
Мобильные игры были с нами всегда. Мы привыкли к тому, что в нулевых были чёрно-белые «Нокии» и «Сименсы», на которых были простенькие чёрно-белые игры. Мы все прекрасно помним, как появлялись первые телефоны с цветными экранами и полифонией — потихоньку они умнели, становились ярче и громче. Появлялись модели с выходом в Интернет (кто из нас не попадал на кругленькую сумму, просаживая весь трафик, качая очередные заставки на экран и игры?). В конце концов мы обменивались скачанными играми по ИК-порту. Однако мобильный гейминг начинался вовсе не со «Змейки»...
Пионерами были не финны, как принято считать, а японцы. Технически японцы всегда были на шаг впереди Запада — и в случае с мобильными телефонами исключений не было. Технология i-mode буквально перешагнула миллениум, став прорывом на мобильном рынке. Всё, что начиналось с буквы i, фактически приравнивалось к каким-то прорывным технологиям, которые теперь прочно вошли в нашу жизнь. Японские мобильные телефоны страдали так называемым галапагосским синдромом — они развивались семимильными шагами без оглядки на западные аналоги. Из-за этого устройства получали такие функции, которые для западного пользователя были чуть ли не фантастикой. Именно японцы выпустили в 1999 году первый телефон с камерой (правда, только фронтальной) и цветным дисплеем Kyocera VP-210. Именно японцы изобрели эмодзи (даже само слово японское: «Э» — картинка, «Модзи» — знак, символ). И даже, казалось бы, такая современная функция, как оплата покупок и проезда прикладыванием телефона к платёжному терминалу, тоже появилась изначально на японских телефонах.
Интересный факт: Docomo, как самый популярный сотовый оператор в Японии, выпуская новые телефоны, опускал название производителя аппарата. Понять, что аппарат был произведён, например, Fujitsu, можно было по первым буквам самой модели. Собственно, F — Fujitsu, N — NEC, P — Panasonic, D — Mitsubishi, SO — Sony, позже — Sony Ericsson.
Развитие высокоскоростного интернета в Японии привело к тому, что и сами игры становились лучше — как в плане геймплея, так и в плане графики. Среди них были аркады про Соника (Sega вообще активно вкладывалась в развитие мобильного гейминга тогда), эксклюзивные части Final Fantasy, спин-оффы Disgaea. Были и новые тайтлы, не выходившие за пределами японских телефонов.

Улала рекламирует один из сервисов, J-Sky
Да и в целом среди мобильных игр были такие тайтлы, о которых на Западе никто и не слышал. Вот буквально недавно анонсировали Megami Ibunroku Persona: Ikuu no Tou Hen — спин-офф первой Persona. Или вот Megami Tensei Gaiden: Last Bible New Testament — ещё одна чуть было не утерянная часть серии Last Bible. Да, играть в эти jRPG просто так не получится без знания языка или переводчика под рукой — но сам факт того, что их переиздают на Nintendo Switch и ПК, уже приятен.
▍ Как всё начиналось
Декабрь, 1999 год: на японский рынок выходит Fujitsu F501i HYPER — первый мобильный телефон, который имел поддержку i-mode от оператора NTT Docomo. С его помощью пользователи могли отправлять и принимать электронную почту на ходу, просматривать интернет-ресурсы. Сервис в целом предоставлял больше возможностей, чем западные телефоны с WAP. Сами же телефоны могли использоваться как модемы для подключения к Сети с других устройств. Выходили и разные аксессуары для мобильников: были даже портативные QWERTY-клавиатуры.

