Если на старости лет ты начал заниматься «Спектрумами», остановиться уже невозможно. Совсем недавно я вернул к жизни подаренный мне друзьями клон ZX Spectrum под названием «Композит», и вот мне представился случай приобрести прекрасно сохранившийся экземпляр советского персонального компьютера «Дельта-С» 1990 года выпуска. Удержаться от соблазна было решительно невозможно: я купил этот ПК и с нетерпением принялся ждать его доставки из далёкой Перми. Конечно, оставалась вероятность, что машина на деле окажется неисправной, но кто не рискует, тот не играет в Lode Runner.
«Дельта-С» — это по-своему уникальная машина. Первую версию этого «бытового персонального компьютера» начал выпускать Чебоксарский приборный завод совместно с предприятием «Сеспель» ещё в 1989 году. Компьютер собирался на основе японского аналога Zilog Z80 — микросхемы NEC D70008C (NEC Z80L). Оперативная память была скомпонована двумя типами чипов: КР565РУ6 (16 Кбайт) и КР565РУ5 (32 Кбайта). ПЗУ имело собственную прошивку: при включении компьютера на экране появлялась надпись «© 1989 Delta» вместо традиционной для модели Spectrum 48K строки «© 1982 Sinclair Research Ltd».
В 1991 году аналогичный компьютер выпускался в Зеленограде на заводе «Микрон» и в Чебоксарах на предприятии «Элара». Конструктивно они были похожи, немного отличался только внешний вид корпуса и отдельные элементы на плате. А в 1992-м курское предприятие «Прибор» выпустило модификацию «Дельты» с более качественной мембранной клавиатурой и встроенным видеоконтроллером на базе микросхемы Т34ВГ1, которая объединяла в себе почти всю видеоподсистему классического «Спекки».
Мой экземпляр «Дельты-С» выпущен на Чебоксарском «Сеспеле» в декабре 1990 года, о чём свидетельствует шильдик на нижней крышке корпуса. Сохранился и серийный номер компьютера: 0111580.
А вот продан покупателю он был 5 января уже следующего, 1991 года — об этом говорит этикетка на заводской транспортировочной коробке.
Пожалуй, главной отличительной особенностью «Дельты-С» можно назвать её уникальную 60-клавишную клавиатуру, прозванную в народе «стекляшкой»: пластиковые подпружиненные кнопки были закрыты прозрачными колпачками, под которыми проложены бумажки с отпечатанным назначением клавиш.
Преимущество такой конструкции по сравнению с традиционными кнопками, на которые налеплены цветные наклейки, заключается в том, что эти самые наклейки не отваливаются со временем и не замусоливаются от прикосновения пальцев. Всё остальное — сплошные недостатки: кнопки регулярно заедают в нажатом положении (чтобы этого не происходило, нажимать надо с определённым усилием и строго по центру), ход у разных клавиш заметно отличается, а «пробел» конструкторам и вовсе пришлось разделить пополам, чтобы его не заклинивало. Ухищрение не помогло: заедает эта клавиша постоянно (зато в играх, где на «пробел» назначена стрельба, можно не заморачиваться и просто нажать на эту кнопку, после чего с вероятностью в 90% её заклинит). Да и сама плата клавиатуры никак не закреплена в корпусе компьютера: она фиксируется благодаря двум утопленным в пазы выступам, и при любом движении заметно болтается. Пришлось применить средство, на котором держится современная цивилизация — синюю изоленту двусторонний скотч. В общем, не клавиатура, а сплошное мучение.
Корпус выполнен из чёрного пластика и фиксируется четырьмя винтами снизу. Его геометрические размеры — 50х219х334 мм, вес компьютера составляет 2,2 кг. При этом корпус устроен таким образом, что клавиатура имеет наклон — это повышает удобство работы с ней и выгодно отличает «Дельту» от других советских (и ранних российских) клонов «Спектрума», где клавиши располагаются строго горизонтально. Блок питания на 5 вольт, как это обычно и бывает на таких машинах, собран отдельно — в довольно элегантном корпусе: большая кнопка включения располагается сверху, а на лицевую панель выведен индикатор питания.
На обратной стороне моноблока расположены два семиштырьковых разъёма для подключения джойстиков, при этом поддерживаются как Kempston, так и Interface 2 (Sinclair). Рядом предусмотрены пятиштырьковые разъёмы для присоединения магнитофона и телевизора, разъём питания, кнопка Reset, а также три подстроечных резистора, с использованием которых можно регулировать уровень видеосигнала отдельно по каналам R, G и B. Никогда раньше не видел подобную очень полезную штуку: она даёт возможность «подкрутить» картинку и на старых телевизорах с подсевшим кинескопом, и на современных ЖК, изображение на матрицах которых далеко не всегда выглядит аутентично. Картинку «Дельта» выдавала стандартную для «Спектрумов»: разрешением 192х256 пикселов на 8 цветов с двумя градациями яркости.
