В одной из своих предыдущих публикаций я рассказал об удивительной истории корпорации Tandy, превратившейся из скромной кожевенной мастерской в известнейшего мирового производителя компьютеров. В комментариях читатели вспомнили и самую успешную модель этой компании — Tandy 1000, персоналку, о которой мечтал маленький Шелдон Купер из «Теории большого взрыва». Об этой необычной машине — сегодняшняя статья.
В ноябре 1984 года Tandy переживала свой рассвет. В сети принадлежащих корпорации розничных магазинов RadioShack был представлен широчайший ассортимент компьютерной техники: подключаемый к телевизору бытовой Tandy Color Computer, портативный ПК с ЖК-дисплеем Tandy 200, ноутбук Model 102, а также «корпоративные» Tandy Model 16 и Tandy 6000 с Xenix на борту. Вместе с тем, продукцию Tandy начали понемногу теснить всё более набирающие популярность IBM-совместимые персоналки, выпускавшиеся большим числом производителей не только в США, но и в других странах мира. Чтобы укрепить своё положение на рынке, корпорации нужна была собственная IBM-совместимая машина. Ею и стал компьютер Tandy 1000.
На создание этой легендарной модели инженеров Tandy вдохновил IBM PCjr, он же PC junior или IBM 4860. Данный компьютер стал первой попыткой IBM сместить акценты с сегмента корпоративных и офисных ЭВМ в сторону домашних пользователей, которым в первую очередь были нужны не текстовые или табличные редакторы, а развлечения и игры. IBM PCjr, созданный на базе процессора Intel 8088 с тактовой частотой 4,77 МГц, был оборудован 64-128 Кбайт оперативной памяти и оптимизированной для игр видеоподсистемой CGA-Plus, за которую отвечал чип Motorola 6845. Встроенный трёхканальный звуковой сопроцессор на базе микросхемы Texas Instruments SN76496 позволял регулировать громкость звучания на 16 уровнях, что по тем временам считалось неплохим показателем. К компьютеру можно было подключить 2 джойстика и беспроводную инфракрасную клавиатуру, хотя поддерживалась и обычная, проводная. Программы загружались со специальных картриджей, оснащённых микросхемами постоянной памяти, с аудиокассет или с дискет. В общем, у IBM получился домашний игровой компьютер, и при этом не слишком дорогой — в базовой конфигурации с минимальным объёмом оперативки он стоил от 600 до 1000 долларов, то есть дешевле, чем его главный конкурент в этой нише — Apple IIe.
Руководство Tandy посчитало идею и конструкцию PCjr настолько перспективной, что выразило уверенность: очень скоро множество компаний начнёт штамповать клоны этой персоналки. Поэтому в Tandy решили если не возглавить, то хотя бы вовремя влиться в данный процесс. Разработка началась в 1983 году, а к ноябрю 1984-го машина уже поступила в продажу. Несмотря на то, что разрабатывалась она в очень сжатые сроки, Tandy 1000 получилась намного лучше своего прототипа. В руководстве компании говорили, что Tandy 1000 — «это то, чем на самом деле должен быть PCjr». IBM PC junior вызывал нарекания со стороны пользователей из-за не слишком надёжной беспроводной клавиатуры Chiclet, которая часто теряла соединение и ломалась. Кроме того, машина от IBM, как это ни странно, оказалась не полностью совместима со стандартом IBM: спецификация CGA-Plus отличалась от IBM CGA, и приложения, которые пытались напрямую обращаться к регистрам видеоподсистемы, работать с этим адаптером не могли. Максимальный объём оперативной памяти в PCjr составлял всего 128 Кбайт, чего оказывалось недостаточно для многих программ и игр. Наконец, PCjr работал под управлением IBM PC DOS, в то время как MS DOS была совместима с этой машиной только до версии 3.30 из-за ограниченного объёма ОЗУ. В результате многие игры, написанные под MS-DOS (а их имелось куда больше, чем для PC DOS), на PCjr просто не шли. В довершение следует отметить, что у PCjr не было DMA, поэтому процедуры BIOS для управления доступом к дискетам были более сложными, чем на IBM PC, и многие утилиты (а также игры со встроенной защитой от нелицензионного копирования) на PCjr не запускались.
