Почти всё самое важное, что произошло за неделю в мире финансов как в России, так и в мире: налог с банковских вкладов в 2023 году, «разморозка Шредингера» активов в европейских депозитариях, закон о цифровом рубле, а также злоключения кузена Ави.
Финансовые новости из России, к сожалению, нынче не соответствуют духу Хабра. Так что полную текстовую версию этого выпуска новостей можно прочитать вот здесь, либо посмотреть на видео.
С Новым годом! Плоти нологи с 1 января…
Налог на процентные доходы по банковским вкладам ввели еще с 2021 года, но с тех пор его, собственно, взимание всё время откладывали. И вот Минфин официально заявил: с 2023 года никаких вам больше отсрочек, будете платить 13% со своих депозитных «свердоходов» (свыше определенной необлагаемой суммы полученных процентов).
Сам принцип расчета максимальной суммы необлагаемого НДФЛ процентного дохода за год поменяется: раньше планировалось умножать 1 млн руб. на ключевую ставку на начало года (сейчас 7,5%), а теперь при таком расчете будет использоваться максимальное значение ключевой ставки за год (это более выгодно для всех нас).
Обратите еще внимание: разнесение процентных доходов по налоговым периодам будет производиться не методом начисления, а по моменту выплаты. То есть, если банк вам выплатил в декабре 2022-го «проценты вперед» по вкладу до конца 2023 года – то с такого дохода платить налог не придется; а вот если, например, у вас был открыт трехлетний вклад с выплатой всех процентов в момент его окончания в 2023-м – то, сорян, придется вот это всё включать в вашу налогооблагаемую базу. Извините за то, что начинаю вам год с таких новостей!
…а эти нологи, наоборот, не плоти
В 2022 году было введено очень много санкций на очень много банков – в результате немалому числу российских инвесторов пришлось не по разу перевести свои ценные бумаги между разными счетами, в том числе это затронуло и льготные счета ИИС. В ряде случаев это должно было бы привести к потере прав на налоговые льготы (ну типа – из-за расторжения договора ИИС ранее минимального срока в три года), вплоть до необходимости вернуть полученные от государства в предыдущие годы налоговые возвраты.
Ну и теперь к хорошим новостям: президент подписал закон о том, что при переводе ценных бумаг с одного ИИС на другой после 24 февраля 2022 года из-за санкций, действие первоначального договора как бы не прерывается – и, соответственно, автоматической потери прав на налоговую льготу тоже не происходит.
Все граждане равны перед законом, но некоторых надо бы сделать менее равными
Три недели назад мы с вами обсуждали громкие заявления сенатора Клишаса о том, что жизнь покинувших Россию в 2022 году граждан нужно обязательно сделать менее комфортной.
Ну и, как говорится: что у сенатора на языке – то у депутатов в законопроекте. Всенародные избранники уже вовсю пилят законодательные поправки на пользу Отечества: планируется отменить льготные режимы налогообложения для налоговых нерезидентов РФ (никакой вам больше самозанятости и УСН для ИП, по которым сейчас еще можно платить 4–6% с дохода).
Что делать с налоговыми нерезидентами, которые уехали из страны, но продолжают работать на российские компании по трудовым договорам – пока окончательно не придумали. Сейчас такие работники могут вообще не платить НДФЛ в России (если в договоре указано выполнение трудовых обязанностей за пределами РФ), а депутаты считают, что это надо бы поправить – но пока не определились, надо ли с них брать по полной 30%, или ограничиться только 13%.
Новогодние подарки от европейских депозитариев оказались поддельными: радости от них никакой
В прошлом выпуске новостей мы говорили о «новогоднем подарочке» от европейских депозитариев Clearstream/Euroclear с надеждой на разблокировку активов российских инвесторов. Мой экспресс-анализ на тот момент вылился только в то, что «ничего не понятно»; ну и сроки выданных лицензий на разблокировку (до 7 января) как бы намекали на то, что велик риск не успеть ничего сделать.
С тех пор ЦБ РФ провел свой квалифицированный анализ ситуации и выдал официальное заключение, которое (как ни странно) сводится примерно к следующему: ничего не понятно, и из-за сжатых сроков никакую разблокировку, скорее всего, сделать не получится.
Чуть позже НРД подтвердил: условия лицензии от люксембургского Clearstream сформулированы так, что выполнить их на текущий момент невозможно – так что никакой разморозки там можно не ждать. По поводу бельгийского Euroclear министр финансов Силуанов высказал похожую мысль: выданные лицензии – это в большей степени издевка и формальный ответ на судебный иск со стороны РФ.
Кэшбэк наносит ответный удар
На прошлой неделе Роман, также известный как Shtirlitz, также известный как автор ТГ-канала «Дайджест» (со слоганом «для тех, кто хочет выжимать максимум из банковских продуктов») прямо из СИЗО написал популярную статью на vc.ru. Статья посвящена тому, как автор действительно смог выжать максимум из своего увлечения оптимизацией банковского кэшбэка – по итогу вышло аж две статьи: мошенничество (ст. 159 ч. 4) и участие в преступном сообществе (ст. 210 ч. 2).
