Чем активнее мы курируем авторов, тем больше «налипает» опыта и своего, и чужого: кто-то приносит нам шедевры, кто-то — тексты, которые просто невозможно опубликовать. И вроде каждый случай особенный, но все проблемы и находки вполне себе поддаются систематизации. А значит, можно выделить лучшие практики, которые помогут всем сделать тексты лучше. Начнём с базовых моментов, которые, тем не менее, даже у опытных авторов соблюдаются далеко не всегда.
1. По возможности используйте короткие предложения
Короткие предложения приближены к разговорной речи. Таким образом, читатель понимает и легко воспринимает текст. Даже если информации много и она сложная, делите её на части. Кстати, короткие предложения лучше «цепляют» внимание, когда читатель смотрит текст по диагонали (как это нередко бывает на Хабре).
Сравните:
Исходя из того, что Python является доступным и понятным языком программирования, по которому можно найти огромное количество обучающей литературы, на котором есть тысячи репозиториев, который можно встретить на классных бесплатных курсах и который имеет массу полезных библиотек, можно смело рекомендовать его как первый язык для изучения программирования.
Python отлично подходит как первый язык программирования. Во-первых, это огромное количество готовых библиотек и кода для изучения. Во-вторых, масса учебной литературы, статей, туториалов. В-третьих, есть приличные бесплатные курсы по Python. Наконец, он просто доступный и понятный.
2. Делите текст на абзацы
Почему-то и на Хабре, и в других онлайн-изданиях авторы экономят онлайн-пространство и пишут тексты одной простынёй. Особенно круто это выглядит с формулами и инлайн-кодом — настолько круто, что хочется закрыть текст и не продираться сквозь эти дебри.
Когда вы делите текст на смысловые абзацы через перевод строки, статья выглядит проще: кажется, что на чтение нужно не так уж много времени. Читатель спокойно проходит по «ступенькам» текста и усваивает гораздо больше информации. К тому же, меньше шансов потерять фокус чтения при скролле текста.
3. Работайте с заголовками
Мы бесчисленное количество раз говорили про заголовки на семинарах, в мануалах и даже в справке. Но нет, каждый день десятки текстов выходят с крайностями: либо номинативный заголовок («С++: всё, что нужно знать новичкам»), либо жёлтизна и кликбейт («Не учите С++ в 2024»). Оба варианта крайне плохи. Мимо первого читатель пройдёт и выберет чтиво поинтереснее, а второй не вызовет ничего, кроме раздражения и желания поставить минус за преднамеренный обман.
Хороший заголовок — это композиция, которая задаёт тему, намекает на содержание и сохраняет интригу. Иногда над заголовком для хорошего текста приходится думать не 10-20 минут, а даже целый день — в фоновом режиме (кстати, именно «в фоне» рождаются лучшие версии).
Заголовок должен быть ёмким, не перегруженным, цепляющим (желательно ассоциативным или метафоричным), отражающим суть (либо интригующим на 100%), интересным. Заголовок не должен вводить в заблуждение, запугивать, содержать бесцельную игру слов, не иметь ничего общего с материалом.
Смысловой заголовок
Плохо
Хорошо
«С++: всё, что нужно знать новичкам»
«Не учите С++ в 2024»
«С++: уровень программирования для сильных духом»
«С++: да изучит сильнейший»
«Все забывают про бэкапы»
«Никто не делает бэкапы»
«Бэкапы мертвы»
«Где бэкап, чуваки?»
«#@&!, где бэкап?»
«Думай, как пользователь, иначе — провал»
«Делай для дурака»
«Ваш интерфейс — лажа»
«Чёрт ногу не сломит: законы хорошего интерфейса»
«Волшебный клубок: как помочь пользователю не заблудиться»
4. Не бойтесь своего голоса
Каждый из нас говорит со своей интонацией, оборотами, фирменными словечками, юмором. Точно так же особенно каждый пишет (например, посмотрите, как отличаются тексты автора и редактора в нашем канале Технотекст), и это здорово. Не бойтесь использовать свой стиль и «голос автора» во время письма. Напротив, стиль, форматы, подача сделают вас узнаваемым автором, сформируют ядро читателей и даже поклонников. Не поверите, но вас будут ждать.
Вот примеры статей авторов со своим стилем и голосом:
Забота о поисковой выдаче сразу заметна: текст насыщается правильно расставленными ключевиками, появляется какая-то роботность, излишняя продуманность. Читаешь такой текст — и внутри скребёт подлое ощущение, что автор говорит не с тобой, что у него какая-то другая цель. Да, старания сеошников понятны, но всё же вы пишете для читателей. А хороший, полезный текст читатель всегда найдёт.
К тому же, «напихивать» оптимизацию в тексты — дело неблагодарное: вместе со сменой поискового алгоритма придут новые правила и паттерны индексирования, которым ваши ключевики покажутся заспамленностью, а сам текст — для машин писаным. И пойди докажи поисковой выдаче, что ты имел в виду совершенно другое и текст честно-честно писал не ChatGPT.