Tandy 1000 оказался лишён этих врождённых недостатков. Сам Чарльз Тенди, благословляя запуск производства этой машины, заявил, что «компания больше не может концентрироваться на проприетарных продуктах на рынке, где доминирует IBM PC». Фактически, эта ЭВМ стала первой в США полноценной IBM-совместимой персоналкой для домашнего использования по цене ниже 1000 долларов. В первый же год было продано больше единиц Tandy 1000, чем всех остальных компьютеров этой корпорации, а в 1985-м, когда IBM прекратила выпуск провалившейся PCjr, эта машина стала самым продаваемым компьютером в ассортименте Tandy. Год спустя, в 1986 году, Tandy Corporation заняла 9,5% рынка домашних компьютеров США именно благодаря этой персоналке.
Tandy 1000 выпускался в нескольких модификациях: в стандартном «десктопном» корпусе, практически таком же, как у PCjr и других компьютеров IBM PC, и в альтернативном форм-факторе под названием 1000 EX и 1000 HX — в едином корпусе с клавиатурой и дисководом. Самая первая версия Tandy 1000 собиралась на базе процессора Intel 8088, но позже появились модификации с Intel 8086 (Tandy 1000 SL — тот самый, из сериала про юного Шелдона) и 80286 (Tandy 1000 TL/TX). Последняя версия, RSX/RLX, была оборудована процессором 80386SX. Машина оснащалась 128 Кбайт оперативной памяти с возможностью расширения до 640 Кбайт. Причём практически вся 1000-я линейка, включая компьютеры на базе 286-го процессора и даже, как ни странно, RLX на базе 386-го, являлась компьютерами класса XT, поэтому поддерживала только 384 Кбайт расширенной памяти. Лишь Tandy 1000 RSX, оснащённый процессором 80386SX, представлял собой полноценный компьютер класса АT и позволял использовать до 9 Мбайт оперативки.
Поскольку архитектурно первая модель Tandy 1000 опиралась на PCjr, она имела практически такую же трёхканальную аудиосистему на основе чипа Texas Instruments SN76496, однако была оборудована традиционным CGA-видеоадаптером. Также конструкторы отказались от контроллера прямого доступа к памяти DMA (поскольку в оригинальном PCjr его не было) и от порта RS-232 (потому что принтеры Tandy использовали параллельный порт, а конструкция материнской платы позволяла подключить внутренний модем).
Зато Tandy 1000 имел композитный видеовыход для подключения компьютера к бытовому телевизору и два фирменных 6-штырьковых игровых порта, совместимых с TRS 80 Color Computer (к ним можно было присоединить однокнопочные джойстики от «восьмидесятки»), — правда, с этими джойстиками не умело работать большинство игр для MS-DOS. На борту имелся и стандартный контроллер гибких дисков IBM, поддерживающий два дисковода. Однако инженеры Tandy и тут решили соригинальничать: шлейф дисковода в Tandy 1000 имел дополнительные провода, по которым шло питание накопителя, в то время как на IBM PC XT/AT использовался отдельный шлейф для передачи данных и отдельный кабель питания дисковода. Но эту проблему успешно решали умельцы, модифицировавшие шлейф Tandy путём замены разъёма данных и припаивания к оставшимся шинам IBM-овского разъёма питания для подключения стандартных дисководов от PC.
Клавиатура подключалась к 8-контактному круглому разъёму DIN, однако некоторые коды сканирования Tandy 1000 отличались от стандартных кодов IBM PC XT/AT, поэтому далеко не все клавиатуры могли похвастаться совместимостью с этой машиной. В самой последней модификации компьютера, RSX/RLX, появилась поддержка стандарта PS/2. С мышью тоже получилось забавно: она подключалась к игровому порту, позаимствованному у TRS 80 Color Computer, поэтому была полностью совместима с ПО Tandy 1000, а вот стандартные драйверы MS-DOS её распознавать не умели. Позже корпорация выпустила мышь Tandy Digi-Mouse, подключавшуюся к специальному ISA-контроллеру, который также по понятным причинам не поддерживался в DOS. Проблема совместимости была полностью решена только в последней модели компьютера с переходом на стандарт PS/2.