Дело в том, что если совершить покупку по карте, а потом оформить возврат товара каким-нибудь другим образом, то чаще всего можно получить и
В настоящий момент по делу проходит 13 человек (как минимум часть из них, включая автора ТГ-канала – в СИЗО): пишут, что на руках у них обнаружили более тысячи банковских карт, 670 сим-карт – в общем, ребята подошли к организации процесса с душой.
Давать квалифицированную оценку делу я точно не возьмусь (всё-таки, я не юрист) – хз, насколько здесь прослеживается наличие именно уголовного состава. Но житейский вывод из всей этой истории напрашивается довольно понятный: «выжимание максимума из банковских продуктов» может оказаться не самым разумным хобби. Ведь если банк заработал на кэшбэке очень много – то это маркетинг, а если клиент – то тут уже может получиться статья.
На черных рынках личных данных зафиксирована дефляция
Коммерсантъ пишет, что за 2022 год произошло так много утечек всяких разных баз данных российских компаний с информацией об их клиентах (за один август вроде как вышло аж 100 сливов), что это привело к снижению их стоимости – если раньше прикупить простенькую базу в Даркнете стоило $200–250, то в прошлом году ценник упал уже до $100–150.
Но это дешманские базы, без разной финансовой составляющей. А вот базы данных, включающие банковскую информацию, наоборот растут в цене – говорят, они подорожали вдвое.
Короче, краткий вывод здесь такой: смело предполагайте по умолчанию, что любые мошенники знают о вас вообще всё: что и где вы покупаете, в каких банках у вас есть счета, где вы живете, и как зовут вашего собакена. Увы!
В Госдуму внесли законопроект о внедрении цифрового рубля
После принятия закона у рубля должно появится новое агрегатное состояние: раньше он был только твердым и жидким наличным и безналичным, но уже вот-вот обретет еще и цифровую ипостась. Пилотный проект с цифровым рублем на реальных клиентах планируют стартануть уже в апреле 2023 года.
Какие конкретные последствия это повлечет для обычных людей – пока непонятно (ну, в ближайшее время – никакие, конечно). Но если всё внедрится успешно и цифровой рубль через несколько лет плотно войдет в повседневный обиход – то можно ожидать некоторые интересные последствия.
Ну то есть: представьте, что у государства появилась возможность в режиме реального времени (никаких вам там запросов в банки даже не требуется) отслеживать вообще все операции с деньгами – а при необходимости блокировать любые остатки на любых счетах в течение миллисекунды. Как говорится, ума не приложу – что тут вообще может пойти не так?
Да здравствует корейский суд – самый справедливый в мире!
В Южной Корее есть такая традиция: каждый срок президент вместе с друзьями гребет взятки лопатой, а потом присаживается на 10–15 лет в тюрьму. Через несколько лет следующий президент великодушно дарит предыдущему сидельцу помилование (понимая, что по корейским понятиям точно то же самое ожидает и его самого по окончанию срока).
Этой выгодной бизнес-схемой воспользовались уже три бывших корейских лидера, а четвертый (по имени Ли Мён Бак) был осужден в 2018 году на 17 лет заключения. И вот, наконец, справедливость (ну, по крайней мере, в корейском ее понимании) восторжествовала: 28 декабря его помиловал действующий президент Юн Сок Ёль.
В общем, это вам не скучная советская формула «украл, выпил, в тюрьму» – в развитых демократических обществах принято двигаться по чуть более сложной схеме «избрался, украл, в тюрьму, вышел, выпил»!
Кузену Ави немного не повезло
В октябре предприимчивый криптохакер Ави Айзенберг немножко ломанул проект Mango Markets (писал об этом здесь). Ну как, ломанул: скажем так, воспользовался неочевидной лазейкой в протоколе и, по его собственным словам, «реализовал прибыльную трейдинговую стратегию».
Видите ли, многие криптаны считают, что «код – это закон»; так что, если разработчики написали смарт-контракт немного кривовато, то воспользоваться этим – это не злое хакерство, а всего лишь здоровая предприимчивость. Вот и Ави смог убедить в этом криптанов из Mango Markets, так что те сами в итоге «подарили» ему $47 миллионов за возврат экспроприированных средств.
А знаете кого не удалось убедить в том, что «код – это закон»? Американскую прокуратуру, которая по-бумерски продолжает считать, что «закон – это закон», и 27 декабря арестовала Ави по обвинениям в манипуляции рынками.
В общем, мораль тут такая: ты можешь быть самым хитрым пацаном в виртуальном мире; но когда к тебе приходят дяди с наручниками в реальном мире – противопоставить этому природную хитрость может быть уже чуть посложнее.
Если подборка новостей показалась вам интересной – буду благодарен за подписку на мой ТГ-канал RationalAnswer, где я пытаюсь найти разумные подходы к личным финансам, инвестициям и крипте.
Автор: Павел Комаровский