Генетика — одна из самых динамично развивающихся наук. Мало какая другая дисциплина может поспорить с ней по степени воздействия на качество нашей жизни. И мало какой науке доставалось так сильно, за последние пару сотен лет. Больше всего ее корили за евгенику, развитию которой она могла здорово поспособствовать. Сейчас во всем мире действует мораторий на клонирование человека и редактирование его генома. До сих пор не утихла ГМО‑истерия. А еще слухи про лабораторные корни COVID-19...
Но тяжелее всего ей пришлось в СССР и РФ.
Науку, которая только начала зарождаться, почти полностью уничтожил Трофим Лысенко.
Безграмотный колхозник и редкий мерзавец, все нововведения которого были провальными, а «выдающиеся результаты» были поддельными, сгноивший в ГУЛАГе самых талантливых ученых, чтобы они не мешали продвигать нео‑ламаркизм, который принес ему ложную славу и высокий пост.
Фактически, он отбросил нашу науку на десятилетия назад. Тяжелейшая потеря, от которой генетика очень долго приходила в себя.
Много десятилетий спустя, уже в РФ, науке снова нанесли жестокий удар — запрет на выращивание ГМО. Это лишило всякого смысла коммерческие разработки ГМО и снова отбросило нас на десятилетия, по сравнению с иностранными успехами. Российские ученые‑генетики или уехали за границу, или глобально переквалифицировались.
Не прошло и десяти лет — звучит еще один тревожный звонок: Александр Кудрявцев, директор Института общей генетики РАН, на своем недавнем выступлении, высказался настолько шокирующе антинаучно и нелепо, что снова становится боязно за судьбу этой науки.
Мероприятие, на котором он произнес речь, поражающую своей нелепостью, называлось: «Международная научно‑богословская конференция». Само слово «научное» — уже звучит дико, когда речь идет о религиозном собрании, которое устроили священники православной церкви. Также дико выглядит и участие доктора биологических наук, на подобной конференции.
Но то, что он говорил — было совершенно за гранью всего разумного. Ознакомиться с его речью можно по этой ссылке. Я не буду приводить тут стенограмму всей его речи, это мало кто может выдержать. Я прослушал его выступление на удвоенной скорости с субтитрами, только ради этой публикации, никому не советую так делать… Ограничусь особенно яркими перлами.
Постоянно цитируя Библию, он начал он с заявления, что наша планета может прокормить только 5 миллиардов людей. Вычислил он это исходя из того, что на каждого человека, для качественного прокорма — надо 1 гектар пахотной земли. Откуда он взял эту цифру — непонятно. Чтобы прокормить большее количество людей, надо «насиловать землю, проводить мощную химизацию» и добывать очень много энергии. Все это привело к тому, что «Земля впала в тление», а пахотные земли уничтожаются эрозией и неграмотной мелиорацией, «за 500 лет на Земле вообще не останется пахотных территорий». Сразу вспоминается прогнозы, согласно которым «весь Париж будет до крыш наполнен конским навозом». А последующая фраза «я это говорю как бывший агроном» — навевает неприятные аналогии с Лысенко.
Тему экологии он продолжил тем самым «микропластиком», о котором на Хабре уже говорено‑переговорено.
Но вот затем, понеслась «она» по кочкам. «Грех и тление — поражают биологическую природу человека». Будто раньше, до всемирного потопа, все люди жили по тысяче лет — потому что не грешили. Потом стали грешить сильнее и продолжительность жизни начала сокращаться. Все это на фоне графика из КДПВ «вот график, его можно найти в интернете, я сам его строил». Далее началось изнасилование статистики на тему генных заболеваний. И самая мякотка:
Ну ученые атеисты вам скажут что на самом деле это радиация это загрязнение это все мутагенные эффекты и так далее. Но тем не менее, вот мое личное убеждение, что такое разрушение все‑таки инициировано первородным грехом, оно усугубляется грехом родовым и личным тоже.
Дальше — хуже. «Дети, до седьмого колена, отвечают за грехи отцов своих», это поврежденные грехами гены, которые могут восстановиться только «чудо божьим». «Интуитивное неприятие ГМО», православной цивилизацией. Как говорится: «Далее — везде».
Закончил он уже абсолютной бредятиной:
Мир не даст жить России спокойно и не даст развиваться по собственному сценарию. Наши ресурсы и, в первую очередь, наши ресурсы чистой воды, энергии, слишком привлекательны для окружающего мира, будь то Европа или Китай. Поэтому, хотим мы того или нет, но нам придется защищаться и защищаться - военным путем. По сути, мы уже начали это делать.
Занавес…
Можно смеяться над этим, можно просто недоумевать, но задумайтесь о том — КТО прогнал всю эту антинаучную жесть. Это не очередной священник, свихнувшийся на почве религии и политики, не хайпующий журналист, не безграмотный криптозоолог, который пытается вывести безрогую породу коров — отпиливая им рога и не говорящая голова из телевизора.
Это доктор биологических наук, директор Института общей генетики имени Николая Ивановича Вавилова, института Российской Академии Наук. По сути, ведущий российский генетик — отрицает генетику.
Бедный Николай Иванович, он наверное в гробу переворачивается, узрев призрак Трофима Лысенко…
Пока сложно сказать, чем это закончится. Но Кудрявцев не та фигура, которую можно просто уволить и назначить нового на его место. Ох, не зря, ой не зря — разогнали Комиссию по противодействию лженауке и фальсификации исследований…
Чтобы не заканчивать на совсем уж безрадостной ноте, я приведу слегка сокращенную цитату из великолепной книги «Посмотри в глаза чудовищ» замечательных русских фантастов: Андрея Лазарчука и Михаила Успенского.
Подвиг академика Лысенко
Судьба этого человека была трагична. Единственному из всех, ему пришлось пожертвовать не только близкими, творчеством, в конце концов, жизнью – это я еще мог принять, – но и добрым именем.
Молодой агроном, теоретически раскрывший сущность наследственной плазмы, пришел в ужас от ближайших перспектив развития советской молодой, страшно талантливой и абсолютно беспринципной генетики. Он знал и понимал, как просто будет скоро создавать любые гибриды от самых невинных – вроде картофеля и томатов – до самых свирепых: гриппа и оспы: Причем вероятность создания последнего стократ вероятнее, чем первого – ибо страна перманентно готовилась к войне.
Трофиму Денисовичу пришлось выдумать мичуринскую агробиологию. Несуществующую науку создать так же трудно, как несуществующую страну. Но полтавскому хлопчику это удалось.
Спасти самого Вавилова было уже невозможно; спасать нужно было остальных
Как подсчитали прогностики Союза Девяти, абсолютное бактериологическое оружие должно было быть создано в СССР где-то между тридцать шестым и тридцать девятым годами: Трофиму же Денисовичу предстояло уйти в небытие с титулами шарлатана, мракобеса и обскуранта.
Может это Союз Девяти написал речь Директору института генетики?
Автор: Константин