Последние сто лет производительность труда ежегодно растёт. Благодаря научно-техническому прогрессу человек с компьютером заменяет тысячу бухгалтеров и вычислителей 19 века. Но не работает меньше. Скорее наоборот. Он работает больше.
В конце 19 века считалось, что промышленная революция приведёт к постепенному сокращению рабочей недели с увеличением свободного времени, посвящённого саморазвитию и социальной активности. Такие же надежды связывались с компьютерами и автоматизацией. Всё будут делать роботы, а человек сможет отдохнуть и заняться более высокими делами, творчеством, наукой и философскими диспутами. Один из самых известных экономистов Джон Кейнс в 1930 году прогнозировал, что к концу столетия люди будут работать не более 15 часов в неделю.
Как видим, этого не произошло.
Создаётся впечатление, что люди работают даже больше, чем раньше. Например, средневековые крестьяне могли позволить недельные гуляния на свадьбах и праздниках вроде Пасхи. Они практически не работали в зимний период. Аристократы 18 века целые дни проводили в философских диспутах за кофе и кальяном:
Кофейня в Каире, 18 век
Даже самые древние предки, охотники-собиратели, трудились несколько часов в день (причём в лесу, на природе, а не в душном офисе), добывая пищу, при этом рацион их питания с десятками видами животных и птицы на порядок разнообразнее современного ограниченного рациона из двух-трёх видов зерна и мяса, который распространился после аграрной революции, вместе с бурным ростом населения и частыми случаями массового голода из-за неурожая.
Так что происходит? Почему люди работают всё больше? Почему никакая автоматизация не приводит к сокращению количества рабочих часов у человека с увеличением его качества жизни? Почему люди даже в отпуске и дома проверяют рабочий мессенджер? Откуда взялась современная одержимость работой?
Это очень интересный социально-культурный феномен.
Сегодня в корпоративной среде зачастую пропагандируется трудоголизм (hustle-культура). Считается, что много работать — это почётно и достойно уважения. Успешный человек «должен быть всё время занят» и много усилий уходит на то, чтобы выглядеть занятым.
Понятно, почему такая культура насаживается со стороны работодателя: ему это выгодно, как и бесплатная раздача кофе-энергетиков и еды на рабочем месте. Ему выгодно выжимать из сотрудников все соки, чтобы они трудились с утра до ночи, буквально ели и пили на рабочем месте. После выгорания, увольнения или самоубийства фирма просто набирает новых сотрудников, так устроен обычный конвейер.
Но многие люди заражаются этой корпоративной культурой. Они называют себя «успешными», если у них много дел, плотно забитый график встреч и совещаний и они работают по 70 часов в неделю. Но в чём же успех, если у человека буквально нет времени на жизнь? Казалось бы, какой смысл тогда в заработанных деньгах, которые всё равно инвестируются в дальнейшее развитие, чтобы заработать ещё больше?
Например, человек берёт ипотеку на дорогую квартиру в центре города рядом с офисом, чтобы не тратить много времени на дорогу. А работа необходима, иначе как платить ипотеку… И люди не видят очевидного парадокса в своей логике.
Даже если у человека нет важных дел, он всё равно притворяется сильно занятым. Это считается признаком глубокой и очень профессиональной вовлечённости в важное дело, жизненно важное для долгосрочных интересов организации.
▍ Время — самый ценный ресурс
К сожалению, между деньгами и временем люди выбирают деньги. Если предложить человеку свободное время или тысячу долларов за работу, он выберет второй вариант. И будет выбирать его без конца, пока не умрёт от усталости и старости, загнанный как лошадь. Это чем-то похоже на эксперимент с крысой, которая постоянно нажимала на кнопку для стимулирования удовольствия вместо кнопки, дающей еду, пока не умерла с голоду.
В США 46% работников не используют полностью оплачиваемый отпуск (там отпуск не является обязательным по закону):
Конечно, смещение жизненного баланса в сторону уменьшения отдыха негативно отражается на психическом здоровье людей. США находится в числе мировых лидеров по уровню употребления антидепрессантов и числу самоубийств.
