Стекло — особенный материал с необычными свойствами и, как правило, не вызывает энтузиазма при вероятном применении в своих работах, когда речь идёт о техническом творчестве в домашней лаборатории-мастерской. Слишком оно капризно в обработке, требует специального инструмента и приёмов, работа длительная и кропотливая. Тем не менее предложенная несложная техника расширяет возможности мастера-самоделкина и открывает ряд перспектив как художественного, так и сугубо утилитарного толка.
И то сказать — если во времена оны, сборка того же витража требовала титанических усилий и колоссального времени, то сегодня даже куда как более сложную работу можно провернуть невеликими силами и средствами, и весьма оперативно. Витражные приёмы можно использовать и в совершенно невитражных работах — лишних знаний и навыков в нашем деле не бывает.
Первоначально витраж из-за громоздкой и трудоёмкой технологии сборки был плоским, с крупными деталями несложной формы (зато стекло обычно изрядно раскрашивали оплавляемыми в печи красками). Фрагменты работы вырезали термоударом — прикладывая к заготовке раскалённый металлический прут, готовые детали окаймляли кусками свинцового профиля, а тот спаивали оловом. Стекло в металле укрепляли специальным цементом.
Фото 2. Характерный средневековый витраж с обильным использованием росписи по стеклу. Применялась краска из смеси окислов металлов и легкоплавкого стекла, спекаемая затем в печи. Фото из сети
В 1880-х годах американский мастер декоративно-прикладного искусства (ДПИ) Луис Комфорт Тиффани предложил оклеивать края стеклянных деталей медной фольгой с тем, чтобы скреплять их в рисунок пайкой. Способ получился чудо как хорош — быстрее, проще, изящнее, детали работы могли быть более сложной формы и существенно мельче, а рисунок подробнее, форма работы могла быть объёмной и довольно сложной.
Фото 3. Отец-основатель — тов. Тиффани. Художник, мастер ДПИ, ювелир. Работал с керамикой, стеклом, металлом, эмалями, большой любитель стрекоз. Здорово знаменит своими цветными стеклянными абажурами. Фото из сети
Фото 4. Из немецкого журнала Dekorative Kunst №11, 1903 года. На парижской выставке 1900 года лампа «Стрекоза» была удостоена бронзовой медали. Фото из сети
Фото 5. International studio №23, 1904 год. Внизу — стеклянный объёмный абажур весьма сложной формы выполнен средствами витражной техники Тиффани. Фото из сети
Фото 6. Русалочка с наутилусом, в натуре. Фото из сети
Фото 7. Объёмная стеклянная конструкция собирается на специальной форме. Фото из сети
Как это происходит
В целом процесс несложен, но повозиться придётся.
▍ Подготовка
Нужное нам изделие проектируется и разбивается на фрагменты, пригодные к изготовлению. Если работа многоцветная, выбираем цвета и род стекла — матовое или прозрачное, слоённое с «перьями». Почти все подобные заботы родственны таковым в классической живописи и хорошо описаны в специальной литературе (цветоведение, колористика). Вычерчиваем рабочий эскиз — т. н. картон в цвете и в натуральную величину.
Для работ более или менее крупных, многодетальных и сложных, следует подготовить основание. Классики для своих объёмных форм использовали бальсу — она лёгкая, не плавится и достаточно мягкая, чтобы в неё можно было втыкать булавки для временного закрепления деталей. Сегодня часто используют плотный строительный пенопласт (экструдированный пенополистирол), а для плоских изделий и линолеум, листовую пробку и т. п.
Фото 8. Основание для сборки плоского витража — лист нетонкого «Пеноплекса» с примотанным упаковочной плёнкой картоном, чтобы тот не ёрзал и не намокал. Сверху приложена и придавлена толстая плёнка — будущий шаблон для переноса контуров деталей на стекло. Заметим, все детали на картоне пронумерованы
Фото 9. Обводим контуры деталей спиртовым фломастером, нумеруем, разрезаем шаблон ножницами на отдельные элементы, сортируем по цветам
▍ Резка
Фото 10. Прикладываем шаблоны деталей к стеклу, обводим, нумеруем, вырезаем
Фото 11. Кладём вырезанные детали на генплан, каждую на своё место
▍ Шлифовка краёв деталей, подгонка
Края деталей после резки и разлома стекла местами зазубренные и сильно неточные. Их выравнивают и подгоняют к посадочному месту и друг другу на специальной шлифовальной машине с омываемым водой алмазным инструментом. Работа это длительная и кропотливая, но определяющая общую аккуратность готового изделия.