Как уже было сказано выше, первые телефоны с поддержкой i-mode были исключительно чёрно-белыми. Но даже несмотря на всю монохромность, технологии были прорывными для своего времени. К разработке софта и сайтов под новоиспечённую платформу подтянулись известные всем компании-разработчики, среди которых были Sega, Namco, Taito, Bandai, Copcom, Konami, Hudson, Enix (тогда ещё без Square) — иными словами, сервис поддержали все крупнейшие разработчики игр Японии. А где эти разработчики, там и игры. Конечно же, первые игры были совсем простыми, но с чего-то надо было начинать!
Если вдруг есть желание полистать каталог i-mode ресурсов рубежа веков — в Сети есть скан такого каталога с описанием и ценами к каждому порталу. Конечно, всё на японском — но, по крайней мере, можно визуально оценить, как оно выглядело.
Первые пару лет игры были исключительно чёрно-белыми, да и сами по себе они были простенькие — викторины, тамагочи, симуляторы свиданий. Однако с наступлением нового тысячелетия, в 2001 году, вышли первые цветные игры. Это совпало с другим значимым событием — коммерческим запуском сетей 3G в Японии. Новые скорости мобильного интернета означали развитие мобильных гаджетов — они становились всё более мощными, а игры для них — всё более интересными и комплексными.


В 2004 году для N-Gage вышла Pocket Kingdom: Own the World. Но у этой малоизвестной сеговской игры есть куда ещё более-менее известный приквел, не выходивший за пределы Японии

Billy Hatcher Hyper Shoot существовала не только в виде загружаемой через специальный кабель игры для Game Boy Advance (при наличии оригинальной Billy Hatcher для Gamecube), но и как отдельная игра для мобильных телефонов

SegaKara i-Melody — сервис по загрузке рингтонов от Sega
▍ Утерянное наследие
Со временем стали выходить не только простые аркады, но и серьёзные проекты. Вышло немало jRPG, лишь единицы из них были портированы на другие платформы. Увы, большинство геймеров не сможет оценить их из-за языкового барьера. Например, в середине нулевых вышли несколько игр из серии Megami Tensei, которые являются довольно хардкорными jRPG — спин-офф первой Persona и целых три части Last Bible.
И именно на японских мобильниках изначально появилась крайне необычная Yuusha Shisu, известная на западе как Hero Must Die.
Если в обычных RPG герой прокачивается и становится сильнее, то здесь всё с точностью до наоборот. В 2016 игра получила полноценный ремейк для PS Vita полностью в 3D, однако всё так же без локализации для западного рынка на английский язык. Лишь в 2020 году необычная jRPG получила локализацию с релизом на PS4, Switch и ПК.
Но были и более известные тайтлы. Oi Katamari Damacy-kun — двухмерная версия безумной игры с абсурдным японским юмором тоже посетила японские мобильники. Не обошлось и без всем известных Resident Evil, Dino Crisis, Kingdom Hearts, Final Fantasy, Monster Hunter и Ridge Racer.

Говоря о технологиях, нельзя не упомянуть ещё одну версию Katamari, которая была уже полностью трёхмерной: помимо стандартного управления кнопками, игра понимала то, как телефон движется в пространстве. Только делала она это не при помощи гироскопа, а с помощью камеры.
Сколько игр в серии Ni no Kuni вы можете назвать? Две? Три? А если я скажу, что были ещё две эксклюзивные для мобильных телефонов? Одна — со своим сюжетом про постройку автомобиля и с боями, в которых вместо магии используются подручные средства? Правда, выпущен был только один эпизод, но и тот — утерян. Другая — карточная, выпущена в мае 2012 и закрыта в сентябре того же года.
А как вам такое — Persona Mobile Online? Геймплей был привычный для серии, однако игроки могли взаимодействовать друг с другом. О ней даже толком нет информации, хотя игра вышла в 2009 году, когда интернет уже был вполне общедоступным.



