Ручная установка Arch Linux для кибербулочек с капустой

в 15:16, , рубрики: Новости

Подробный туториал посвящённый установке Arch Linux для абсолютных новичков.

В своё время, я потратил довольно много времени на то, чтобы разобраться с установкой. Данной статьёй я хочу предоставить своеобразный «shortcut», который был бы доступен каждому, независимо от опыта пользования Linux.

Главная особенность Arch ‑ очень гибкая настройка системы, которая предоставляется в самом начале установки. Новичку, такая свобода может показаться громоздкой и утомительной. Но, вероятнее всего, оно того стоит.

Гибкость системы позволяет создать окружение, которое будет полностью соответствовать твоим требованиям с самого начала, без необходимости упорно выкорчёвывать ненужный функционал.

Немалое количество интересного софта часто ориентировано именно на этот дистрибутив и его производные. С дистрибутивами попроще, возможно, придётся дополнительно попотеть.

Хорошая производительность на слабых машинах. Если её нехватает, всегда можно найти решение в качестве использования облегчённых графических окружений или полностью отказаться от них в самом начале (если, конечно, это удовлетворит твои потребности).

Помимо всего, это отличный способ глубже познать Linux, подружить себя с терминалом, и немного окунуться в системное администрирование.

В моём случае, однажды пересев с Windows на Arch, у меня категорически пропало желание возвращаться обратно или пользоваться другими, более «дружелюбными» дистрибутивами. Хотя, нужно понимать, что Arch это далеко не самое сложное решение из доступных.

Перед началом, моя первая рекомендация тебе — не брезгуй пользоваться официальным руководством и комбинируй его с прочтением данной статьи в случае возникновения трудностей.

Содержание

├─ Теоретическая часть
│ └─ 1.1 Про live‑окружение
├─ Работа с образом
│ ├─ 2.1 Скачивание образа
│ ├─ 2.2 Запись образа на USB накопитель
│ └─ 2.3 Загрузка образа
│ └─ 2.4 Разбираемся с UEFI и BIOS
├─ Настройка Live‑окружения
│ ├─ 3.1 О прокрутке в терминале (На заметку)
│ ├─ 3.2 Настройка Интернет‑соединения
│ │ ├─ 3.2.1 Проводное подключение
│ │ └─ 3.2.2 Беспроводное подключение
│ │ ├─ 3.2.2.1 Подключение к сети
│ │ ├─ 3.2.2.2 Разблокировка модуля
│ │ └─ 3.2.2.3 Подключение к сети (Продолжение)
│ ├─ 3.3 Обновление ключей и пакетов
│ └─ 3.4 Синхронизация даты и времени
├─ Подготовка диска
│ ├─ 4.1 Создание разделов
│ │ ├─ 4.1.1 Разделы для UEFI
│ │ └─ 4.1.2 Разделы для BIOS
│ ├─ 4.2 Форматирование разделов
│ └─ 4.3 Монтирование разделов
├─ Установка системы
│ ├─ 5.1 Установка пакетов
│ ├─ 5.2 Создание файла конфигурации разделов
│ └─ 5.3 Переход в установленную систему
├─ Настройка системы
│ ├─ 6.1 Системное время
│ ├─ 6.2 Локализация системы
│ ├─ 6.3 Включение Менеджера Сети
│ ├─ 6.4 Настройка загрузчика
│ ├─ 6.5 Настройка аккаунтов
│ │ ├─ 6.5.1 Объявление имени хоста
│ │ ├─ 6.5.2 Установка пароля суперпользователя
│ │ └─ 6.5.3 Добавление пользователя
│ ├─ 6.6 Установка менеджера входа
│ ├─ 6.7 Установка графического окружения
│ └─ 6.8 Перезагрузка
└─ Заключение

Теоретическая часть

Для начала необходимо разъяснить несколько моментов для более уверенного понимания того, чем мы будем заниматься. Настоятельно рекомендую читать от начала и до конца, особенно в случае каких‑либо проблем, поскольку некоторые из них решаются дальше по ходу статьи.

Давай сразу разберёмся с несколькими понятиями:

  • Live‑окружение — это система, работающая «на лету», посредством выгрузки самой себя в ОЗУ без установки на диск компьютера. Фактически, это и есть Arch, но без графического интерфейса и заточенный специально под установку полноценной системы на диск компьютера.

