Специалисты из Массачусетского технологического института и NASA опубликовали результаты нового исследования, в котором обнаружены минералы, образующиеся в воде, в семи образцах горных пород, собранных марсоходом Perseverance на Марсе. Образцы были взяты вдоль кратера Езеро (Jezero), который, согласно предположениям, является высохшим древним озером.
Согласно результатам исследования, опубликованным в журнале AGU Advances, горные породы, собранные марсоходом Perseverance в 2022 году, содержат минералы, которые обычно образуются в воде. Это означает, что породы изначально были отложены водой или могли образоваться в присутствии воды.
«Эти породы подтверждают наличие, по крайней мере временно, пригодной для жизни среды на Марсе», — сказала ведущий автор исследования Таня Босак, профессор геобиологии на кафедре наук о Земле, атмосфере и планетах Массачусетского технологического института.
Учёные обнаружили, что некоторые из собранных образцов могли изначально оказаться в древнем озере более 3,5 миллиардов лет назад — ещё до появления первых признаков жизни на Земле.
«Это самые древние породы, которые могли быть отложены водой, к которым мы когда-либо прикасались», — сказал соавтор Бенджамин Вайс, профессор Роберта Р. Шрока по наукам о Земле и планетах в Массачусетском технологическом институте.
Несмотря на то, что учёные не обнаружили органического вещества, которое является исходным материалом для жизни, они полагают, что образцы — это лучший шанс найти признаки древней марсианской жизни, как только породы будут доставлены на Землю для более детального анализа.
«На Земле, как только у нас появятся микроскопы с разрешением в нанометровом диапазоне и различные типы инструментов, которые мы не сможем установить на одном марсоходе, мы действительно сможем попытаться отыскать жизнь», — сказала Босак.
Исследование было проведено в рамках кампании марсохода Fan Front Campaign, которая была исследовательской фазой, в ходе которой Perseverance пересёк западный склон кратера Езеро. Учёные подозревают, что это — древняя дельта, созданная осадками, которые текли вместе с рекой и оседали в теперь совершенно сухом озёрном ложе.
Учёные также обнаружили сульфаты в некоторых образцах, собранных у основания. Сульфаты — это минералы, которые образуются в очень солёной воде, что является ещё одним признаком того, что в кратере когда-то была вода.
«Мы нашли много минералов, таких как карбонаты, которые образуют рифы на Земле. И это действительно идеальный материал, который может сохранять окаменелости микробной жизни», — сказала Босак.
Если бы весь кратер когда-то был заполнен очень солёной водой, то любой форме жизни было бы трудно процветать. Но если бы только дно озера было солёным, то это могло бы быть преимуществом, по крайней мере для сохранения любых признаков жизни, которые могли жить выше, в менее солёных слоях, которые в итоге опустились на дно.
В предыдущем исследовании Perseverance обнаружил то, что, по-видимому, было органическими молекулами в нескольких местах вдоль дна кратера Джезеро. Эти наблюдения были сделаны инструментом SHERLOC марсохода, который использует ультрафиолетовый свет для сканирования поверхности Марса. Если присутствует органика, то она может светиться.
Однако тщательный анализ, проведённый Евой Шеллер из Массачусетского технологического института, показал, что хотя определённые наблюдаемые длины волн могут быть признаками органического вещества, они также могут быть признаками веществ, не имеющих к нему никакого отношения.
«Оказывается, что металлы церия, включенные в минералы, на самом деле производят очень похожие сигналы, что и органическое вещество. При исследовании потенциальные органические сигналы были тесно связаны с фосфатными минералами, которые всегда содержат некоторое количество церия», — сказала Шеллер.
Работа Шеллер показывает, что измерения марсохода нельзя однозначно интерпретировать как наличие органического вещества.
«Это не плохие новости. Это просто говорит нам, что органического вещества там не очень много. Возможно, оно там всё же есть. Но чуть ниже предела обнаружения марсохода», — сказала Босак.
По словам Босак, когда собранные образцы наконец будут отправлены на Землю, лабораторные приборы будут обладать более чем достаточной чувствительностью, чтобы обнаружить любые органические вещества.