Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции

в 9:00, , рубрики: Без рубрики

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 1

Работа со стеклом. Техника Тиффани

Стекло — особенный материал с необычными свойствами и, как правило, не вызывает энтузиазма при вероятном применении в своих работах, когда речь идёт о техническом творчестве в домашней лаборатории-мастерской. Слишком оно капризно в обработке, требует специального инструмента и приёмов, работа длительная и кропотливая. Тем не менее предложенная несложная техника расширяет возможности мастера-самоделкина и открывает ряд перспектив как художественного, так и сугубо утилитарного толка.

И то сказать — если во времена оны, сборка того же витража требовала титанических усилий и колоссального времени, то сегодня даже куда как более сложную работу можно провернуть невеликими силами и средствами, и весьма оперативно. Витражные приёмы можно использовать и в совершенно невитражных работах — лишних знаний и навыков в нашем деле не бывает.

Первоначально витраж из-за громоздкой и трудоёмкой технологии сборки был плоским, с крупными деталями несложной формы (зато стекло обычно изрядно раскрашивали оплавляемыми в печи красками). Фрагменты работы вырезали термоударом — прикладывая к заготовке раскалённый металлический прут, готовые детали окаймляли кусками свинцового профиля, а тот спаивали оловом. Стекло в металле укрепляли специальным цементом.

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 2

Фото 2. Характерный средневековый витраж с обильным использованием росписи по стеклу. Применялась краска из смеси окислов металлов и легкоплавкого стекла, спекаемая затем в печи. Фото из сети

В 1880-х годах американский мастер декоративно-прикладного искусства (ДПИ) Луис Комфорт Тиффани предложил оклеивать края стеклянных деталей медной фольгой с тем, чтобы скреплять их в рисунок пайкой. Способ получился чудо как хорош — быстрее, проще, изящнее, детали работы могли быть более сложной формы и существенно мельче, а рисунок подробнее, форма работы могла быть объёмной и довольно сложной.

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 3

Фото 3. Отец-основатель — тов. Тиффани. Художник, мастер ДПИ, ювелир. Работал с керамикой, стеклом, металлом, эмалями, большой любитель стрекоз. Здорово знаменит своими цветными стеклянными абажурами. Фото из сети

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 4

Фото 4. Из немецкого журнала Dekorative Kunst №11, 1903 года. На парижской выставке 1900 года лампа «Стрекоза» была удостоена бронзовой медали. Фото из сети

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 5

Фото 5. International studio №23, 1904 год. Внизу — стеклянный объёмный абажур весьма сложной формы выполнен средствами витражной техники Тиффани. Фото из сети

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 6

Фото 6. Русалочка с наутилусом, в натуре. Фото из сети

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 7

Фото 7. Объёмная стеклянная конструкция собирается на специальной форме. Фото из сети

Как это происходит

В целом процесс несложен, но повозиться придётся.

▍ Подготовка

Нужное нам изделие проектируется и разбивается на фрагменты, пригодные к изготовлению. Если работа многоцветная, выбираем цвета и род стекла — матовое или прозрачное, слоённое с «перьями». Почти все подобные заботы родственны таковым в классической живописи и хорошо описаны в специальной литературе (цветоведение, колористика). Вычерчиваем рабочий эскиз — т. н. картон в цвете и в натуральную величину.

Для работ более или менее крупных, многодетальных и сложных, следует подготовить основание. Классики для своих объёмных форм использовали бальсу — она лёгкая, не плавится и достаточно мягкая, чтобы в неё можно было втыкать булавки для временного закрепления деталей. Сегодня часто используют плотный строительный пенопласт (экструдированный пенополистирол), а для плоских изделий и линолеум, листовую пробку и т. п.

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 8

Фото 8. Основание для сборки плоского витража — лист нетонкого «Пеноплекса» с примотанным упаковочной плёнкой картоном, чтобы тот не ёрзал и не намокал. Сверху приложена и придавлена толстая плёнка — будущий шаблон для переноса контуров деталей на стекло. Заметим, все детали на картоне пронумерованы

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 9

Фото 9. Обводим контуры деталей спиртовым фломастером, нумеруем, разрезаем шаблон ножницами на отдельные элементы, сортируем по цветам

▍ Резка

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 10

Фото 10. Прикладываем шаблоны деталей к стеклу, обводим, нумеруем, вырезаем

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 11

Фото 11. Кладём вырезанные детали на генплан, каждую на своё место

▍ Шлифовка краёв деталей, подгонка

Края деталей после резки и разлома стекла местами зазубренные и сильно неточные. Их выравнивают и подгоняют к посадочному месту и друг другу на специальной шлифовальной машине с омываемым водой алмазным инструментом. Работа это длительная и кропотливая, но определяющая общую аккуратность готового изделия.