  • «Пакеты», «утилиты», «софт», «программы» — одинаковые понятия, смело ставь между ними равно. Но, «в среде Linux» чаще всего по отношению к программному обеспечению используются слова «пакеты» и «утилиты».

  • «Директория», «каталог», «папка» — одинаковые понятия, но в контексте Linux правильным считается использование слова «директория».

  • Монтирование (mount) — процесс «подключения» файловой системы в следствии которого диск или конкретный его раздел становится доступным для операционной системы.

  • Root‑пользователь — главный пользователь системы, имеющий полный контроль над ней и главным образом имеющий полный доступ к корневой директории «/».

  • Корневая директория «/» — главный каталог, в котором хранится вся система, начиная от пользовательских данных и заканчивая ядром. Даже если ты делишь дисковое пространство на разделы, они монтируются в «/mnt/...», «/run/media/user/...» или какую‑нибудь другую директорию, которая будет по‑прежнему находится внутри корневой «/».

  • Swap раздел — раздел диска отведённый под выгрузку данных из ОЗУ в случае нехватки оперативной памяти. Если ты знаком с файлом подкачки в Windows, то это фактически одно и то же.

Нет необходимости запоминать это всё и сразу, если для тебя в новинку. Если понадобится — вернёшься.

1.1 Про live-окружение

Процесс установки представляет собой запуск live‑окружения, его настройку, подготовку целевого диска, а также скачивание и установку пакетов, включая ядро и вспомогательные плюшки.

Установка разделяется на два глобальных этапа:

  1. Настройка Live‑окружения и установка системы.

  2. Настройка установленной системы.

На первом этапе мы настраиваем live‑окружение чтобы иметь возможность скачать и установить необходимые нам пакеты для работы системы в необходимые места.

На втором этапе, как следует из названия, мы настраиваем уже установленную систему.

Работа с образом

2.1 Скачивание образа

Пройди на официальную страницу для скачивания, жмяк сюда.

Здесь есть два варианта, которые тебе стоит рассмотреть:

  1. При помощи Торрента («BitTorrent Download (recommended)») — Данный вариант является рекомендованным.

  2. Прямое скачивание («HTTP Direct Downloads» — Если испытываешь какие‑то проблемы с использованием Торрента, промотай до раздела «HTTP Direct Downloads», где ниже увидишь список доступных серверов для прямого скачивания. Найди ближайшую к тебе страну и кликни по самому первому серверу, который она предоставляет.

2.2 Запись образа на USB накопитель

После скачивания образа, запиши его на сьёмный носитель.

Для записи образа на USB флешку настоятельно рекомендую Ventoy. После подготовки он позволяет записывать образы простым копированием их на флешку, а также предоставляет удобный multi‑boot (хранение множества образов одновременно на одной флешке и их выборочный запуск). — Пожалуй, это наилучшее решение из существующих на данный момент.

  1. Перейди на официальный сайт для скачивания Ventoy.

  2. Найди вкладку «Downloads».

  3. В таблице тебе будет доступно три варианта на выбор. Выбери любой, поскольку все три ссылки ведут на одну и ту же страницу на SourceForge.

  4. А теперь, в списке доступных файлов выбери архив в соответствии с твоей текущей операционной системой: ventoy-x.x.x-windows.zip или ventoy-x.x.x-linux.tar.gz.

После скачивания распакуй архив.

  • На Windows: ПКМ по архиву → «Извлечь всё» (или «Extract all»).

  • На Linux: Открой терминал → Выполни: tar -xzf <archive-name>.tar.gz.

Подробную инструкцию о том, как пользоваться Ventoy ты можешь поискать в Интернете.

2.3 Загрузка образа

Перейди в меню выбора загрузочного диска твоей материнской платы. Для этого, независимо от текущей системы, перезагрузись.

До и во время отображения логотипа материнской платы многократно прожимай клавишу для открытия меню выбора загрузочного устройства (может называться как «Boot Menu» или вроде того).

К примеру: На материнских платах от GIGABYTE, обычно, это клавиша F12. Твой случай может отличаться.

