Графические оболочки FFmpeg

в 9:00, , рубрики: Без рубрики
Графические оболочки FFmpeg - 1

Считается, что работа в консоли эффективнее GUI по нескольким причинам. Во-первых, там быстрее набирать команды, чем двигать курсором. Во-вторых, на CPU, память и GPU не ложится лишнее бремя графической оболочки, так что любые процессы быстрее выполняются в консоли.

Но есть люди, которые всегда предпочтут GUI. Они считают графический интерфейс «наиболее эффективным и удобным способом работы на десктопе». На самом деле они во многом правы, в том числе для специфических задач видеообработки важно сразу видеть результат.

FFmpeg — изначально консольная утилита. Но её популярность крайне высока. Поэтому появляются всё новые варианты графических оболочек для FFmpeg, чтобы доступ к инструменту получили абсолютно все пользователи.

Эта консольная утилита объединяет в одном бинарнике более 300 видео/аудио/графических кодеков, декордеров, муксеров, демуксеров и фильтров для обработки/сжатия/редактирования аудио и видео. В универсальном комбайне FFmpeg есть абсолютно любые мыслимые функции, а документация только к утилите не уступает Photoshop. Например, в популярной бесплатной книжке-руководстве по FFmpeg больше тысячи страниц. А есть же ещё библиотеки, API, разные компоненты.

Мы уже упоминали про безграничные возможности FFmpeg на конкретных примерах. В прошлый раз мы приводили пример из продвинутого мануала, чтобы оценить уровень крутости FFmpeg. Вот он:

ffmpeg -y  
    -ss 20 -t 60 -i bbb_sunflower_1080p_60fps_normal.mp4 
    -i train.jpg 
    -ss 4 -i voice_recording.wav 
    -filter_complex "[0:v]hue=h=80:s=1[main] ; [1:v]crop=w=382:h=304:x=289:y=227[train] ; [main][train]overlay=x=200:y=200,vignette=PI/4 ; [2:a]volume=1.5,aecho=0.8:0.9:100:0.3[speech] ; [0:a][speech]amix=duration=shortest,asplit[audio1][audio2]" 
    -map '' -map '[audio1]' -metadata title="Editor's cut" bbb_edited.mp4 
    -map '[audio2]' bbb_edited_audio_only.wav

Эта команда делает в том числе следующее:

  1. Открывает файл.
  2. Вырезает фрагмент (-ss 20 -t 60).
  3. Накладывает изображение train.jpg.
  4. Обрезает наложенное изображение (crop).
  5. Добавляет эффект виньетирования под углом PI/4.
  6. Накладывает фильтр для коррекции тона (hue).
  7. Накладывает дополнительную звуковую дорожку voice_recording.wav.
  8. Увеличивает громкость.
  9. Добавляет эхо.
  10. Экспортирует результат в разные форматы.
  11. Экспортирует оригинальную звуковую дорожку.

Одна команда в консоли заменяет десять минут редактирования в Premiere Pro!

Естественно, выучить и запомнить все возможные ключи и опции FFmpeg никто не в силах. Все мы подсматриваем в документацию. Но есть ещё один вариант: использовать графические оболочки, которые упрощают выполнение базового редактирования в FFmpeg и снижают порог входа.

▍ FFmpeg Explorer

FFmpeg Explorer — удобный инструмент для изучения, как работают различные фильтры FFmpeg, которых поддерживается несколько десятков. Это различные спецэффекты, переходы и прочие способы изменения аудио- и видеоматериала.

Графические оболочки FFmpeg - 2

Алгоритм простой:

  1. Добавляем фильтры из списка слева:
    Графические оболочки FFmpeg - 3

    Список фильтров в отдельном текстовом файле для справки. Официальная документация по фильтрам.

  2. Щёлкаем по фильтрам в редакторе узлов, чтобы изменить параметры.
    Графические оболочки FFmpeg - 4
  3. Нажимаем Render Preview. Результат отображается в браузере.

Конечно, в интерфейс можно загрузить свой файл и редактировать его. Жестокий файл по умолчанию опубликован чисто ради хайпа.

Чтобы редактировать схему внизу, следует отжать кнопку Lock Layout — тогда элементы начинают перемещаться по полю, а связи между ними можно изменять вручную. Там можно менять порядок применения фильтров и проч.

Графические оболочки FFmpeg - 5

Автор предупреждает, что это пока эксперимент, приложение работает нестабильно, часто падает (тогда его нужно перегрузить), а запуск на мобильных устройствах не гарантирован. О багах просьба сообщать в репозитории на Github.

▍ FFMPEG UI

FFMPEG UI — это вообще не веб-приложение, а нативная программа, которая выпускается в версиях под macOS, Windows и Linux. Разработчик ориентировался на максимальную простоту использования и понятный интерфейс.

Просто открываем файл, указываем настройки видео для конвертации:

Графические оболочки FFmpeg - 6

Также настройки звука:

Графические оболочки FFmpeg - 7

И ждём обработки результата:

Графические оболочки FFmpeg - 8

В общем, это не столько редактор, сколько простой конвертер на базе FFmpeg, если нужно перековертировать файл в другой формат. Что ж, такие инструменты тоже нужны.

Хотя с технической точки зрения здесь нет ничего интересного. Бинарник FFmpeg просто упакован в Electron, исходный код закрыт.

По функциональности эта графическая оболочка значительно уступает Staxrip и другим видеоредакторам на базе FFmpeg, перечисленным ниже. Что тут говорить, даже старый добрый Handbrake кажется поудобнее.