Если снять крышку, то мы увидим плату компьютера: она заметно отличается от традиционной компоновки «Ленинграда» (в глаза сразу бросается отсутствие макетного участка). Кроме того, на ней распаян динамик-бипер, расположенный слева вверху. Плата целиком собрана на советской логике — за исключением процессора.
А вот справа виднеется необычный для отечественных «Синклеров» интерфейсный разъём СНП59-64, на который выведена шина ZX BUS — правда, на ней почему-то не распаян сигнал CLOCK. В боковой крышке корпуса должно быть предусмотрено специальное окошечко для этого интерфейса, но на своей «Дельте» я его не обнаружил. К разъёму можно подключать различную периферию, совместимую с ZX Spectrum, в частности, внешний контроллер дисковода, который выпускала чебоксарская «Элара» и Курский завод электроники, либо модуль, расширяющий музыкальные возможности компьютера.
Намучившись с подключением «Композита» к современному телевизору, я решил пойти по пути наименьшего сопротивления: а именно, собрать провод-переходник на SCART. Использовать «композитовский» не получилось потому, что там смонтирован семиштырьковый разъём, а на «Дельте-С» предусмотрен 5-din. Примечательно, что в видеоразъёме «Дельты» не распаян звук, поэтому вывести его на телевизор не представляется возможным. В качестве источника звука в играх используется встроенная в корпус «пищалка», впрочем, и её скромных возможностей для этих целей вполне достаточно.
После сборки шнура я подключил мою «Дельту-С» к телевизору… и она сразу же «завелась» без малейших проблем, даже несмотря на то, что лет 30 до этого пролежала в кладовке. Вот оно, пресловутое советское качество!
Надо сказать, что в отличие от того же «Ленинграда» или «Композита», у «Дельты-С» отсутствуют стандартные дефекты с привязкой к уровню чёрного, из-за чего на современных ЖК-телевизорах порой возникают проблемы с цветопередачей: изображение выглядит бледным или «розовым», как пони из известного мультика. Здесь картинка «та самая»: сочная, яркая, насыщенная.
Из-за особенностей платы и прошивки «Дельта-С» совместима далеко не со всеми играми для классического ZX Spectrum, однако примерно 80% «синклеровских» программ идут на ней без проблем. По крайней мере, мои любимые «Арканоид» и «Саботёр» прекрасно работают, я даже отыскал и запустил самую первую компьютерную игру, с которой когда-то в далёких 80-х началось моё знакомство со «Спекки» — «Диктатор». Как же приятно спустя три с лишним десятилетия вновь ненадолго стать правителем банановой республики Ритимбания!
По своим возможностям «Дельта-С», конечно, не идёт ни в какое сравнение с современными персоналками, но для начала 90-х годов это был буквально «суперкомпьютер», о котором мечтал почти каждый советский школьник. В ПЗУ «Дельты» встроен интерпретатор Бейсика, поэтому ЭВМ позволяла изучать основы программирования. Но главное, конечно, это сотни и тысячи великолепных «спектрумовских» игр, продававшихся на кассетах в подземных переходах и на радиорынках. Испортить удовольствие от общения с ними не могла даже отвратительная вечно заедающая клавиатура. Лично мне «Дельта» понравилась даже больше «Композита»: хотя обе этих машины и являются клонами Spectrum 48K, Чебоксарский компьютер более стильный и элегантный.
Несмотря на то, что в 90-х «Спектрумы» стали быстро сдавать позиции под натиском IBM-совместимых персоналок, история «Дельты» на этом не закончилась. После появления на свет моего экземпляра, уже в новой постсоветской России, предприятия продолжили выпускать различные модификации «Дельты». В 1992 году появились «Дельта-Диск» и «Дельта-Секам-Диск» — с распаянным прямо на плате адаптером дисковода и ТВ-выходом, поддерживавшим видеосигнал в формате SECAM, а в 1993 году родился аналог «Пентагона» под названием «Дельта-С 128» со 128 килобайтами оперативной памяти на борту и нормальной мембранной клавиатурой. Выпускалась даже версия «Дельты» в отдельном «десктопном» корпусе, оборудованном дисководом 1,44’’. Фактически, компьютеры этого семейства в различных модификациях производились вплоть до середины девяностых, после чего их окончательно вытеснили хлынувшие на рынок игровые приставки Sega и Dendy.
Но это было потом, а на закате Союза классическая «Дельта-С» считалась прекрасным образцом отечественной вычислительной техники, простым и надёжным. Собственно, таковым этот компьютер остался и сегодня: несмотря на преклонный возраст, он продолжает радовать меня любимыми классическими играми. Прекрасная машина, сумевшая пронести своё особое обаяние сквозь года.
Автор: Валентин Холмогоров