Ты можешь узнать конкретную клавишу для своей материнской платы на экране её загрузки или сходив за ней в Google.

В меню выбора загрузочного устройства выбери тот, на который ты установил свой образ. Заместь, если среди вариантов есть вариант с приставкой «UEFI:...» — обязательно выбери именно его. В противном случае, выбирай вариант без неё.

По завершению запуска образа ты увидишь так называемое «приглашение». Это информация о текущем пользователе и машине, от лица которого и на которой запущен терминал:

root@archiso ~ #

2.4 Разбираемся с UEFI и BIOS

На Хабр есть хорошая статья посвящённая различиям между этими двумя типами прошивок материнской платы: ознакомься.

Иначе, самый простой и наглядный способ понять, какая именно прошивка используется твоей материнской платой, это взглянуть на оформление её интерфейса. После входа в Boot Menu ты увидишь одно из двух:

  • BIOS отображается как грубое текстовое меню с простым (древним) интерфейсом.

  • UEFI предоставляет современный графический интерфейс с поддержкой мыши.

Это довольно важный этап, поскольку от него в последующем будут зависеть некоторые шаги установки. Как определишься, можем пойти дальше.

Впрочем, если на предыдущем этапе у тебя был вариант загрузки с носителя из под UEFI, то это явный признак того, что твоя материнская плата использует эту прошивку.

Настройка Live-окружения

Сначала необходимо настроить окружение. С помощью него будет осуществляться установка.

3.1 О прокрутке в терминале (На заметку)

Опциональный шаг.

В случае столкновения с проблемами в ходе установки, иногда полезно иметь возможность просмотреть предыдущие выводы терминала. «Из коробки» этой функции нет, но её можно реализовать с помощью утилиты tmux:

tmux

Стоит отметить, что tmux отображает историю терминала только после его запуска. Если планируешь его использовать, то запускай сразу, для сохранения всей истории.

Повторюсь, это не обязательно, но знать о наличии этой утилиты может быть полезно.

3.2 Настройка Интернет-соединения

Установка подразумевает скачивание пакетов. Поэтому, в самом начале необходимо убедиться, что система имеет доступ к Интернету.

Примечание: Желательно по возможности использовать проводное подключение, воизбежании проблем со стабильностью.

3.2.1 Проводное подключение

Если ты используешь проводное подключение, то никаких дополнительных действий не требуется.

Проверить подключение можно с помощью команды ping:

ping google.com

Достаточно нескольких секунд. Если пакеты принимаются, то всё хорошо. Используй «Ctrl + С» для завершения процесса.

3.2.2 Беспроводное подключение

3.2.2.1 Подключение к сети

В случае использования WiFi для доступа в Интернет, воспользуйся утилитой iwctl:

iwctl

Выведи список подключенных WiFi модулей:

device list

Появится таблица «Devices». В списке данной таблицы должен отображаться твой WiFi модуль. Скорее всего, он будет единственным. Запомни его имя.

Обрати внимание на колонку «Powered», её статус должен быть «on». В противном случае, тебе необходимо включить этот модуль:

device <module-name> set-property Powered on

Если ты сталкиваешься с ошибкой «Operation failed», ознакомься с разблокировкой модуля. Если нет, пропусти это.

3.2.2.2 Разблокировка модуля

Выйди из iwctl с помощью «Ctrl + C» Затем, выполни:

rfkill

Эта команда выведет список твоих устройств, включая сетевые адаптеры, Bluetooth и WiFi модули.

Найди устройство типа «wlan».

Если параметр HARD отображается как blocked, то это означает аппаратную блокировку WiFi модуля. Поищи физический свитчер на ноутбуке или обратись в Google. Если же «SOFT» отображается как «blocked», то просто разблокируй модуль:

rfkill unblock wlan

Если команда зависла с ошибкой «Invalid buffer destination», прерви её с помощью «Ctrl + C».

Перепроверь статус модуля:

rfkill

После разблокировки, WiFi модуль будет включен автоматически. Возвращайся к началу настройки беспроводного подключения.

3.2.2.3 Подключение к сети (Продолжение)

Получи список доступных сетей:

station <module-name> get-networks

Подключись к сети:

station <module-name> connect <network-name>

Если потребуется ввести пароль, — не отказывай себе в удовольствии.

