Сегодня я хотел бы рассказать об игре из некогда очень популярной серии, которая в наши дни находится фактически в коматозном состоянии. В 90-е и 00-е эту линейку игр знал каждый геймер и, наверно, не было такого компьютерного клуба, в котором бы не была установлена хоть одна из игр этой франшизы. Зовётся эта серия «Command & Conquer», но подробней хочу остановиться именно на второй игре, ставшей уже давно культовой подсерией — Red Alert. Учитывая недавний ремейк Command & Conquer и Red Alert 1, тема кажется мне особенно актуальной. Вполне возможно, что и вторую часть «Красной угрозы» ждет ремейк, хоть мне и слабо верится в это.
В середине‑конце 90-х у меня еще не было компьютера, поэтому бОльшую часть игр той эпохи я не застал. Однако к некоторым хитам всё же удалось прикоснуться, благодаря походам к двоюродным братьям. Тогда, сидя в гостях за пузатым монитором, я не очень понимал во что играю, но мне очень нравилась.
Так я познакомился с такими замечательными играми как Command & Conquer: Red Alert 1 и Command & Conquer: Tiberian Sun. Не скажу, что они оставили огромный след в моей жизни, потому что, в силу возраста, мне было плевать на то, во что играть. Но я прекрасно запомнил основную музыкальную тему первого Red Alert. Мне кажется, это одна из лучших музыкальных композиций в стратегиях!
Но прошли годы, я стал взрослее и уже сам ходил в игровые клубы, где в начале двухтысячных на всех компьютерах была установлена Red Alert 2. По игре проводились турниры, люди собирались командами и устраивали динамичные сражения, полные драйва, эмоций, да и, что греха таить, мата. Как сейчас, помню подвал дома, в котором располагался самый популярный игровой клуб нашего района. Тёмный прокуренный зал, толпа народу, атмосфера беззаботности и час игры за 20 рублей... но что‑то я отвлёкся.
Пройдет ещё немного времени, родители подарят мне первый компьютер, и тогда уже не придется ходить в игровухи, чтобы прикоснуться к этому шедевру — я могу играть в Red Alert 2 у себя дома.
Кто
За игру стоит сказать «спасибо» Westwood Studios, которая в 90-е годы была иконой жанра стратегий, а ныне, к сожалению, почившая. Это компания, благодаря которой жанр стратегий стал таким, каким мы видим его сегодня. Разработчики таких игр, как Eye of the Beholder, линейка игр Command & Conquer и Dune, The Legend of Kyrandia, а также Nox. И если современное поколение могло даже не слышать эти названия, то прожжённые геймеры, убеждён, провели десятки, а то и сотни часов своей жизни в этих играх и вспоминают их с теплотой!
Сюжет
В альтернативном 1946 году Альберт Эйнштейн разрабатывает машину времени и использует её, чтобы переместиться в 1924 год, в день, когда Адольф Гитлер был выпущен из Ландсбергской тюрьмы. Эйнштейн планирует устранить будущего лидера Германии, тем самым предотвратив Вторую мировую войну. Казалось бы, операция прошла успешно, однако Эйнштейн не учел, что без Гитлера не появится нацистская Германия, а значит никто не сдержит Советский Союз во главе с Иосифом Сталиным от экспансии. В результате СССР предпринимает победоносное наступление на Европу, Китай и Индию.
Чтобы остановить Красную военную машину, создаётся Европейский Альянс. По каноничному финалу первой части игры демократия победила, Сталин погиб, а у руля СССР становится Александр Романов (да, это руководитель СССР, потомок императорской семьи))), фактически являющийся марионеткой запада. Так начинаются события Command & Conquer Red Alert 2.
Прошли годы, и Романов, под влиянием главного советника — телепата Юрия, подталкивает других членов Правительства к нападению на США. В короткие сроки возрождается Советская армия, способная поставить на колени западный блок стран. Так мир становится втянутым в новую глобальную войну. Войска красной армии, находящиеся под вашим руководством разрушат Пентагон и Всемирный Торговый центр, а Эйфелеву башню превратят в огромную, испепеляющую «Тесла башню». Но вам никто не запрещает возглавить армию Альянса и постараться защитить демократические идеалы от «Красной угрозы».
