Во всяком случае, сейчас повсеместное принятие концепции «права на ремонт» становится все более вероятным событием. Все больше и больше компаний делают свои устройства ремонтопригодными, а также обеспечивают пользователей запчастями в течение нескольких лет после выхода своих продуктов в свет. За последние несколько месяцев крупные производители гаджетов стали партнерами крупнейших сообществ мастеров, включая iFixit, а также выпустили устройства, которые положительно оценены экспертами по ремонту. Об этом сегодня и поговорим.
Сначала — Microsoft
Долгое время корпорация была притчей во языцех среди мастеров по ремонту. Производитель делал свои устройства настолько сложными для разборки и последующего ремонта, что сообщество iFixit присваивало 1-2 балла из 10 некоторым таким продуктам. В частности, внутри компания все заливала клеем, снять который было крайне сложно, требовался не только нагрев, но и специальные химические соединения, чтобы этот клей как-то убрать.
В частности, это относилось к модельному ряду Surface, включая 7 и X PRO. Дисплей здесь было сложно отделить от корпуса — он приклеен очень прочным клеем. В отличие от обычного клея для экранов, который становится гораздо более мягким при нагревании, этот не особо реагировал на повышение температуры. Кроме того, этот же клей использовался и для батареи, которая прикреплялась к стенке задней крышки устройства. Вот, например, видео с разборкой Surface Pro 7.
А еще на материнской плате были распаяны все критически важные элементы, в том числе и ОЗУ с SSD.
Но с течением времени компания исправилась. Например, Surface PRO 9 стал почти что модульным. Так, внутри установлен съемный SSD, получить доступ к нему стало возможным без разборки всего девайса. По словам экспертов по ремонту, экран стало снимать не в пример проще — достаточно немного нагреть и все. Конечно, для снятия экрана в любом случае требуется опыт, но все же ремонт «девятки» стал гораздо более простым по сравнению с предыдущими моделями.
Девайс получил звание «самого ремонтопригодного Surface» за многие годы существования этой линейки.
Еще один позитивный шаг со стороны Microsoft — старт продаж запасных частей для Surface, включая дисплеи, датчики, камеры, аккумуляторы и съёмные SSD. На данный момент все это доступно пользователям США, с моделями Surface Pro 7/9/9 Pro, Laptop 3/5, Laptop Go 2, Laptop Studio/Studio 2+. Но вскоре будет расширена как география продаж, так и модельный ряд устройств, для которых доступны запчасти.
А еще Microsoft стала продавать различные инструменты для ремонта своих девайсов, плюс выкладывать инструкции по ремонту как Surface 9 Pro, так и других продуктов.
Nokia тоже отличилась
Бренд Nokia сейчас принадлежит компании HMD, и последняя старается развивать не только устройства, но и экосистему ремонта. В частности, Nokia G22 получил очень высокую оценку от специалистов iFixit. Ну а по словам разработчиков, девайс создан для замены или ремонта критически важных элементов за считанные минуты.
Так, например, снять заднюю крышку, отсоединить кабель батареи от разъема и заменить элемент питания можно примерно за 5 минут, причем без специальных инструментов.
C заменой экрана у неподготовленного пользователя могут возникнуть проблемы, поскольку его получится снять только после разборки всего устройства. Собственно, это обычная ситуация для большинства современных Android-устройств, кроме некоторых моделей.
Но, как бы там ни было, Nokia приятно видеть в «клубе ремонтников». Компания обещает, что и другие свои устройства будет делать ремонтопригодными по-максимуму.
Valve
В этом году компания объявила о партнерстве с iFixit по продаже запчастей и комплектующих для Steam Deck и Valve Index. Единственное, о чем предупреждает производитель — о необходимости иметь нужные для ремонта навыки, поскольку если неопытный пользователь что-то испортит, то гарантийному замену или ремонту устройство уже не принадлежит. Также Valve предоставляет наборы и комплектующие для ремонта портативной игровой приставки Steam Deck.
Более того, сама игровая консоль разбирается относительно просто. Разобрать ее можно при помощи небольшого набора отверток и пинцета. В Valve позаботились о том, чтобы пользователь смог без проблем поменять клавиши управления (стики) и внутренний накопитель, который расположен близко к беспроводному модулю. Для того, чтобы снять заднюю крышку консоли, нужно открутить всего восемь винтов, поддеть несколько пластиковых защелок и на этом все — доступ к большинству компонентов открыт. Пресловутого клея, о котором говорилось выше, нет, так что ничего прогревать и отдирать не нужно.