Подключение успешно, если программа не выводит дополнительных сообщений. После успешного подключения выйди из iwctl с помощью сочетания «Ctrl + C».

Проверь подключение:

ping google.com

Нажми «Ctrl + С» для завершения процесса.

3.3 Обновление ключей и пакетов

Обнови пакетную базу чтобы в последствии иметь свежие версии пакетов:

pacman -Sy

Затем, обнови базу доверенных ключей. Это необходимо для подтверждения целостности устанавливаемых пакетов:

pacman-key --init

Затем:

pacman-key --populate archlinux

3.4 Синхронизация даты и времени

Правильно настроенное время в live‑окружении необходимо для избежания проблем со скачиванием пакетов. Проверь настройки даты и времени:

timedatectl

Убедись, что «System clock synchronized» имеет статус «yes». А если нет, то установи утилиту chrony:

pacman -S chrony

Запусти chrony:

systemctl start chronyd

(Обрати внимание на название запускаемой службы, её имя немного отличается от названия самой утилиты)

Перепроверь статус синхронизации времени:

timedatectl

Подготовка диска

Перед тем, как приступить к подготовке диска, убедись, что на нём нет важных данных.

4.1 Создание разделов

Директория — это папка. Но, в Linux не принято использовать это слово в данном контексте. Поэтому, папки мы называем директориями.

Раздел — это директория, под которую выделено отдельное дисковое пространство.

Справка по основным разделам:

  • Root — корневой раздел, содержащий системные файлы, а также директории для доступа к другим разделам (т. е. другие разделы);

  • EFI (Boot) — содержит загрузчик системы;

  • Swap — раздел подкачки, используемый в качестве дополнительного буфера памяти, в случае переполнения ОЗУ (по аналогии с файлом подкачки в Windows).

  • Home — домашняя директория пользователя.

Какие разделы нужны?

Количество разделов зависит от твоих потребностей и предпочтений.

Минимальная конфигурация:

  • Для систем с UEFI: только EFI и Root.

  • Для систем с BIOS: только Root.

Прибегай к ней только если у тебя совсем туго со свободным пространством на диске (около 20–30 GB) или если ты знаешь что делаешь.

Рекомендуемая и универсальная:

  • Для систем с UEFI: EFI, Swap, Root, Home.

  • Для систем с BIOS: Swap, Root, Home.

Отличие в конфигурациях для BIOS и UEFI заключается в отсутствии необходимости создавать раздел EFI (Boot) в случае с BIOS, т.к. загрузчик может быть помещён непосредственно в разделе Root.

Ты в праве создать, отформатировать, и смонтировать только те разделы, которые считаешь нужными для себя.

Приступим.

Просмотри информацию о имеющихся дисках и разделах:

lsblk

Вероятно, результаты вывода будут отличаться. Но, скорее всего, ты получишь что‑то похожее на это:

NAME        MAJ:MIN RM   SIZE RO TYPE MOUNTPOINTS
loop0         7:0  0  792.2M  1 loop  /run/archiso/airootfs
sda           8:0  1   14.8G  0 disk
├─sda1        8:1  1   14.8G  0 part
│ └─ventoy  254:0  0    1.1G  1 dm
└─sda2        8:2  1     32M  0 part
nvme0n1     259:0  0  238.5G  0 disk
├─nvme0n1p1 259:1  0  237.4G  0 part
└─nvme0n1p2 259:2  0      1G  0 part

Давай пробежимся по каждой строке вывода, который я привёл в пример:

loop0 - виртуальный диск live-окружения (работает из ОЗУ).

sda - диск, представляющий флешку, с которой было запущено live-окружение.
├─ sda1 - первый раздел диска sda.
│  └─ ventoy - подраздел раздела диска sda1.
└─ sda2 - второй раздел диска sda.

nvme0n1 - SSD диск, на который я планирую установить систему.
├─ nvme0n1p1 - первый раздел диска nvme0n1.
└─ nvme0n1p2 - второй раздел диска nvme0n1.

Определись, на какой диск ты будешь устанавливать систему, запомни его имя.