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 12

Фото 12. Сборка витража — подгонка стеклянных деталей, шлифовка их краёв

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 13

Фото 13. Работа на самодельной шлифовальной машине

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 14

Фото 14. Обработка стеклянной мелочи на импровизированной шлифовальной машине на базе сверлильного станка. Алмазный инструмент-колёсико насажен на длинный винт. Во время работы к нему прикладывается кусочек мокрой губки. Работать в защитных очках

▍ Отделка торцов деталей медью

Ключевой момент процесса. В старину, Луис Комфортович нарезал полоски медной фольги вручную и приклеивал воском. Сегодня можно приобрести специальную витражную фольгу, снабжённую липким слоем. Продаётся там же, где и остальные витражные материалы, инструменты и химикаты. Легко и элегантно заменяется липкой медной фольгой для оклеивания корпусов чувствительной электроники от наводок и помех — такие же рулончики, только размерный ряд погрубее.

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 15

Рис. 15. Делай раз — края стеклянных деталей оклеены медью и сложены. 1 — стеклянный элемент, 2 — медная фольга

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 16

Рис. 16. Делай два — на медную фольгу с обеих сторон конструкции наплавлены валики легкоплавкого припоя (ПОС 61) обычным электрическим паяльником. 1 — стеклянная деталь, 2 — медная фольга, 3 — припой

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 17

Рис. 17. Внешний торец стеклянной детали после пайки. 1 — стеклянная деталь, 2 — медная фольга, 3 — припой

Происходит это так – кусочек фольги отматывается от рулончика, освобождается от защитной ленты, наклеивается по периметру торца детали так, чтобы края ленты одинаково выступали по обе стороны стекла. Выступающие края приминаются пальцами и тщательно разглаживаются пластиковой ручкой, фломастером или даже зажигалкой.

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 18

Фото 18. Стеклянные детали отделаны фольгой. Для разглаживания использую культурный ювелирный «агатовый нож»

▍ Пайка

Рисунки 15-17 демонстрируют принцип скрепления стеклянных деталей – на выступающие края фольги ручным электрическим паяльником достаточной мощности (60…150 Вт) наплавляется валик припоя ПОС 61, образуя в сечении непрерывный Н-образный или С-образный металлический профиль, плотно охватывающий стекло. Интересно, что пайка витражная значительно отличается от радиомонтажной или конструкционной и удаётся не с ходу. При пайке используется жидкий активный флюс, наносимый кисточкой. Припой лучше иметь в виде нетонкой (Ø 2…3 мм) проволоки без флюса-сердечника.

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 19

Фото 19. Перед последовательным наплавлением швов не повредит скрепить детали отдельными пайками-точками

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 20

Фото 20. Стеклянная работа в технике Тиффани. На фото после пайки уже удалены остатки флюса

▍ Отмывка

При пайке всегда используется флюс — вспомогательное вещество, растворяющее окислы на металле и позволяющее разогретому жидкому припою смочить деталь — в данном случае фольгу. Обычно в витражной пайке используется жидкий подкисленный флюс на водной основе. Его удобно наносить кисточкой, он хорошо и без предварительной зачистки обеспечивает нормальную растекаемость припоя. Однако будучи оставленным на более или менее длительный срок на витраже, сам сильно окисляет металлы, осложняя дальнейшую работу. Поэтому пайку не затягиваем, а после немедленно и весьма тщательно отмываем остатки флюса.

Опытные мастера любят повторять — витраж любит воду! Витражную пайку хорошо отмывать на улице, с применением жёсткой щётки и самым ядрёным, что найдётся в магазине, средством для мытья посуды. С горячей водой, в резиновых перчатках и защитных очках.

Припой ПОС 61 — оловянно-свинцовый, а свинец — металл мягкий, ядовитый и коварный своим незаметным накоплением до тех пор, пока пить «Боржоми» будет натурально поздно. Поэтому во время работы с ним не едим, не курим, а после не ленимся тщательно мыть руки, а стеклянные вещицы, которые будут регулярно и часто хвататься руками, паяем припоем без свинца, например, сплавом олово-медь или олово-медь-серебро.