А вот жёсткие диски в 1984 году были очень дорогими и в стандартный комплект поставки Tandy 1000 не входили. В компьютеры модификаций EX и HX, имеющие объединённый с клавиатурой компактный корпус, жёсткий диск было установить вообще невозможно из-за банального отсутствия места. Остальные версии Tandy 1000 имели стандартную XT-совместимую шину ISA, к которой можно было подключить жёсткий диск через MFM или SCSI-контроллер. Правда, делать это следовало с определённой осмотрительностью, поскольку многие такие контроллеры сторонних производителей конфликтовали с периферийным оборудованием Tandy. Кроме того, слоты ISA на материнской плате Tandy 1000 были 8-битными и имели длину 10,5 дюйма, поэтому контроллеры, рассчитанные на стандартный разъём длиной 13 дюймов, не подходили к этим слотам, а другие отказывались работать корректно. В компьютерах с компактными корпусами EX и HX применялся интерфейс типа PLUS, использовавший протокол 8-битного ISA, но с 62-контактным разъёмом типа Berg, в связи с чем туда вообще невозможно было установить какую-либо стороннюю периферию без переходника.
Со временем Tandy начала выпускать собственный аналог жёсткого диска для десктопных версий Tandy 1000 — 3,5-дюймовый блок MFM или RLL на 20 Мбайт с контроллером Western Digital, смонтированный на ISA-плате, что частично позволило решить проблему совместимости. Стоила эта замысловатая конструкция недёшево — 799 долларов. Полноценный контроллер IDE появился на материнских платах Tandy 1000 только начиная с модели 1000 TL/2, но он использовал стандарт XT IDE, поэтому жёсткие диски AT IDE были с ним несовместимы. Контроллер АТ внедрили только в серии RSX с 386-м процессором, уже на закате эволюции линейки Tandy 1000.
Для компактных версий Tandy 1000 EX/HX корпорация Tandy выпускала внутренний модем под 62-контактный порт Berg со скоростью передачи данных 300 бит/с. Для «десктопных» корпусов предлагался внутренний модем Tandy со скоростью 2400 бод, подключавшийся к шине ISA. При этом к Tandy 1000 теоретически можно было подключить и «не фирменный» модем, но при условии, что он 8-битный и подходит для слота с форм-фактором 10,5 дюйма.
Специально для «тысячной» серии Tandy выпустила два цветных 13-дюймовых CGA-монитора, подключавшихся к 9-контактному порту Tandy CGA: CM-5 и более продвинутый CM-11, поддерживавший специально разработанный и запатентованный корпорацией режим отображения текста с 225 строками. Кроме этого к Tandy 1000 можно было подключить некоторые монохромные мониторы Hercules с поддержкой CGA-интерфейса, что позволяло использовать дисплеи сторонних производителей. Ещё из периферии был доступен матричный принтер Tandy DMP-130A. Принтеры сторонних производителей подключались через переходник или специальные модифицированные кабели, которые колхозили и продавали умельцы.
Однако, пожалуй, одной из самых интересных особенностей компьютеров Tandy 1000 был установленный на них софт, вернее, разработанная Tandy псевдографическая оболочка DeskMate. Практически все компьютеры Tandy 1000 оснащались BIOS от компании Phoenix и работали под управлением модифицированной MS-DOS вплоть до версии 3.22, в которую добавили драйверы специфических устройств Tandy. При этом некоторые модели Tandy 1000 имели интересную архитектурную особенность: MS-DOS была вшита непосредственно в ПЗУ, поэтому операционная система загружалась практически мгновенно при включении питания компьютера.
Псевдографическая среда DeskMate изначально разрабатывалась Tandy для компьютеров TRS-80, но с появлением Tandy 1000 её портировали на MS-DOS. Это была не полноценная операционная система, а графическая надстройка наподобие Norton Commander, запускавшаяся поверх MS-DOS. Первая версия Tandy DeskMate была совместима только с Tandy 1000, но позже сторонние разработчики модифицировали эту программу, и её стало возможно использовать на других машинах IBM PC.