Фото 12. Сборка витража — подгонка стеклянных деталей, шлифовка их краёв
Фото 13. Работа на самодельной шлифовальной машине
Фото 14. Обработка стеклянной мелочи на импровизированной шлифовальной машине на базе сверлильного станка. Алмазный инструмент-колёсико насажен на длинный винт. Во время работы к нему прикладывается кусочек мокрой губки. Работать в защитных очках
▍ Отделка торцов деталей медью
Ключевой момент процесса. В старину, Луис Комфортович нарезал полоски медной фольги вручную и приклеивал воском. Сегодня можно приобрести специальную витражную фольгу, снабжённую липким слоем. Продаётся там же, где и остальные витражные материалы, инструменты и химикаты. Легко и элегантно заменяется липкой медной фольгой для оклеивания корпусов чувствительной электроники от наводок и помех — такие же рулончики, только размерный ряд погрубее.
Рис. 15. Делай раз — края стеклянных деталей оклеены медью и сложены. 1 — стеклянный элемент, 2 — медная фольга
Рис. 16. Делай два — на медную фольгу с обеих сторон конструкции наплавлены валики легкоплавкого припоя (ПОС 61) обычным электрическим паяльником. 1 — стеклянная деталь, 2 — медная фольга, 3 — припой
Рис. 17. Внешний торец стеклянной детали после пайки. 1 — стеклянная деталь, 2 — медная фольга, 3 — припой
Происходит это так – кусочек фольги отматывается от рулончика, освобождается от защитной ленты, наклеивается по периметру торца детали так, чтобы края ленты одинаково выступали по обе стороны стекла. Выступающие края приминаются пальцами и тщательно разглаживаются пластиковой ручкой, фломастером или даже зажигалкой.
Фото 18. Стеклянные детали отделаны фольгой. Для разглаживания использую культурный ювелирный «агатовый нож»
▍ Пайка
Рисунки 15-17 демонстрируют принцип скрепления стеклянных деталей – на выступающие края фольги ручным электрическим паяльником достаточной мощности (60…150 Вт) наплавляется валик припоя ПОС 61, образуя в сечении непрерывный Н-образный или С-образный металлический профиль, плотно охватывающий стекло. Интересно, что пайка витражная значительно отличается от радиомонтажной или конструкционной и удаётся не с ходу. При пайке используется жидкий активный флюс, наносимый кисточкой. Припой лучше иметь в виде нетонкой (Ø 2…3 мм) проволоки без флюса-сердечника.
Фото 19. Перед последовательным наплавлением швов не повредит скрепить детали отдельными пайками-точками
Фото 20. Стеклянная работа в технике Тиффани. На фото после пайки уже удалены остатки флюса
▍ Отмывка
При пайке всегда используется флюс — вспомогательное вещество, растворяющее окислы на металле и позволяющее разогретому жидкому припою смочить деталь — в данном случае фольгу. Обычно в витражной пайке используется жидкий подкисленный флюс на водной основе. Его удобно наносить кисточкой, он хорошо и без предварительной зачистки обеспечивает нормальную растекаемость припоя. Однако будучи оставленным на более или менее длительный срок на витраже, сам сильно окисляет металлы, осложняя дальнейшую работу. Поэтому пайку не затягиваем, а после немедленно и весьма тщательно отмываем остатки флюса.
Опытные мастера любят повторять — витраж любит воду! Витражную пайку хорошо отмывать на улице, с применением жёсткой щётки и самым ядрёным, что найдётся в магазине, средством для мытья посуды. С горячей водой, в резиновых перчатках и защитных очках.