В случае, если подключено несколько дисков, ещё раз убедись, что будешь производить дальнейшие манипуляции именно с тем, на который можно устанавливать систему, во избежании потери важных данных.

Примечание: Если нужна дополнительная информация, воспользуйся командой fdisk с флагом list (опционально):

fdisk -l

Если ты столкнулся с тем, что из‑за большого количества подключенных дисков нужная информация оказывается за верхней границей экрана, рассмотри использование tmux (пункт 3.1).

Но, в основном, мы пользуемся lsblk.

Запусти утилиту fdisk с указанием пути к твоему диску. Путь всегда начинается с «/dev/»:

fdisk /dev/<disk-name>

К примеру, в моём случае это /dev/nvme0n1.

Управление fdisk представляет собой использование команд, каждая из которых представляет собой определённую букву. Чтобы просмотреть весь список доступных команд введи:

m

При первоначальном разделении диска создай новую таблицу разделов типа GPT (GUID Partition Table). Для этого введи:

g

Рекомендуемые размеры разделов:

  • UEFI — 512MB.

  • Swap — равен количеству ОЗУ. Желательно не менее 4, но не более 16 GB.

  • Root — не менее 20 GB. Чем больше, тем лучше. Я выделяю 60 GB.

  • Home — выделяй либо столько же, сколько и под Root, либо немного меньше или всё оставшееся место (если не будешь создавать раздел Backup).

Алгоритм создания разделов одинаков для каждого раздела, за исключением количества выделяемой памяти:

  1. Создай новый раздел: n

  2. Оставь «Partition number» по умолчанию, просто нажав Enter.

  3. Оставь «First sector» также по умолчанию.

  4. В качестве «Last sector» укажи размер раздела в формате: +<amount><GB/MB>

(Размер раздела может быть указан следующим образом (к примеру): +512MB или +60GB, и т. д.)

Таким образом, создай необходимые тебе разделы.

Для последнего раздела можно выделить оставшуюся память не указывая размер на последнем этапе («Last sector»).

Если fdisk будет указывать на наличие существующей сигнатуры (сообщение «Partition <num> contains a <type> signature»), согласись на её удаление:

y

Когда закончишь нарезать разделы, примени изменения:

w

Перепроверь проделанную работу:

lsblk

4.2 Форматирование разделов

Следующим этапом будет форматирование разделов в определённые типы файловых систем. Предоставленные ниже команды форматируют разделы в рекомендуемые форматы. Если у тебя нет личных предпочтений, просто следуй инструкции.

Если ты не создавал какой‑либо из ниже представленных разделов — пропусти команду.

Форматирование EFI (Boot) в FAT32:

mkfs.vfat /dev/<efi-partition>

Форматирование Swap:

mkswap /dev/<swap-partition>

Форматирование Root в EXT4:

mkfs.ext4 /dev/<root-partition>

Для всех остальных разделов используй то же форматирование, что и для раздела Root.

4.3 Монтирование разделов

Тебе необходимо монтировать созданные разделы чтобы сделать их доступными для live‑окружения.

Принцип тот же: если ты не создавал какой‑либо из перечисленных разделов, — пропускай.

Создай директорию «/boot» для EFI раздела:

mkdir /mnt/boot

Смонтируй Boot:

mount /dev/<boot-partition> /mnt/boot

Смонтируй Swap:

swapon /dev/<swap-partition>

Смонтируй Root:

mount /dev/<root-partition> /mnt/

Создай директорию «/home» для раздела Home:

mkdir /mnt/home

Смонтируй Home:

mount /dev/<home-partition> /mnt/home

Монтировать раздел «/backup» на данном этапе нет смысла. Ты сделаешь это тогда, когда он тебе понадобится.

Перепроверь монтированные разделы. Теперь, они должны появится в колонке «MOUNTPOINTS»:

lsblk

Установка системы

5.1 Установка пакетов

В качестве минимального набора рекомендую следующие пакеты:

pacstrap -K /mnt base base-devel linux linux-firmware xorg-server xorg-xinit efibootmgr grub os-prober sudo vim man bash-completion networkmanager git konsole firefox

Данная команда установит ядро Linux, необходимые пакеты для его работы, а также ПО для минимально комфортного взаимодействия с системой.

