В первой части мы поговорили о начале русскоязычных веб-комиксов в нулевые годы. Продолжим наш рассказ и вспомним о ещё нескольких популярных и знаковых сериях комиксов Рунета вроде бы недавней, но уже далёкой эпохи рубежа нулевых и десятых годов XXI века. И в них будет несколько больше ада, угара, мрачняка и безумия, чем в прошлый раз. Так получилось.
Кош лишён предрассудков, каких бы то ни было, да и инстинкта самосохранения не очень-то завезли
▍ «Кош и все-все-все» (Александр Симоненко aka Masacra)
В конце 2009 года в ЖЖ появился веб-комикс про совершенно поехавшего чёрно-белого кота по имени Кош — и быстро завоевал популярность и в Живом Журнале, и на просторах всё более популярного «Вконтакте». Ничего удивительного: нулевые годы был временем популярности битардства, демонстративного цинизма и мрачного угара во тьме кутежа. Не случайно одним из главных культурных героев той эпохи вполне можно назвать Чувака из «Постала».
Безымянный Чувак изначально в игре 1997 года был просто поехавшим убийцей-психопатом, но со второй части 2003 года он превратился скорее в персонажа комедии, пусть и очень чёрной
Впрочем, на фоне Коша даже Чувак порой мог казаться невинным гимназистом, топающим из музыкальной школы в библиотеку. Кош упарывается всем, чем можно и нельзя, занимается сексом с не менее широким ассортиментом объектов живой и неживой природы, троллит небеса и ад вкупе с хтоническими сущностями из ктулхических бездн, и всегда рад учинить дестрой и разрушение just for fun.
Самый первый стрип в формате гифки был вполне невинной пародией на «Марио» — но потом понеслась
Естественно, такой главный герой очень даже пришёлся по вкусу интернетам конца нулевых годов. Помимо заглавного кота Коша к постоянным персонажам относятся:
его более-менее постоянная девушка Крабутница, также часто упоротая, но в целом куда добрее и несколько наивнее;
разумный и маньячный помидор Томат: ещё более поехавший, чем Кош, предположительно убивающий проституток;
разумное хлебобулочное изделие Плотоядный Кексик: тоже тот ещё психопат, отлично дополняющий Коша с Томатом в качестве приятеля и периодического объекта стёба / гастрономического интереса;
ещё один кошак по имени Жёлтый Кошк — просто ещё один кошак, более вменяемый, менее психованный, и потому периодически фалломофирующий и претерпевающий от главных героев;
и ещё один кошак, уже безымянный, зато в праздничном колпаке и на позитиве — просто чтобы был;
фиолетовый кот-хипстер на стиле в модных очках, претерпевающий ещё больше и суровее, потому что интернеты рубежа нулевых и десятых хипстеров не любили;
и летающий неупокоенный мозг Литлдэдбрэйн, просто потому что а почему бы и нет?
Немного о богатом внутреннем мире Коша
Автором веб-комикса был петербуржский художник Александр Симоненко с ником Masacra. Кош, сокращение от слова «кошмар» — изначально его собственный никнейм. Ещё в интернетах нулевых автор был известен как Барон Суббота — потому, что ему был искренне симпатичен этот мрачно-жизнерадостный персонаж карибских культов, божество-лоа смерти, секса, рома, табака и прочих подобных вещей.
Добрый Кош такой добрый
Ещё Masacra рассказывал, что любит творчество Лавкрафта и Гигера, а также был во времена оные завсегдатаем Лепры. К правам на своё творчество и персонажей он, как минимум по состоянию на 2011 год, относился весьма философски — и потому уже тогда на пике популярности комиксов про Коша раздавал права на изготовление любого мерча с ними всем желающим. Желающих находилось не так уж мало, тем более по тем временам, ещё не слишком искушённым в интернет-трейдинге.