DeskMate предоставлял пользователю рабочее пространство с несколькими нарисованными псевдографикой окнами и набором меню, которыми можно было управлять мышью или при помощи «горячих клавиш». В комплект поставки входило несколько приложений: собственно, файловый менеджер Filer, простенький текстовый редактор Text, табличный редактор Worksheet и календарь. Несмотря на то, что большинство модификаций Tandy 1000 позволяло запустить Microsoft Windows 1.0 и 2.0, у DeskMate имелось одно неоспоримое преимущество: весь пакет вместе с прикладным софтом влезал на дискету ёмкостью 360 Кбайт. В 3-й версии DeskMate к перечисленным выше программам добавился графический редактор Draw, простой музыкальный редактор Sound, медиапроигрыватель Music и программа для работы с модемом PC Link. DeskMate в действии показан вот в этом видеоролике:
Кроме того, графическая оболочка DeskMate увековечена в эпизоде 1.12 сериала «Юный Шелдон»:
С появлением Tandy 1000 RSX/RLX на базе 80386SX популярность DeskMate стала понемногу спадать, поскольку эта машина уже позволяла полноценно использовать Windows 3.1, обладавшую более продвинутым графическим интерфейсом и более разнообразным набором софта. Но у DeskMate ещё очень долго оставалась целая армия преданных фанатов.
Нельзя не упомянуть и про острую конкуренцию Tandy 1000 с продукцией Apple. Персональные компьютеры Apple IIe были широко распространены в американских образовательных учреждениях, и в корпорации Tandy очень хотели отобрать у Apple этот кусок пирога. В 1987 году компания совместно с фирмой Diamond выпустила и стала продавать через сеть магазинов RadioShack плату совместимости с Apple IIe под названием Diamond Trackstar 128. Плата представляла собой полнофункциональный клон Apple IIe с 128 Кбайтами ОЗУ, процессором 6502 и графикой высокого разрешения. Плата устанавливалась в стандартный слот ISA, после чего к ней подключался шлейф дисковода. В результате компьютеры Tandy 1000 получали возможность загружаться с загрузочной дискеты Apple и запускать программное обеспечение, написанное для платформ Apple IIe и IIc, при этом совместимость обеспечивалась на очень высоком уровне. Устройство стоило всего 399 долларов, а компания Tandy предлагала бесплатную установку этой платы в магазинах RadioShack. Фактически, пользователи Tandy 1000 получили возможность приобрести Apple IIe дешевле, чем стоил оригинальный Apple IIе, а в школы Tandy 1000 поставлялся с уже предустановленной платой Diamond Trackstar.
Компьютерная пресса единогласно называла Tandy 1000 «версией IBM PC, которая лучше, чем сам IBM PC», а с появлением Diamond Trackstar этот компьютер начал теснить на образовательном рынке и Apple IIе. Журналисты единогласно отмечали его низкую цену, хорошую совместимость с программным обеспечением для IBM PC, а также удобную, компактную и быструю программную оболочку DeskMate. Популярный журнал BYTE называл Tandy 1000 «хорошим клоном IBM PC по разумной цене, объединяющим большинство лучших функций IBM PC и PCjr», однако издания InfoWorld и PC Magazine хоть и встретили новинку доброжелательно, сдержанно критиковали её за «короткие» слоты ISA, ограничивающие выбор периферии.
Тем не менее, Tandy 1000 пришёлся по вкусу пользователям и вскоре стал хитом продаж в Северной Америке. С 1984 по 1993 год было реализовано от 7 до 10 миллионов компьютеров этой линейки, и Tandy 1000 по праву заслужил статус самого популярного домашнего ПК в США. История Tandy 1000 завершилась в 1993 году, когда Tandy Corporation продала весь свой компьютерный бизнес компании AST, и дальнейший выпуск электроники под торговой маркой Tandy был прекращён. Однако этот компьютер помнят и любят до сих пор — Tandy 1000 сохранился у коллекционеров, а отдельные экземпляры разной степени работоспособности можно приобрести на eBay в разделе ретротехники и сегодня.
Автор: Валентин Холмогоров