Признавайтесь, свело олдскуллы?
Пускай это описание звучит как сюжет любой серьезной стратегии с альтернативной историей, но Red Alert 2 не является таковой. В крутейших роликах между миссиями будет много юмора. Слава богу, стёб в игре направлен не только в сторону России, но и в сторону США. Высмеиваются стереотипы, которые, к сожалению, очень сложно понять русскому игроку, незнакомому с американской культурой.
В качестве приглашенных звёзд участие приняли достаточно известные актёры вроде Удо Кира, Рэйя Уайза, а также советско‑российский актёр Игорь Жижикин, чей образ запечатлён на логотипе игры.
Путешествия во времени; генсек СССР в трусах с серпом и молотом; купающийся в джакузи с девахами русский генерал, отмечающий победную военную операцию; золотые купола на промышленных постройках. А как вам Эрни Франкенфюрер, Салли Сталлион и Флинт Вествуд, которые помогают отбивать Голливуд от Советской армии (отсылка к Шварценеггеру, Сталлоне и Клинту Иствуду)?
Эта линейка игр никогда не была про серьёзность! Продвигаясь по сюжету игры, вы много раз улыбнётесь, я гарантирую это! Сюжет ужасно крут в своей идиотии. Это коктейль из клюквы, стёба и юмора с действительно занимательной альтернативной историей!
В игре представлены две взаимоисключающие кампании с разными концовками: за союзников и за Социалистический блок. Каноничной, правда, является концовка за демократов.
Геймплей
Это во многом типичная для своей эпохи стратегия в реальном времени, имеющая отличительную особенность, которая сильно выделяла игру на фоне конкурентов. В других играх, как правило, требуется собирать множество разных ресурсов для построения сильной экономики и армии. В Red Alert 2, в угоду динамичности игровых партий, вам придется следить лишь за финансами и энергией, необходимой для функционирования ваших зданий.
Собирая минералы, которые автоматически конвертируются в деньги, помните, что на карте они конечны, поэтому всегда ведите агрессивную экспансию! Приоритетом будут как новые залежи минералов, так и нефтяные вышки, которые, качая нефть, приносят прибыль. Но из‑за малого количества буровых установок на карте, ожидайте серьёзной борьбы за столь серьёзное преимущество.
Помимо сюжетной кампании доступен и режим сражений, в котором вы можете испытать свои силы как с компьютером, так и с друзьями.
Перед началом битвы выберите страну из списка. Выбор влияет на то, в каком блоке стран вы будете состоять, а также на здания и войско. Каждое государство имеет свою особенность. Это может быть как уникальное строение (французская дальнобойная защитная пушка), так и вид войск, недоступный другим странам (фугасный грузовик с самоподрывом у Ливии). Отмечу, что, помимо различия в армиях и постройках, у каждой стороны конфликта имеется своё уникальное супероружие. Советы являются обладателями ядерного оружия и железного занавеса, делающего юнитов и здания неуязвимыми на короткое время. Супероружие альянса — устройство управления погодой, насылающее ужасный грозовой шторм в выбранную вами область на карте, а так же хроносфера, позволяющая телепортировать несколько юнитов в любую выбранную точку. Что же касается армии Юрия, основным супероружием является пси‑доминатор, наносящий урон зданиям и берущий под контроль вражеские юниты, а в качестве вспомогательного супероружия используется генетический мутатор, превращающий выбранную пехоту в другой, усиленный вид. Каждая из сторон конфликта сильна в чем‑то своём. Союзники в основном быстрые и слабо бронированные, Социалистический блок же, наоборот, медленный, но мощный.
Не стоит забывать, что битвы проходят не только на земле, но и на воде, и в воздухе, так как для проведения военных операций доступны авиация и флот.
Танки‑невидимки, летающая пехота, гигантские кальмары, боевые дельфины, летающие тарелки и конечно же, едва ли не самый популярный юнит игры — дирижабль «Киров». Где еще можно встретить такой нетипичный выбор войск, как не в играх Westwood Studios? Но как извечному фанату ролевых игр, мне игра запомнилась возможностью прокачки солдат. За уничтожение вражеских целей капает опыт, повышающий звания солдата. С каждым новым званием эффективность юнита повышается многократно, и даже небольшой отряд с тремя «лычками» может нанести существенный урон неприятелю.