Припой ПОС 61 — оловянно-свинцовый, а свинец — металл мягкий, ядовитый и коварный своим незаметным накоплением до тех пор, пока пить «Боржоми» будет натурально поздно. Поэтому во время работы с ним не едим, не курим, а после не ленимся тщательно мыть руки, а стеклянные вещицы, которые будут регулярно и часто хвататься руками, паяем припоем без свинца, например, сплавом олово-медь или олово-медь-серебро.
▍ Окрашивание швов
ПОС 61 через малое время окисляется и выглядит тусклым, серым и невзрачным — швы у декоративных вещиц в технике Тиффани принято окрашивать химическим путём — например, в чёрный цвет водным раствором медного купороса, приготовленного в пропорции 3:1. Растворяется он без особого желания, поэтому приходится подогревать. Рекомендуют добавлять соды ~ 1 чайную ложку на 5 л раствора. Залог красивого ровного цвета швов — быстрая и тщательная отмывка от кислоты паяльного флюса. Наносить раствор купороса удобно кисточкой, продукты реакции смываются большим количеством воды, работа высушивается и протирается тряпочкой с защитным лаком-маслом (густое вазелиновое?).
Фото 21. Готовый витраж в технике Тиффани
▍ Искусственная патина
Несложная имитация старого окисленного металла — окрашенные паяные швы после высыхания слегка зачищают клочком «стальной шерсти» или даже жёстким слоем губки для мытья посуды — тонким абразивом, снимающим непрочный слой чёрного сульфата со швов, но не царапающим стекло. При этом чёрное остаётся в выемках и впадинах, придавая характерный состаренный вид работе.
Фото 22. Некрупный настенный светильник-ночник в витражной технике Тиффани. Большое количество декоративной пайки оформлено с применением искусственной патины
Фото 23. Тщательностью зачистки можно варьировать степень патинирования
Тиффани — не витражи, не лампы
Более или менее традиционное применение техники Тиффани — ДПИ. Плоские витражи и светильники на их основе очень красивы, объёмные абажуры прекрасны. Нередко технику используют и для вещиц более практических — коробочки, шкатулки.
Фото 24. Крупная стеклянная шкатулка для дамской бижутерии. Нижняя часть коробки выполнена в технике Тиффани
Фото 25. Стеклянная визитница в технике Тиффани для местной выставки наших работ
Недекоративная Тиффани
Случается применять декоративную технику в случаях и вовсе утилитарных, например
▍ Реставрация стеклянной вещицы
Фото 26. Доставшаяся по случаю стеклянная нога-основание старинной керосиновой лампы
Фото 27. Стачивание разбитой присоединительной резьбы
Фото 28. Отделка медной фольгой расточенной горловины
Фото 29. Впаянная в металлизированную горловину присоединительная резьба от бракованной керосинки, от неё же взята и горелка со стеклом. На фото — отмывка остатков паяльного флюса
Фото 30. Химическое окрашивание лужёной резьбы
Фото 31. Реставрированная лампа в работе
▍ Оправа для защитных дидимовых (неодимовых) очков стеклодува
Фото 32. Из круглых стёкол вырезал заготовки
Отшлифовал торцы деталей (Фото 13).
Фото 33. Оклеил края стекла медной фольгой
Фото 34. Собрал этакое пенсне с применением латунной ленты и детали от копеечной декоративной оправы. Паяно сплавом Sn-Cu
Фото 35. Из латунного листа выпилил ювелирным лобзиком заготовки дужек, облегчил их рядом отверстий, присоединил к оправе стандартными деталями от той же декоративной оправы
Фото 36. Готовые дидимовые очки
Фото 37. Работа очков — стёкла почти полностью вырезают характерное «содовое свечение» разогретого в пламени стекла и, кроме как от осколков, защищают глаза и от т. н. катаракты стеклодува. Работать тоже становится гораздо удобнее
P. S.
▍ Твори, выдумывай, пробуй
Мораль истории очевидна, хочется лишь в очередной раз заметить, что самое интересное чаще рождается на стыке наук, дисциплин, ремёсел, техник, приёмов работы – лишних знаний и навыков не бывает. Приёмы ДПИ преотличным образом можно применить в творчестве техническом, приближая к искусству и его.
На благо всех разумных существ. Babay Mazay, ноябрь, 2023 г.
Автор: Сергей