Небольшой список полезных пакетов, которые могут упростить жизнь на старте.

  • «neofetch» — Помогает быстро получить информацию о системе.

  • «dolphin» — Графический файловый менеджер.

  • «qview» — Простой обозреватель фотографий.

  • «vlc» — Классический видеоплеер.

  • «audacious» — Лёгкий аудиоплеер.

  • «htop» — Мониторинг системы, управление процессами. Работает в терминале, с имитацией графического интерфейса. Выполняет почти те же функции, что и «Диспетчер задач» в Windows.

  • «libreoffice‑fresh» — Пакет офисных программ (альтернатива пакету Office от Microsoft).

  • “code” — Visual Studio Code.

(Просто допиши названия нужных пакетов в конце выше предоставленной команды «pacstrap»)

Ты можешь установить дополнительные пакеты, узнав их названия в Интернете (если, конечно же, они доступны в официальном репозитории). Но в качестве твоей первой установки, можешь ограничиться предложенным мною списком.

На Arch полно самостоятельных аналогов программ существующих на Windows, а также не мало их официальных и неофициальных портов.

5.2 Создание файла конфигурации разделов

Файл fstab хранит в себе информацию о твоих дисках, которая необходима для их распознавания системой. Сгенерируй его:

genfstab -U /mnt >> /mnt/etc/fstab

На будущее: Иногда, после установки или восстановления можно столкнуться с тем, что Grub (загрузчик) не видит систему (в списке будет отсутствовать пункт «Arch»). И скорее всего, проблема будет заключаться в файле fstab. Вот тебе очередной байт на ещё одну мою статью.

Опционально: Ты можешь проверить конфигурацию файла и убедиться, что система видит все разделы, которые ты создал:

vim /mnt/etc/fstab

Файл fstab откроется в текстовом редакторе Vim. Как удостоверишься, что всё на месте, выйди из редактора, набери на клавиатуре:

:q

И нажми Enter.

Более подробный материал по использованию редактора Vim ты можешь найти в Интернете.

5.3 Переход в установленную систему

Переход в систему, также известный как «chroot», необходим для перехода из live‑окружения в окружение системы, которую мы только что установили. Выполни:

arch-chroot /mnt

Примечание: ты попадёшь в окружение установленной системы, а значит, будут доступны только те пакеты, которые ты прописал для установки в пункте 5.1. Поэтому, если столкнёшься с тем, что системе не удаётся найти какую‑либо программу при её запуске, возможно, ты что‑то пропустил. Ты можешь доустановить необходимые пакеты с помощью pacman:

pacman -S <package-name>

Настройка системы

6.1 Системное время

Для начала установи часовой пояс:

ln -sf /usr/share/zoneinfo/<Region>/<City> /etc/localtime

Замени <Region> и <City> на актуальные для тебя регион и город. К примеру: /Europe/Moscow или /Asia/Bishkek.

Если не уверен в том, что конкретно тебе вводить, просмотри все доступные регионы:

ls /usr/share/zoneinfo

Эта команда позволит просмотреть директорию «zoneinfo», в которой содержатся директории представляющие собой регионы.

Для просмотра всех доступных городов в определённом регионе, введи его название внутри директории «zoneinfo»:

ls /usr/share/zoneinfo/<Region>

Выведет все возможные города конкретного региона.

Сгенерируй файл «adjtime» для синхронизации аппаратного времени:

hwclock --systohc

6.2 Локализация системы

Примечание: Рекомендую тебе использовать только английский язык интерфейса. Основная часть материла по Linux на английском языке, русификация (или использование любого другого языка) может только помешать поиску решения проблем (а я гарантирую, что ты с ними столкнёшься). Помимо этого, полностью русифицировать систему не предоставляется возможным. К примеру, часть вывода в терминале будет на русском, а часть по‑прежнему на английском. И да, ты можешь добавить любой другой язык раскладки клавиатуры позже.

Установка языка производится посредством раскомментирования строки с необходимым языком и его кодировкой в файле «locale.gen». Для редактирования текстовых файлов я рекомендую использовать Vim:

vim /etc/locale.gen

Перед тобой откроется данный файл в редакторе Vim. Введи знак back‑slash чтобы перейти в режим поиска по файлу:

/

Найди нужный язык системы начав вводить его название. К примеру, английский язык это «en_US». Для английского языка найди строку: «#en_US.UTF-8 UTF-8».