Игрушечные персонажи «Коша»
Можно предположить, что отчасти Кош был своего рода разудалой деконструкцией комикса Линор Горалик (признана иноагентом в России) о Зайце ПЦ и его друзьях — о которых мы говорили в прошлой статье. Они были не менее странными и упоротыми, но агрессию в основном направляли в себя, мрачно-интеллигентно рефлексировали и старались не забывать принимать таблетки. Кош же и компания вели себя… несколько иначе.
Больше Коша, а также его сложных отношений с сородичами, Б-гом, Сотоной и тварями из бездн — сложных в основном для отношаемой стороны
Пик популярности комикса про Коша и компанию пришёлся на начало 2010-х годов — а где-то с их середины автор, видимо, несколько выдохся. Да и жизнерадосточный разудалый цинизм с мрачняком к этому времени стали выходить из моды — хотя ценители у комикса сохранялись, и полностью из сети он никогда не исчезал. Однако в 2019 году Masacra возобновил создание стрипов о Коше — теперь они рисовались в несколько ином стиле и имели квадратное, а не вертикальное исполнение.
Изменился и сам главный герой — он изрядно растерял свою психопатичность и мизантропичный кураж, хотя и далеко не до конца. Скажем, Сотону он троллить не перестал, да и некоторые новомодные петербуржские привычки перенял. В то же время, новый Кош явно живёт в плюс-минус нашей реальности, носил маску в эпидемию ковида, охреневал от происходящего, стрессовал на работе, и вообще превратился в весьма симпатичного героя, склонного к ультранасилию не больше среднестатистического геймера.
Тыц на ещё немного нового Коша, а также авторской самоиронии
Коша можно назвать тем редким образчиком персонажа российского веб-комикса, который буквально менялся вместе с нашими Интернетами и их обитателями, то есть нами. Будем надеяться, что у этого мрачного, но всё равно симпатичного персонажа большое и интересное будущее. Обитает он и продолжает выкладываться в этом паблике. Ну а мы переходим к следующему разделу.
▍ «Полный Пока» (Александра Голубева aka Альфина)
В том же 2009 году и в ЖЖ, и на новомодном A-Comics, появился ещё один очень популярный веб-комикс рубежа нулевых и десятых годов. «Полный Пока» рассказывал о жизни творческой и весьма раздолбаистой петербуржской студентки-гика в окружении её реальных и несколько мистических друзей. Автором и была петербуржская студентка с кафедры теории языкознания филфака СПбГУ по имени Александра Голубева.
Отчасти всё это напоминало более интеллигентную версию «Масяни», но многим зашло даже больше — особенно тем, кому героиня и её создательница были ближе по поколению, воззрениям, вкусам и социальной среде. А именно — погрузившимся в уже развитые блоги и соцсети студентам-гуманитариям конца нулевых, анимешникам, косплеерам и авторам фанфиков, обитательницам Diary.ru. В общем, не олдовым айтишникам и цифровым художникам, которые успели посидеть в Фидо и покащенитствовать.
В интервью в декабре 2009 года Альфина рассказывала, что исходно была вдохновлена Pearls Before Swine — как и автор самого первого русскоязычного веб-комикса «Весёлые зверята» Евгений Тимашёв. Кроме того, она читала пародировавший тропы D&D и фэнтези «The Order of the Stick», упорото-психоделичный «Nedroid», а также всё того же «Зайца ПЦ». И видела много, много аниме и манги. На выходе и в смеси с личным жизненным опытом у Альфины и получился «Полный Пока». В главной роли выступала беловолосая девушка Ася — альтер-эго автора. Остальные персонажи были во многом списаны с её реальных друзей и знакомых.
Тыц дальше
Альфина начинала рисовать сугубо для себя — но, видимо, слишком точно попала в какой-то нерв своего поколения, новой волны завсегдатаев Рунета, первой, состоявшей преимущественно из гуманитариев. Вскоре после появления первых стрипов на A-Comics в 2009 году «Полный Пока» уверенно занял первую позицию в рейтинге веб-комиксов на русском языке — и удерживался на ней ещё довольно долго. Из-за популярности ПП также стал одним из первых российских веб-комиксов, который был издан на бумаге в том же 2009-м — теперь это библиографическая редкость.