▍ Окрашивание швов

ПОС 61 через малое время окисляется и выглядит тусклым, серым и невзрачным — швы у декоративных вещиц в технике Тиффани принято окрашивать химическим путём — например, в чёрный цвет водным раствором медного купороса, приготовленного в пропорции 3:1. Растворяется он без особого желания, поэтому приходится подогревать. Рекомендуют добавлять соды ~ 1 чайную ложку на 5 л раствора. Залог красивого ровного цвета швов — быстрая и тщательная отмывка от кислоты паяльного флюса. Наносить раствор купороса удобно кисточкой, продукты реакции смываются большим количеством воды, работа высушивается и протирается тряпочкой с защитным лаком-маслом (густое вазелиновое?).

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 21

Фото 21. Готовый витраж в технике Тиффани

▍ Искусственная патина

Несложная имитация старого окисленного металла — окрашенные паяные швы после высыхания слегка зачищают клочком «стальной шерсти» или даже жёстким слоем губки для мытья посуды — тонким абразивом, снимающим непрочный слой чёрного сульфата со швов, но не царапающим стекло. При этом чёрное остаётся в выемках и впадинах, придавая характерный состаренный вид работе.

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 22

Фото 22. Некрупный настенный светильник-ночник в витражной технике Тиффани. Большое количество декоративной пайки оформлено с применением искусственной патины

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 23

Фото 23. Тщательностью зачистки можно варьировать степень патинирования

Тиффани — не витражи, не лампы

Более или менее традиционное применение техники Тиффани — ДПИ. Плоские витражи и светильники на их основе очень красивы, объёмные абажуры прекрасны. Нередко технику используют и для вещиц более практических — коробочки, шкатулки.

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 24

Фото 24. Крупная стеклянная шкатулка для дамской бижутерии. Нижняя часть коробки выполнена в технике Тиффани

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 25

Фото 25. Стеклянная визитница в технике Тиффани для местной выставки наших работ

Недекоративная Тиффани

Случается применять декоративную технику в случаях и вовсе утилитарных, например

▍ Реставрация стеклянной вещицы

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 26

Фото 26. Доставшаяся по случаю стеклянная нога-основание старинной керосиновой лампы

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 27

Фото 27. Стачивание разбитой присоединительной резьбы

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 28

Фото 28. Отделка медной фольгой расточенной горловины

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 29

Фото 29. Впаянная в металлизированную горловину присоединительная резьба от бракованной керосинки, от неё же взята и горелка со стеклом. На фото — отмывка остатков паяльного флюса

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 30

Фото 30. Химическое окрашивание лужёной резьбы

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 31

Фото 31. Реставрированная лампа в работе

▍ Оправа для защитных дидимовых (неодимовых) очков стеклодува

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 32

Фото 32. Из круглых стёкол вырезал заготовки

Отшлифовал торцы деталей (Фото 13).

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 33

Фото 33. Оклеил края стекла медной фольгой

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 34

Фото 34. Собрал этакое пенсне с применением латунной ленты и детали от копеечной декоративной оправы. Паяно сплавом Sn-Cu

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 35

Фото 35. Из латунного листа выпилил ювелирным лобзиком заготовки дужек, облегчил их рядом отверстий, присоединил к оправе стандартными деталями от той же декоративной оправы

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 36

Фото 36. Готовые дидимовые очки

Ручная работа со стеклом. Соединение деталей в плоские и объёмные конструкции - 37

Фото 37. Работа очков — стёкла почти полностью вырезают характерное «содовое свечение» разогретого в пламени стекла и, кроме как от осколков, защищают глаза и от т. н. катаракты стеклодува. Работать тоже становится гораздо удобнее

P. S.

▍ Твори, выдумывай, пробуй

Мораль истории очевидна, хочется лишь в очередной раз заметить, что самое интересное чаще рождается на стыке наук, дисциплин, ремёсел, техник, приёмов работы – лишних знаний и навыков не бывает. Приёмы ДПИ преотличным образом можно применить в творчестве техническом, приближая к искусству и его.

На благо всех разумных существ. Babay Mazay, ноябрь, 2023 г.

Автор: Сергей

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js