Как найдёшь, — нажми «Enter».

Теперь, когда курсор на нужной строке, перейди в режим редактирования. Нажми на клавиатуре:

i

Сотри знак решётки «#» перед строкой конфигурации нужного языка. Должно получится так: «en_US.UTF-8 UTF-8».

Нажми Esc.

Чтобы сохранить изменения и выйти из редактора, набери на клавиатуре:

:wq

Нажми Enter.

Открой следующий файл:

vim /etc/locale.conf

Файл будет пустым. Перейди в режим редактирования:

i

Для английского языка введи следующее:

LANG=en_US.UTF-8

Набери для сохранения и выхода из редактора:

:wq

Нажми Enter.

Сгенерируй локали чтобы система подхватила настройки:

locale-gen

6.3 Включение Менеджера Сети

Добавь NetworkManager в автозагрузку чтобы после перезапуска иметь доступ в Интернет:

systemctl enable NetworkManager

6.4 Настройка загрузчика

Установи GRUB:

grub-install --target=x86_64-efi --efi-directory=/boot --bootloader-id=GRUB

Затем, конфигурируй его:

grub-mkconfig -o /boot/grub/grub.cfg

6.5 Настройка аккаунтов

Настройка аккаунтов подразумевает указание имени хоста, пароля для Root пользователя, а также создание второго пользователя с Root правами. В принципе, создание второго пользователя не обязательно, но это хорошая практика с точки зрения безопасности системы.

6.5.1 Объявление имени хоста

Далее следует задать имя хоста. Другими словами, имя твоего компьютера в локальной сети:

vim /etc/hostname

Перейди в режим редактирования:

i

Теперь введи любое название компьютера, которое тебе нравится. К примеру, для личного пользования, ты можешь назвать его как «desktop» или «pc». Для удобства желательно придумать что‑нибудь компактное.

Затем, сохрани и выйди:

:wq

6.5.2 Установка пароля суперпользователя

Используй для установки пароля Root пользователя:

passwd <password>

Придумай пароль. Если это твоя домашняя машина, то можешь задать что‑нибудь простое.

6.5.3 Создание второго пользователя

Теперь добавим нового пользователя, под которым мы будем сидеть основную часть времени. Придумай ему имя. Здесь тоже, всё зависит от твоего воображения:

useradd -m -G wheel -s /bin/bash <name>

Если с воображением совсем плохо, можешь назвать его «user».

Задай для него пароль, введя имя твоего пользователя после «passwd»:

passwd <name>

Вводить его придётся довольно часто, помни об этом.

Теперь, необходимо настроить доступные привилегии для твоего пользователя. Введи:

EDITOR=vim visudo

Спустись вниз и найди строку: «#%wheel ALL=(ALL:ALL) ALL».

Раскомментируй данную строку удалив символ решётки «#».

Сохраняйся и выходи:

:wq

6.6 Установка менеджера входа

Менеджер входа отвечает за аутентификацию пользователя при входе в систему (после перезагрузки, к примеру).

Существует множество менеджеров входа на любой вкус и цвет, и как почти всё на Linux ориентированно на дополнительную гибкую кастомизацию по желанию.

Предлагаю сильно не заострять своё внимание на выборе менеджера на начальных этапах.

Установим один из самых популярных и «классических» менеджеров входа в систему — SDDM:

pacman -S sddm

После установки SDDM, добавь его в автозагрузку:

systemctl enable sddm

6.7 Установка графического окружения

В зависимости от того, какое графическое окружение ты выберешь, это напрямую повлияет на твой пользовательский опыт: дизайн интерфейса, функционал, и производительность. Существуют как полноценные графические окружения, так и оконные менеджеры.

  • Графическое окружение — предоставляет готовый интерфейс с предустановленным набором программ. Зачастую это эквивалентно «бери и пользуйся». Удобный выбор для новичков.

