывать? Ведь инвесторы не добрые дяди и тети, они на что-то рассчитывают.
Да, инвесторы – не добрые дяди. Я бы даже сказал, инвесторы – недобрые дяди. Пока проект не окупается. Но мы уже представляем, как можем зарабатывать. Наш бизнес – создание и продажа контента. Во-первых, в картинку с камеры встраивать рекламу. Например, всплывающим баннером как в YouTube, или добавляя рекламных 10% к картинке, или брендируя логотипом. Тут нам на руку то, что авто-производители и страховые компании любят интернет-рекламу, для них она эффективна, а у нас подходящий контент.
Во-вторых, можно продавать «чистые картинки». Например, для СМИ. Новостные порталы уже начали вставлять трансляции с наших камер в статьи. Тематика – о пробках, о погоде, о проишествиях (иногда в обзор камер попадают аварии или пожары). Для СМИ это новый способ подачи материала. Формат, правда, только осваивается, но нам надо пытаться на этом зарабатывать. В-третьих, можно продавать видеоархивы. Сейчас запросы на архивы с камер поступают чуть ли не ежедневно. Например, был прецедент – житель Новосибирска с помощью нашего архива выиграл суд с ГИБДД о неправомерной эвакуации своего автомобиля.
Но все вышеперечисленное не первоочередная цель. Одна камера не интересна никому, но когда их тысячи – это уже товар. В формате «Пробок из окна» во главу угла поставлен рост числа камер и увеличение покрытия. Надо находить новых операторов, готовых подключить камеры, и увеличивать трафик. Например, недавно в Питере открывали новую развязку – у нас там уже была камера и за один день она дала 20% всего трафика!
Не менее важно увеличивать число просмотров картинок с камер. Сейчас у нас 100 тыс просмотров в сутки, в этом году мы планируем увеличить до 400 тыс. Для увеличения просмотров нужно увеличение партнеров. Безусловно, трафик есть и на сайте «Пробок из Окна», и у нашего пилотного мобильного приложения под Android и iOS. Но уже в самом начале мы поняли: привлекать трафик на сайт проекта – не простое дело. Интернет-аудитория приучена к картам Яндекса, Google, Mail.ru. Для потребителя удобно получать всю информацию в одном месте, и никуда не уходить с любимых сайтов. Камеры – это интересный и актуальный контент для карт, но это всё-таки это дополнительный контент. Чтобы обеспечить аудиторию, нам нужно заключать партнерские соглашения. Выигрывают все -- и партнеры, и мы, и пользователи.
Первым нашим партнером стал "Рамблер" (к сожалению, они закрыли свои карты), Mail.ru (http://maps.mail.ru) и некоторые новостные порталы: Комсомольская Правда (http://www.kp.ru/webcams), Вечерняя Москва (http://www.vmdaily.ru/probkiizokna), РИА «Новости» (http://inmsk.ru/webcams). Кроме того, камеры показываются на WebCamsTravel (http://ru.webcams.travel), а от них уже на картах Google (https://www.google.ru/maps).
Постепенно мы преодолеваем скептицизм со стороны крупных площадок. Есть интерес со стороны погодных, навигационных ресурсов, ну и по небольшим городским региональным порталам наш контент расползается довольно бодро. В этом году ожидаем, по крайней мере, еще две крупные интеграции.
- Что планируете делать дальше? И вот эта оговорка «в формате «Пробок из Окна». Это намек?
Из технических планов – переход к более живой трансляции. Сейчас у нас обновление с камер со скоростью кадр в минуту - мы переводим камеры на трансляцию видео до 1-2 кадра в секунду.
Если о «намеках», то проект постепенно перерастает видеомониторинг пробок и превращается в видеомониторинг городской среды. Камеры – это не только пробки, но и ДТП, происшествия, визуализация погоды, строительство (например, автомобильных развязок или станций метро). Наши камеры – это интересный контент. Так что уже осенью мы планируем выкатить обновление, и будем называться не «Пробки из окна», а «Город из окна» -- так правильнее! Заодно дистанцируемся от Яндекс.Пробок, с которыми нас постоянно сравнивают и путают (самые первые операторы на полном серьезе считали, что мы – это Яндекс).
Неожиданный, но полезный способ использования «Пробок» - мониторинг погоды. Оказывается, только с помощью «Пробок из Окна» можно узнать, в каком районе Москвы уже прошла гроза, а где – еще нет. Так при чем здесь «пробки»?
- Но это контентная составляющая, а ваш проект изначально был социально-направленным. Какие глобальные планы здесь?
Пока что мы озадачены ростом базы камер. Но ты прав, картинки с камер – это не просто картина, это данные. У нас не просто интернет-сайт, а довольно сложный инфраструктурный проект - это начинают понимать. Например, к нам обратилась консалтинговая компания с задачей анализа пешеходного и автомобильного трафика для оценки эффективности размещения наружной рекламы. Технически нам это по силам. Надеемся, что такой анализ понадобится не только рекламщикам. Мы рассчитываем на рост запросов на аналитику, направленную решить проблемы городов.
Мы оптимисты и верим в глобальные перспективы видеомониторинга по нашей модели. Всё-таки 80% информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения.
---
Резюме Сергея Ерёмина о проекте:
Сильные стороны: Хорошие темп и динамика. Проект обкатал модель масштабирования и готов к росту.
Слабые стороны: Не опробована ни одна модель коммерциализации. Гипотезы по заработку могут оказаться не состоятельными.
Возможности: Рост и масштабирование. Возможность решения задач глобального уровня, анализа и обобщения данных (городская безопасность, глобальный мониторинг)
Угрозы: Рост проекта порождает увеличение издержек, а не прибыли. Открытие в свободном доступе государственных камер.