Тыц дальше
Впрочем, «Полный Пока» прожил недолго. Уже в октябре 2010 года Альфина заявила, что комикс официально закрыт, потому что она исписалась. Ныне его официальный сайт поддерживается автором в рабочем состоянии в мемориальных целях. Впрочем, дальше было много интересного: Альфина успела принять самое деятельное участие в написании текстов для ремейка «Мор Утопия» от Ice Pick Lodge 2019 года, а также в русском переводе колоссальных объёмов текста для локализации «Disco Elusium». И написала несколько художественных книг.
Ещё Альфина несколько раз пробовала начинать новые циклы веб-комиксов, но ни один из них и близко не подошёл по популярности к «Полному Пока» 2009-10 годов. Зато в своём паблике она не раз демонстрировала как значительно возросшие умения графика, так и мастерство отдельных афористичных стрипов — некоторые из которых обладают неплохой юзабельностью в качестве самостоятельных мемов.
Тыц дальше!
Ну а мы переходим к следующему автору: великому и ужасному Дахру.
Широко известный в не очень узких кругах график и комиксист Даннил «Дахр» Кузьмичёв за свою жизнь к настоящему моменту успел нарисовать немыслимые мегатонны артов — очень узнаваемого стиля и очень разного возрастного рейтинга (вплоть до NC-21). Большая часть его вещей представляют собой самостоятельные арты и карикатуры, но и в сфере веб-комиксов на рубеже нулевых и десятых он успел отметиться.
Наиболее длинной стала серия комиксов под заголовком «Человечки мёртвой рыбы», в которой в основном обыгрывались жизнь и быт автора: с бесконечными авралами по заказам, огромными количествами алкоголя, а также недоумением от безумия окружающего мира, и яростными спорами в сети за политоту и порнографию.
Тыц дальше
Дело в том, что Дахр одновременно является убеждённым коммунистом, причём сталинистского толка, и при этом обожает рисовать контент совсем для взрослых. Причём чем больше в нём БДСМ, тем лучше. Постоянным предметом подколов и недоумённых вопросов Дахру стало то, как он умудряется совмещать хардкорные коммунистические воззрения с острой любовью к контенту 18+ и 21+. Такое сочетание не слишком укладывается в голове у многих в силу изрядного пуританства советской культуры с 1930-х годов по самый конец СССР. Дахра эти вопросы давно уже в основном бесят, чему он посвятил один из стрипов ЧМР:
Впрочем, по поводу себя самого и специфичности своих взглядов и вкусов Дахр нередко весьма самоироничен. Многие современные стрипы, пусть и без заголовка «Человечки мёртвой рыбы», продолжают их темы и стилистику. Как на личном сайте Кузьмичёва, так и на его странице на А-Комикс. Правда, должен предупредить: по ссылкам наличествует концентрированный угар с горами яростной политоты пополам с самым разнузданным хентаем. В том числе в самых разных сочетаниях. И всё это совершенно, демонстративно и подчёркнуто антиполиткорректно.
А из него, его друзей, коллег-художников и стримеров-единомышленников, как раз во многом на основе идеи о том, что современный коммунист вовсе не обязан следовать требованиям морали советского колхоза из нечерноземного региона, или партсобрания в ПГТ, и родилось сетевое движение «жожеков». Такие дела.
Ну а в следующий раз обсудим ещё несколько заметных, мемных и значимых комиксов на русском языке из 2010-х и отчасти 2020-х годов. Оставайтесь с нами!
P. S. К слову, автора этих строк Дахр рисовал дважды, так уж получилось. Один портрет в рамках официального заказа для аватарок коллектива авторов безвременно почившего Warhead, другой — просто под впечатлением от фотографии вашего покорного слуги в процессе попойки в баре, увиденной Даней во френдленте. Правда, те, кто в курсе вкусов автора рисунков, неизменно подкалывали, действительно ли это полные версии рисунков… Такие дела)