В какой-то мере на японском рынке присутствовала и всем нам известная Gameloft. Игр от неё было издано с локализацией не так много, но и среди них нашлось место кое-чему необычному. Gangstar: Samurai была выпущена только для платформы Brew и только на японском языке. По Сети гуляют и англоязычные скриншоты — но то лишь скриншоты. Возможно, эту часть Gangstar всё же планировали выпустить на Западе — но что-то не сложилось. А вот Tokyo City Nights от всё тех же Gameloft, локализацию получила. Так что серия Nights (не путать с одноимённой серией от Sega!) доступна всем и полностью на понятном большинству языке.
▍ Японский консерватизм
Японцы до последнего не хотели расставаться со своими технологиями. И хоть в Японии присутствовали западные компании, вроде той же Nokia, им заморские технологии были чужды. В 2011 году весь остальной мир пользовался четвёртым айфоном и мощными андроид-смартфонами, в то время как в Стране восходящего солнца продолжали пользоваться, казалось бы, устаревшими «звонилками». Ирония в том, что эти самые «звонилки» умели всё то же самое, что и западные смартфоны. Экранчики большие, снимки делают плюс-минус такого же качества, как и западные аналоги, ещё и цифровое телевидение принимают через сервис 1seg (для этого у телефонов были складные антенны). Да и оплату касанием телефона к терминалу изобрели не в Купертино — расплачиваться за покупки и проезд в метро в Японии можно было ещё в нулевые. А японцы — люди консервативные: им сложно перейти на что-то новое — гораздо проще пользоваться кнопочным телефоном, который умеет всё то же, что и условный айфон, или даже больше. Социальные сети, как и весь интернет в принципе, у японцев тоже развивался фактически отдельно от остального мира — вместо YouTube у них, например, Nico Nico Douga, который до сих пор пользуется определённой популярностью. Ну и говоря про видеоконтент — у айфонов попросту не было нативной поддержки того же 1seg — для них нужен был внешний тюнер.

Первые ресиверы времён iPhone 3G были довольно крупные, могли подключаться к смартфону как по проводу, так и по Wi-Fi...

… однако, с популяризацией iPhone в Японии стали появляться и компактные приёмники.
Апофеозом такого восточного консерватизма стало то, что мобильные игры продолжали выходить под платформу Brew: чисто японская MMORPG Arch Phantasm Online вышла тоже именно под неё, а ориентация экрана при игре была портретной. Да, глаза вам не врут: никакой фильтрации текстур, низкая дальность прорисовки и в целом низкая детализация графики — не то чтобы эти игры были сильно популярны, но свою аудиторию имели.



А в то же время западные игроки проходили игры с графикой уровня Playatation 2 (а то и лучше) — Modern Combat 3, Dead Space, Infinity Blade, Shadow Gun. И не в последнюю очередь такой нонконформизм возник из-за того, что эти самые раскладушки были компактные, яркие, стильные. В то время как мир двигался в сторону гендерно-нейтральных дизайнов, японцы ещё долго этому веянию сопротивлялись, выпуская мобильники для самых разных людей — от строгих аппаратов для бизнесменов до кричаще-розовых для школьниц. Да и привычная нам пылевлагозащита во всё тех же раскладушках была практически во многих японских аппаратах, выпущенных с начала десятых годов.
А впрочем, японцы быстро подсели на айфоны и андроиды. Производители старались как можно более безболезненно «пересадить» японцев с обычных раскладушек, делая Android-смартфоны. И если вы зайдёте сейчас в японский App Store или Google Market, то обнаружите в топах много чисто японских тайтлов: Final Fantasy, Love Live, Monster Hunter.


▍ Не всё потеряно?
К сожалению, большинство из этих игр сейчас считаются утерянными. Проблема тому — строгие законы Японии о пиратском контенте. Иронично, но японские операторы сделали очень серьёзную защиту от копирования. Во-первых, абсолютное большинство игр не будут работать на каком-либо другом устройстве кроме того, на котором игра была куплена — она привязывается к симке. И это уже не говоря о том, что некоторые игры и вовсе были доступны лишь по подписке — игрок должен был вносить ежемесячную плату, чтобы сохранять к ним доступ. Такой вот Game Pass из нулевых для мобильников. А в Before Crisis: Final Fantasy VII невозможно поиграть за пределами Японии в принципе — игре нужно чистокровно японское 3G-соединение. С этой «финалкой» есть ещё один нюанс — игра распространялась отдельными эпизодами, и найти их все на одном телефоне может быть крайне проблематично. Dirge of Cerberus: Lost Episode также утеряна — на фоне этого факта название выглядит довольно смешно (хотя, грустно всё это, на самом деле). У Kingdom Hearts: V Cast судьба схожа с Before Crisis. У игры было четыре главы, но восстановить удалось только первую, третью и четвёртую.
Хорошо хоть, что существует прохождение Before Crisis на английском.
Во-вторых, крайне мало даташитов для процессоров и NAND-чипов этих телефонов. А если игра находится на Micro SD карте, то она будет зашифрована при помощи Cryptomeria. Немаловажным фактором является и то, что сервис i-mode был закрыт в 2021 году. Соответственно, игры больше недоступны для покупки.