Инвестиции в российские ценные бумаги остаются интересным инструментом для частного инвестора, поскольку выполняют все функции: формирование портфеля, диверсификацию рисков, формирование стратегий доходности. Все, кто готов на инвестиции в российские ценные бумаги, могут заработать деньги не выходя из дома, получая пассивный доход. //начало текста об инвестициях с SEO
Кажется, что российские ценные бумаги растеряли доверие вместе со стоимостью в начале 2022 года. Однако, если посмотреть котировки и динамику на Московской бирже, можно увидеть, что есть задел для формирования как рисковых, так и стабильных портфелей. При этом в долгосрочной перспективе такие инвестиции как раз часть пассивного дохода, о котором мы все немного мечтаем. //начало того же текста без SEO, смыслы более вовлекающие
6. Тренируйтесь как автор
Все мы знаем, как тренируются спортсмены: подходы, регулярность, нагрузка, результат. Чуть меньше знают, как тренируются хирурги, ещё меньше — как тренируются другие врачи, ещё меньше знают о других профессиях. Между тем, формирование навыков и развитие везде работает по одному принципу: практика, подходы, любознательность, закрепление. Авторские «мышцы» тоже можно натренировать.
Читайте разные форматы: книги, журналы, онлайн-статьи на разные темы. Обращайте внимание на подачу, вёрстку, стиль авторов, выделяйте то, что вам нравится. Например, для меня многолетним маяком и ориентиром является журнал «Наука и жизнь», а из последних неоднозначных и любопытных вдохновителей — новый (уже не новый) формат РБК и особенно «Правила жизни». И тем круче соединять классчиеский научпоп и поиск ироничных, новых форматов.
Не ограничивайтесь тем, что знаете и чем интересуетесь — попробуйте погрузиться в совершенно неожиданную тему.
Проводите мозговые штурмы с самим собой: накидывайте идеи, а затем применяйте критическое мышление и выбирайте лучшие варианты.
Тренируйте насмотренность: научите себя замечать интересные изображения, фразы, сюжеты из жизни. Записывайте наблюдения в заметки или в бумажный блокнот. Поверьте, они сослужат вам добрую службу.
7. Задавайте себе вопросы
Даже если вы знаете тему блестяще, задайте себе вопросы, чтобы определиться с оптимальной подачей. Эти же вопросы помогут разобраться с темой, если она вам незнакома.
Что я уже знаю по этой теме?
Зачем я взялся именно за эту тему?
Чего я не знаю по этой теме?
Что предстоит уточнить и узнать?
Почему тема интересна читателям?
Что читатели получат от темы в моём исполнении?
На первый взгляд может показаться, что такие вопросы способны вызвать синдром самозванца и похоронить идею авторства в принципе. Но нет — скорее, это пункты будущего плана (кстати да, вопросный план тоже существует). Честно себе ответьте и действуйте.
8. Участвуйте в конкурсах
Конкурсов текстов много, но вписаться в некоторые из них ровным счётом невозможно из-за требований: то нужно быть издаваемым, то писать в стиле офисного детектива и прочее. Но, к счатью, и компании, и сами издатели периодически проводят гласные и негласные конкурсы статей (например, отбирая авторов себе в пул или ради мотивации). Так, Хабр проводит конкурс «Технотекст», который призван не только выявить лучших авторов, но помогает мотивировать и обучить тех, кто только приходит в техноавторство.
Это не школьные экзамены и не диплом, поэтому участвуйте, запрашивайте рецензии, обращайте внимание на конкурентов, обучайтесь и становитесь лучше.
9. Не сотворите себе кумира
Работая с текстами почти 10 лет, я вижу редакторов и авторов, которые спят с книгами Д. Шугермана, Д. Огилви, М. Ильяхова, Н. Галь. Не раз приходилось видеть совершенную дикость, когда автор добавлял к статье баллы по Ильяхову, а хороших авторов заворачивали только потому, что их тексты не соответствуют инфостилю. Уместность? Нет, не слышали.
Перечитайте пункт 4 этой статьи: ориентируйтесь на свой стиль и оттачивайте его. Читать перечисленных авторов — обязательно, брать у них лучшие идеи — тоже. Слепо поклоняться и сверяться не стоит. Это может привести к обеднению, истощению ваших текстов, потере авторского лица. Надеюсь, редакторы тоже читают этот пункт.
10. Формируйте здравую самооценку
Если вам кажется, что вы опровергли теорию относительности, вам кажется; если вы считаете евгенику доказательной медициной, вы ошибаетесь; если вы уверены, что на Хабре никто никогда не писал про фронтенд-фреймворки, перечитайте Хабр. Точно так же, как если вы написали крутую статью, не нужно её держать в столе или в Google Docs — явите её миру. Главное, умейте понимать, насколько ценны ваши тексты — а если есть сомнения, пишите в личку мне @Exosphere , Кате @Markaty или на почту neo@habr.team
И это... будьте осторожнее с генеративными нейросетями. Вы даже не представляете, насколько дёшево и бездарно выглядят для читателей написанные с их помощью тексты. Уважайте себя, свои человеческие способности, свой человеческий мозг — эта штука в черепной коробке реально способна на многое.
🪶 P.S. Почти все поступившие на сегодня заявки на «Технотекст» приняты, скоро у всех появятся бейджи. И у вас ещё много времени, чтобы подать свою статью или даже специально написать конкурсную.