  • Оконный менеджер — предоставляет чистую графическую среду «из коробки» обеспечивающую только менеджмент окон. Не устанавливает дополнительного софта кроме необходимых зависимостей для своей работы. Всегда требует тщательной надстройки под свои нужды. Позволяет настроить внешний вид и графический функционал системы почти что с нуля.

Предлагаю рассмотреть выбор графического окружения.

В будущем, если тебе захочется чего‑то большего (или... наоборот, меньшего) ты сможешь перейти на какой‑нибудь оконный менеджер.

Одним из наиболее популярных и гибких графически окружений является KDE Plasma. Установка проста и не требует дальнейшего рытья в файлах конфигурации для начала работы.

pacman -S plasma

6.8 Перезагрузка

Поздравляю. Осталось самое лёгкое.

Выйди из chroot:

exit

Перезагрузись в установленную систему:

reboot

Когда система загрузится, ты увидишь менеджер входа, где нужно будет ввести пароль от своего пользователя (мы его называли вторым пользователем). Логинься и наслаждайся.

Чтобы открыть терминал (в нашем случае мы установили Konsole), нажми Win на клавиатуре и введи его название, по аналогии с меню Пуск в Windows.

Несколько заметок касаемо первого использования Arch Linux:

  • Reddit и другие форумы. Не стесняйся искать решения проблем и задавать вопросы на форумах и сообществах. Reddit может быть первым местом, куда тебе стоит пойти, если ты не нашёл решения своей проблемы в других местах Интернета.

  • Терминал. Не брезгуй пользоваться терминалом. Да, если ранее у тебя не было опыта, то это может быть немного затруднительно на первых этапах. Привыкай. Потому что когда тебе всё же придётся сделать что‑то вне графической оболочки, ты почувствуешь себя ёжиком в тумане. Если ты намерен продвигаться в изучении Linux, то постоянно сидеть за GUI точно не выйдет.

  • Пакетные менеджеры. Рекомендую сразу после установки познакомиться с пакетными менеджерами: pacman и yay. Первый предоставляет возможность скачивание пакетов из официального Arch репозитория. Второй предоставляет доступ к пользовательскому репозиторию, так называемому «AUR». Те пакеты, которых нет в pacman, наверняка найдутся в yay. Вместе с этим, познакомься с компиляцией программ с помощью CMake, но этим можно знаться уже позже, по необходимости.

  • Веди заметки. Воспользуйся Obsidian или Notion (или чем‑либо ещё) чтобы удобно вести заметки о твоих приключениях в мире Linux. А если конкретнее, то чтобы удобно выписывать решения проблем. Поверь, это значительно продвинет твою скорость в изучении не только Arch, но и Linux в целом. Порой, быстрее найти решение в заметках, которое было написано тобой, на понятном тебе языке и пойти по уже проталиной дороге, нежели разбираться в чём‑либо заново, в очередной раз занимаясь поиском информации, которую ты уже когда‑то находил.

  • Резервное копирование. Сам Arch стабилен, а вот графические окружения и оконные менеджеры (и в целом, ПО, которое ты устанавливаешь) действительно иногда могут доставлять неприятностей, особенно в начале, когда ты только учишься ими пользоваться. Ознакомься с утилитой TimeShift. Она очень проста в использовании и позволяет создавать снапшоты — быстрые резервные копии (снимки) системы. Это очень полезно. Поверь, в первое время велика вероятность столкнуться с частыми переустановками системы, ибо «накосячил». Правда, иногда TimeShift оставляет некоторую «грязь» после восстановления снимка системы — остатки тех изменения, в следствии которых ты решил «откатиться». Поэтому, вместе с TimeShift ознакомься с утилитой rsync. Она позволяет создавать полные резервные копии системы. По факту всё, что необходимо для создания резервной копии — это скопировать всю корневую директорию «/» куда‑нибудь в укромное место и при необходимости отформатировать диск с текущей системой, после чего скопировать резервную копию обратно. Rsync позволяет сделать это чуточку быстрее, нежели обычное копирование (к примеру, с помощью команды cp), а также предоставляет дополнительные опции, которые упрощают процесс копирования файлов (исключение файлов, игнорирование существующих файлов и т. д.). В общем, регулярное резервное копирование это твоё всё.

Автор: tozzemon

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js