▍ ffmpeg-online

Веб-приложение ffmpeg-online основано не на оригинальном FFmpeg, а на приложении ffmpeg.wasm, форке WebAssembly/JavaScript оригинального проекта. Смысл в том, что функции FFmpeg должны нативно поддерживаться в браузере. Это уже совершенно новый уровень.

Графические оболочки FFmpeg - 9

С точки зрения практического использования эта «графическая оболочка» не слишком отличается от обычной консоли. Например, если в консольном FFmpeg мы хотим вырезать и сохранить кусочек видео, то пишем что-то вроде такого:

ffmpeg -i test.mp4 -ss 00:00:00 -t 00:00:05 -vcodec copy -acodec copy output.mp4

В веб-приложении это выглядит примерно так же:

Графические оболочки FFmpeg - 10

То есть это приложение не облегчает работу с FFmpeg, здесь другая задача. Это эксперимент по нативной поддержке форка на WebAssembly и JavaScript.

Репозиторий проекта на Github.

Это уже как минимум вторая попытка порта на Wasm, ранее это сделали для проекта Wasmer (с поддержкой всех кодеков и многопоточности, видео):

▍ VapourSynth и др.

VapourSynth не является именно «графической» оболочкой. Это видеоредактор на Python, который задействует FFmpeg и предоставляет более удобный интерфейс для редактирования видео, чем нативная консоль. Его можно назвать «Python-оболочкой для FFmpeg». Есть обширный каталог плагинов для VapourSynth, который значительно расширяет функциональность «базового» FFmpeg.

Графические оболочки FFmpeg - 11

Существуют и нишевые видеоредакторы на базе FFmpeg, такие как LosslessCut для быстрых операций аудио- и видеоредактирования, такие как склеивание фрагментов, разделение на части или вырезание кусков. Ключевая особенность — отсутствие перекодирования. Поэтому операции происходят практически мгновенно и без потери качества, по контрасту с длительным перекодированием в традиционных видеоредакторах.

Графические оболочки FFmpeg - 12
LosslessCut

Стоит упоминания мощный видеоредактор Staxrip — вот уж где точно полноценный интерфейс для FFmpeg.

Графические оболочки FFmpeg - 13Staxrip

FFmpeg работает под капотом опенсорсных видеоредакторов Shotcut, KDEnlive и других. Все они являются в каком-то смысле «графическими оболочками» для базового движка.

Графические оболочки FFmpeg - 14
Shotcut

▍ FFmpeg 6.1

Тем временем сам FFmpeg продолжает расти и развиваться. Недавно вышла версия 6.1 Heaviside.

Некоторые нововведения:

  • Возможность активации Vulkan API для аппаратного декодирования видео H264, HEVC и AV1.
  • Добавлен видеокодер AV1 на основе VAAPI.
  • Поддержка кодеков HEVC, VP9 и AV1 в потоках rtmp и файлах flv.
  • Добавлен парсер, кодировщик и декодировщик медиаконтейнеров в формате EVC (Essential Video Coding), развиваемом рабочей группой MPEG в качестве стандарта MPEG-5.
  • Реализована возможность использования параметров P_SKIP для ускорения видеокодирования библиотекой libx264.
  • Добавлены новые видеофильтры, в том числе деинтерлейсинг BWDIF (Bob Weaver Deinterlacing Filter), nlmeans_vulkan (устранение шума на алгоритме Non-local means), xfade_vulkan (эффект затухания), apsnr (измеряет уровень сигнал-шум для звука).

А это основные оптимизации:

  • Реализация FFT, MDCT, DCT и DST для кодеков и фильтров полностью заменена на более быструю libavutil/tx. Это также привело к уменьшению размера скомпилированного бинарного файла, что особенно заметно в маленьких сборках.
  • Очень сильно сократилось общее количество выделений памяти на каждый кадр при декодировании видео, что уменьшило накладные расходы.
  • Объединены оптимизации RISC-V для многих частей DSP-кода. В основном, остались только большие декодеры.
  • Проведена работа по улучшению корректности временных меток и длительности кадров в каждом пакете, что повышает точность видео с переменной частотой кадров.

Релиз назревал как минимум полгода, но из-за постоянной активности в репозитории его пришлось отложить, и только в ноябре 2023 года удалось найти момент для его выпуска, прежде чем вливать в кодовую базу некоторые крупные патчи, запланированные для 7.0.

Можно добавить, что благодаря усилиям Антона Кирнова разработчики сумели очистить захламлённую кодовую базу FFmpeg до такой степени, что транскодинг заработал в многопоточном режиме, как и должен был работать по своей архитектуре. Когда многопоточность отладят и активируют, она заметно увеличит производительность FFmpeg на многоядерных системах, если в транскодировании не доминирует один компонент, а сами компоненты не являются многопоточными, говорит Антон.

Очистка кода заняла около двух лет и потребовала более 700 подготовительных коммитов. Выход версии 7.0 запланирован на февраль 2024-го.


Очевидно, что FFmpeg — самый популярный в мире опенсорсный проект для обработки аудио/видео. Он обеспечивает мультимедийную функциональность приложений как минимум на двух планетах.

Очистка кода была задачей высшего приоритета, поскольку внедрять новые функции становилось уже затруднительно. После проведённой оптимизации стал быстрее работать и сам FFmpeg, и все проекты на его основе. В том числе графические оболочки.

Автор: Анатолий Ализар

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js