В то же время если человек в качестве основного ресурса выбирает время, а не на деньги, это положительно отражается на уровне счастья и удовлетворённости жизнью.
И время, и деньги — это дефицитные ресурсы, в отсутствие которых человек испытывает стресс. Но дефицит времени для человека особенно опасен, потому что на фоне стресса он начинает неправильно питаться, испытывает проблемы со сном, пренебрегает физическими упражнениями, рискует ожирением — и в результате сильно подрывает своё здоровье, что часто ведёт к летальному исходу из-за инфарктов, диабета и др.
Говорить «нет» на работе — это крайне полезный навык, который делает человека более счастливым. Избавляться от лишних дел и дедлайнов, разгружать расписание, освобождать время для жизни. К сожалению, многие понимают это слишком поздно, только на пенсии… А в текущем моменте боятся упустить возможность или негативных последствий отказа — и нагружают себя всё больше и больше. Хотя на самом деле вежливый отказ в просьбе повышает уважение к специалисту, а не наоборот.
Согласно выводам из многочисленных научных исследований на тему ментального здоровья, для улучшения психологического состояния желательно придерживаться следующих правил:
- Концентрироваться на времени, а не деньгах
- Покупать время, но не слишком много
- Покупать впечатления, а не вещи
- Не забывать об отдыхе
- Наслаждаться обычными моментами жизни
- Наполнять недели (но не часы) разнообразием
- Проводить время с близкими людьми
▍ Четырёхдневная неделя
Каждый сам выбирает, сколько времени тратить на работу. Если работа сильно нравится, то хочется погрузиться в неё с головой и не вылезать оттуда. Но ради сохранения баланса специалисты советуют ограничить рабочее время. Возможно, в ближайшее время состоится переход человечества на четырёхдневную рабочую неделю, что тоже поможет бороться с вредоносным трудоголизмом.
Эксперименты с четырёхдневкой (32 рабочих часа) в некоторых компаниях показывают положительный результат: сотрудники довольны, лояльность работодателю повышается, производительность труда тоже растёт. По итогам эксперимента в 19 странах ни одна (!) компания не вернулась обратно на пятидневку. Наверное, теперь им это кажется каким-то варварством, как мы смотрим на шестидневную рабочую неделю, общепринятую в начале 20 века. Ведь когда-то и 40-часовая неделя казалась недостижимым идеалом:
Сотрудники компании Woolworth (США) бастуют за введение 40-часовой рабочей недели в 1937 году. Underwood Archives/Getty Images
До сих пор единственный выходной в неделю (воскресенье) остаётся в Мексике, Индии и некоторых других странах третьего мира, в странах бывшего соцлагеря периодически проводят «субботники» с той же целью — увеличить рабочую неделю и эксплуатировать бесплатный труд, но для западной цивилизации это уже нонсенс.
Владимир Ленин на всероссийском субботнике 1 мая 1920 года, Википедия
В США 32-часовую неделю предлагают закрепить законодательно:
«Переход на 32-часовую рабочую неделю без потери зарплаты — это не радикальная идея, — говорит Берни Сандерс, сенатор от штата Вермонт. — Сегодня производительность американских рабочих в пять раз выше, чем в 1940-х. И всё же миллионы американцев работают больше часов за более низкую зарплату, чем десятилетия назад. Это необходимо изменить. Финансовые выгоды от серьёзных достижений в области искусственного интеллекта, автоматизации и новых технологий должен получать рабочий класс, а не только руководители корпораций и богатые держатели акций на Уолл-стрит. Пришло время снизить уровень стресса и позволить людям наслаждаться более высоким качеством жизни. Пришло время ввести 32-часовую рабочую неделю без потери в зарплате».
Сложно не согласиться с этими словами.
Работник интеллектуального труда, чей труд требует высокой концентрации внимания, сохраняет максимальную концентрацию не дольше трёх-четырёх часов в день. Поэтому логично уменьшить продолжительность рабочего дня до этого промежутка. В остальное время работник может размышлять над проектом где-нибудь на беговой дорожке или дома.