Дополнение «Yuri's Revenge»
Спустя год после выхода игры Westwood Studios выпускает новое дополнение «Yuri's Revenge», которое привносит в игру много нового.
Как видно из названия, сюжет дополнения рассказывает про события, случившиеся после окончания основной кампании. Телепат Юрий возвращается со своей новой армией, становясь третьей стороной конфликта. Нам предлагают две дополнительные кампании СССР и Союзников, состоящие из 7 миссий, некоторые из которых имеют определённую нелинейность. Кампании за Юрия, увы, нет.
Несмотря на это, армия Юрия доступна для выбора в режиме «Схватки», являясь абсолютно новой и уникальной фракцией с непохожим на другие страны геймплеем. Так как Юрий — телепат‑псионик, бОльшая часть новых игровых механик делает ставку именно на это. Некоторые войска и здания могут подчинять своей воле вражеских солдат, заставляя выполнять свои приказы. А сам Юрий, являющийся самостоятельной боевой единицей, способен захватывать вражеские здания!
Помимо этих нововведений, Советам и Альянсу добавили юнитов и зданий, подправили общий игровой баланс, добавили новую озвучку всем родам войск.
Считаю, что играть без этого дополнения однозначно не стоит. Даже учитывая, что фракция Юрия многими игроками считается слишком имбовой.
Звуковое сопровождение
Музыка полна энергетики и буквально заряжает, а мощные гитарные запилы так и зовут в бой! Автор столь крутого саундтрека - композитор серии Фрэнк Клепаки, который признавался, что на формирование его музыкального стиля оказали сильное влияние такие группы, как Iron Maiden, AC/DC и Depeche Mode.
Озвучка солдат стала уже классикой. Каждый юнит комментирует полученные приказы, и не только банальными «Да, сэр!», но и множеством других фраз, ставших уже мемами.
Так как было сделано большое количество русских переводов, у каждого СНГшного геймера будет своя любимая озвучка, поэтому не буду выделять какую‑то определённую. Но нельзя забывать и про оригинальную английскую, являющуюся примером того, как нужно озвучивать игры! Пускай каждый из вас вспомнит и назовёт ту, что навсегда осталась в его сердце.
Минусы
К сожалению, во вторую часть так и не завезли баланс. Мне кажется, советская сторона сильнее Альянса, благодаря чему банальный раш тяжелыми танками или эскадрой дирижаблей «Киров», как правило, не остановить. А после выхода дополнения «Реванш Юрия», многие посчитали, что появилась имба в лице новой фракции (наверное, я хреновый игрок в стратегии, но мне не довелось ощутить этого дисбаланса).
Как и у любой игры из моей серии статей «Ностальгические игры», Red Alert 2, в силу возраста, не слишком хорошо смотрится на современных компьютерах. Но, в отличии от других игр, вам не требуется установка никаких модов, чтобы поднять разрешение экрана. Достаточно отредактировать ini‑файл настроек в корневой папке.
Итог
Это действительно добротная стратегия в реальном времени с упором на сражения, а не на экономику. Да, механика не столь глубока, как у какого‑нибудь Starcraft, но море юмора, хорошая озвучка и действительно классные видеоролики между миссиями кампании дают фору многим другим братьям по жанру. Если вы являетесь любителем стратегий, то просто обязаны хотя бы попробовать эту игру. Благо, она прекрасно воспринимается даже сегодня. Ну а старожилам предлагаю окунуться в прошлое и поделиться своими воспоминаниями в комментариях.
Я играю в игры больше 25 лет и запомнил их именно такими: душевными и затягивающими, с увлекательными механиками и интерактивностью, без внутриигровой валюты и попыток быть чем угодно, но не игрой. В моём Telegram канале тебя ждут не только обзоры на игры, но и актуальные новости, а также рассуждения о геймдеве. Подписывайся, будет интересно!
Автор: Иван