Аккумулятор тоже меняется достаточно просто — нужно лишь открутить три винта. Аналогичным образом заменяются стики, SSD и многие другие элементы. Причем никаких особенно специфических отверток не нужно, все есть в стандартном ремонтном наборе, который можно купить либо в iFixit, либо на том же AliExpress.
Еще один положительный момент — Valve выложила в открытый доступ, что позволяет печатать корпус на любом нормальном 3D-принтере. При этом корпус можно менять и дорабатывать. До настоящего момента ни одна другая компания подобного масштаба не предоставляла такой возможности. Сейчас в открытом доступе появились и другие элементы, плюс инструкции по ремонту и т.п.
Samsung
Южнокорейская корпорация не только заключила соглашение с iFixit, заявив, что новая инициатива предполагает предоставление запчастей, инструментов для ремонта и даже детальных гайдов с фотографиями, которые помогают мастерам быстро освоить процесс ремонта. Но и начало разработку мобильного приложения с инструкциями для самостоятельного ремонта устройств. Соответствующее заявление южнокорейская компания подала в Бюро по патентам и товарным знакам США.
Компания подала соответствующую патентную заявку. В ней Samsung описывает приложение как прикладное программное обеспечение для смартфонов, предназначенное для ремонта, обслуживания и настройки гаджетов. Также в списке перечислено, что приложение поможет выполнять ремонт смартфонов, планшетов, компьютеров, умных часов и наушников.
Кроме того, предоставляются и запасные части для существующих моделей устройств компании, включая:
Вот список устройств, для которых поставляются запасные части:
• Samsung Galaxy S21
• Samsung Galaxy S21+
• Samsung Galaxy S21 Ultra
• Samsung Galaxy S20
• Samsung Galaxy S20+
• Samsung Galaxy S20 Ultra
• Samsung Galaxy Tab S7+
А эта компания пообещала предоставлять запчасти и инструменты для ремонта Pixel 2 и более новых моделей. По словам представителей компании, она поставит партнерам оригинальные дисплеи, батареи, камеры и некоторые другие компоненты. Они поступят в сервисные центры США, Великобритании, Канады, Австралии, ЕС и некоторых других стран.
Причем Google зашел дальше Samsung, обещая в конечном итоге сделать доступными для сервисных центров оригинальные запчасти для любого из своих смартфонов, выпущенных позднее 2017 года, включая Pixel 2 и Pixel 3.
Мануалы по ремонту уже доступны для моделей Pixel 2, 3, 4, 5, Pixel 5a, 6 и 6 Pro.
Apple
Эта корпорация дольше других сопротивлялась популяризации инициативы «права на ремонт». Но с течением времени она все же стала сотрудничать с ремонтниками. Правда, далеко не так эффективно, как многие другие компании.
Во-первых, она продает официальные запчасти по такой цене, что во многих случаях ремонт становится просто невыгодным. Кроме того, для того, чтобы ремонт был гарантированно правильным, по мнению компании, она предоставляет специальные инструменты для ремонта. Они собраны в двух чемоданах, которые весят около 16 и 19 кг — и это только инструменты для ремонта iPhone 12, iPhone 13 и iPhone SE 3, а также других моделей.
Ну и третье — основные компоненты, оригинальные запчасти от Apple, по программе «отремонтируй сам» можно приобрести лишь при указании IMEI или серийника устройства. После того, как деталь получена, ее нужно при помощи специализированного ПО «привязывать» к устройству.
В целом, как мы и предполагали ранее, у «права на ремонт» появляются все новые и новые сторонники — и не только среди мастеров по ремонту, сервисных центров, но и крупного бизнеса. И эта тенденция не может не радовать.
Возможно, эти тексты тоже вас заинтересуют:
→ Создаем блог на Django с опросами и тестами. Краткая инструкция. Часть 1
→ OpenStack vs VMware: что лучше — open source или проприетарная платформа
→ Когда типизация делает тебе больно: как у нас появился статический анализатор
Автор:
Seleditor