В перспективе четырёхдневная рабочая неделя по три часа часа в день кажется наиболее оптимальной с точки зрения производительности для работников интеллектуального труда.
Если в Америке примут The Thirty-Two-Hour Workweek Act («Закон о 32-часовой рабочей неделе»), это будет шаг в правильном направлении. Сокращение рабочего времени с повышением зарплаты пропорционально повышению производительности — действительно справедливое решение.
Как вариант, вместо сокращения рабочей недели человек может выбрать ранний выход на пенсию. Например, метод FIRE предусматривает экстремальные накопления в размере 50-90% от зарплаты в течение нескольких лет, после чего можно расслабиться и почти не работать до конца жизни.
Хотя наверняка против этого выступят корпорации и крупный бизнес, который сейчас оставляет себе всю дополнительную прибыль от роста производительности труда сотрудников, не увеличивая их зарплаты. Некоторые даже выступают за возвращение шестидневной рабочей недели, ссылаясь на нехватку персонала.
В исторической перспективе рост производительности труда в экономике не приводит к уменьшению работы или пропорциональному увеличению зарплаты. Вся добавочная прибыль остаётся менеджерам и акционерам.
▍ Антирост
Есть мнение, что сокращение размеров экономики, то есть антирост — это нормальный путь развития, который может спасти человечество, предотвратив смертельные для людей климатические изменения.
Ведь развитие не обязательно должно быть за счёт экспансии и увеличения потребления. Может быть развитие через сокращение. Для этого нужно отказаться от идеализации ВВП, инфляции и некоторых других концепций.
В 1973 году британский экономист Эрнст Фридрих Шумахер опубликовал книгу «Small Is Beautiful: Исследование экономики, как если бы люди имели значение» с критическим анализом мировой экономической системы и материалистического сциентизма (философско-мировоззренческая и жизненная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью). Спустя двадцать лет книга вошла в список ста самых важных послевоенных книг по версии The Times Literary Supplement.
Сколько лет осталось человечеству, если оно продолжит развитие по пути экспансии с повсеместным внедрением ИИ? С такими темпами это скорее 5 лет, чем 50. Неудивительно, что поднимают голову движения неолуддитов и неокоммунистов…
Для покупки ненужных вещей, машин и квартир люди готовы тратить жизнь на ненавистную работу. Они жалуются на нехватку свободного времени, но при этом гордятся своей занятостью. Со всех сторон транслируется реклама, которая стимулирует потребление: покупать всё больше товаров и услуг. Социальный статус и успех в жизни в сознании многих людей соотносятся с финансовым доходом, количеством вещей в собственности и дорогими развлечениями.
Стоимость любой вещи можно посчитать в днях жизни. Например, если человек купил айфон за $1000 при зарплате $5 в час, то за этот телефон он отдал примерно две недели своей жизни, не считая сон. Чашечка кофе в ресторане? Полчаса жизни. При трате денег полезно производить такой расчёт, чтобы понимать цену, которую мы платим за вещи и удовольствия. Стоит ли тратить жизнь на это?
Сегодня нейросети помогают ещё больше увеличить производительность труда, особенно на низкоквалифицированных профессиях, которые не требуют глубокой экспертизы. Например, директора почти любой компании легко заменить на ChatGPT. Тот не требует зарплаты, бонусов, да к тому же показывает бóльшую эффективность управленческих решений:
То же самое касается многих менеджеров, маркетологов, копирайтеров и работников других профессий. Для более квалифицированных профессионалов LLM значительно повышает производительность их труда. Главное, чтобы это повышение производительности на самом деле помогало людям — давало им больше свободного времени, повышая реальное качество жизни, а не просто умножало цифры на счету.
По теме:
- «Во славу безделья» (1932), Бертран Рассел
- «Досуг основа культуры», Джозеф Пайпер
- «Свободное время: история неуловимого идеала»
- «Больше нет времени нюхать розы» (обзор книги «Переработка американцев: неожиданное снижение досуга», Джульетта Шор)
Автор: Анатолий Ализар