Вот так выглядит список игр, которые невозможно запустить без SIM-карты
Однако сообщество Game Preservation Society не осталось в стороне: они купили 876 игр в сервисе. Конечно, игры невозможно запустить просто так, поэтому телефоны с ними рассылаются людям, имеющим большой опыт в обходе подобных систем защиты. Остаётся лишь надеяться, что в обозримом будущем защиту всё же обойдут, и в ранее недоступные за пределами Японии игры смогут поиграть все желающие.
С презервацией японских мобильных игр дела обстоят и правда не очень хорошо. Первые сдвиги начались в этой сфере в 2015 году, когда для PS Vita вышло несколько игр в рамках серии Appli Archives. Все они вышли как часть сервиса Playstation Mobile. Беда в том, что игры эти имели ещё большую защиту от копирования, чем родные игры для самой PS Vita: помимо установочного файла с архивом игры, в комплекте шёл файл лицензии, без которого игра не заработает. И обходить эту самую лицензию так до сих пор и не научились. А ведь большая часть игр из Appli Archives как раз с отсутствующими файлами лицензии.
На PS Vita Игры были ну совсем простенькие
Но не всё так плохо! Уже несколько лет как потихоньку выходят переиздания мобильных игр на Nintendo Switch — серия называется G-Mode Archives. С 2020 года вышло уже несколько десятков игр. Увы, большая часть так и останется непонятна западному игроку из-за языкового барьера, но сам факт того, что игры сохранены — уже приятен. Так что при большом желании ознакомиться вполне можно: главное — вооружиться переводчиком. С полным списком переизданий можно ознакомиться на сайте издателя. К тому же некоторые игры из серии Appli Archives были переизданы в серии G-Mode Archives. И довольно забавный платформер Momoko 1200% на Switch, работает намного лучше — просто потому, что выпустили версию для более мощных телефонов. Саундтрек лучше, фреймрейт приятнее.
Сохранению игр, как и многого другого контента, мешает много факторов. Законы, сложные системы защиты от копирования, а порой банальное отсутствие копий игры у самих разработчиков. Я уже молчу про разные юридические аспекты, мешающих переиздавать игры легально. И если бы не сообщество, занимающееся презервацией старых японских игр, мир мог бы потерять целый пласт игровой индустрии навсегда. Ну а японские мобильники остались лишь в кино, аниме да истории. Хоть они и опережали время в начале нулевых, с появлением смартфонов такие гаджеты быстро начали сдавать позиции. Тачскрины сильно упрощали многие задачи, да и игры можно было делать технически более продвинутыми. С одной стороны, печально, что эти устройства остались в истории. А с другой — японцы пошли в ногу со временем. Они стали выпускать смартфоны на Android, которые по дизайну порой заметно отличаются от западных и корейских собратьев. Sharp AQUOS Crystal стал первым безрамочным смартфоном, дизайн которого до сих пор остаётся одним из лучших.

Ну а для тех, кто не хочет расставаться с привычным форм-фактором, есть раскладушки на базе Android с привычного размера экранами и физической клавиатурой.
В материале использованы фото с сайта hitsave.org, который объединяет людей, занимающихся сохранением истории видеоигр.
Автор:
Guren302