На рубеже веков и тысячелетий… проще говоря, около 2000 года русскоязычная сеть была юной и населённой в основном программистами, гиками, а именно — гиками-программистами. С дорогим и сложнодоступным Интернетом уверенно спорил Фидонет, который некоторые порывались сделать векторным и гипертекстовым, а о понятии сетевого мема или медиавируса тогда слышали в основном ну очень закопавшиеся в предмет нёрды.
Тем не менее, шушпанчиков, зародившиеся в пучинах прочно вошедшей в анналы истории рунета эхи Su.Kaschenko.Local, можно с уверенностью назвать одним из важнейших сетевых мемов начала нулевых. Правда, есть небольшая проблема. О шушпанчиках написаны сотни шушпанишад и шушпанизмов, однако «основная характеристика шушпанчиков состоит в том, что никто точно не знает, что это такое и как они выглядят».
Концептуальное изображение шушпанчика как морфемы
Посему каноничных изображений шушпанчика попросту не существует — тем паче, что в те далёкие времена скрежета модемов в Рунете с картинками вообще была напряжёнка, создание мемасов в графических редакторах и тем более на специальных сайтах было делом будущего, а в Фидо в силу технических ограничений приходилось обходиться ASCII-графикой.
Ну а свойства шушпанчика остаются многообразными, противоречивыми и загадочными даже по классическим шушпанишадам.
Однако же, попробуем спустя два десятка лет разобраться, кто же такие шушпанчики и зачем им шушпалка?
Когда-то слово «кащенит» считалось не достоянием истории, а актуальным молодёжным сленгом, юзернейм! Ну а объяснение в своей бессмысленной корректности заставляет вспомнить сепульки Станислава Лема
Кащенитское движение и Su.Kaschenko.Local в значительной степени выросли из первого ресурса русскоязычных сетевых троллей — существовавшей с 1994 года конфы Tyt.Bce.Hacpem. Правда, понятия троллей, и даже падонкаф тогда ещё не существовало — но, как известно, отсутствие слова не гарантирует несуществования явления.
Кащениты, как более интеллектуальная и изощрённая часть первотроллей, отделились от TBH в конце 90-х в отдельную конфу Su.Kaschenko.Local и стали тгавить и троллить окружающих в своём особом и неповторимом стиле с массированным употреблением психиатрической и околоеврейской лексики. Естественно, подвергаемым «процидуркам» «поциентам» и «бокланам» это не очень нравилось, и у SKL (нередко упоминавшейся с TBH через слеш, как «средоточие зла» TBH/SKL) появилось немало недоброжелателей, пытавшихся с кащенитами бороться.
Облик шушпанчика по мнению поисковой машины Яндекса из урока по работе в Corel Painter IX
Одним из таких борцов стал 17-летний в 1999 году программист и диджей Александр Шушпанов, известный как Shoo, 5h00 и Мастер Вонг. По мнению недоброжелателей, он отличался склонностью к привлечению к себе внимания и инициированию скандалов (см. «шушпанчиковые войны» в ЖЖ 2006-го и нашумевшую тогда же борьбу Шушпанова с модераторами Википедии, в которой он по итогам сыграл вполне позитивную роль). Он модерировал эху Ru.Teenagers, откуда, по мнению врагов «Кащенки», «круто шуганул кащенитов», и вообще некоторое время воевал с SKL на просторах фидонета.
Кащениты, соответственно, считали его поциентом, отслеживали появления на других эхах и кидали фрагменты переписки в Su.Kaschenko.Local, дабы тгавить и ловить лулзы (коего понятия тогда ещё тоже не было).
Как считается (увы, конкретной цитаты и даты найти пока не удалось), всё началось с того, что создатель SKL МедБрат, наткнувшись на Шушпанова в очередной дискуссии, прокомментировал его появление в форме «О! Шушпанчик!». Видимо, в смысле «О, и тут ты!». Вероятно, сие историческое для ранней интернет-культуры событие имело место где-то в мае-июне 2001 года.
Фото Александра Шушпанова из статьи в Викиреальности
В архиве Su.Kaschenko.Local первое упоминание шушпанчика — также в качестве прозвища Александра Шушпанова — относится к 18 июня 2001 года за авторством Doctor Morguenstein. Правда, похоже, что прозвище к тому моменту уже существовало: фраза «доктора Моргенштейна» звучит как «бедный, бедный шушпанчик… до чего же мы его довели». Фамилия Александра, по мнению кащенитов, располагала к ироническому обыгрыванию. Ну и понеслось.
Уже 29 июля 2001 года в SKL Чёрный Лекарь, один из основателей и столпов кащенизма, в пародийном критическом воззвании к собратьям-кащенитам упоминает классическую формулировку «О! Шушпанчик!»:
Сотона соблазняши разумъ ваш и населяши его дурными идеями! Вы обижаете людей, бакланов и шушпанчиков
[О! Шушпанчик!]
— братьев наших меньших — вместо того, чтобы направлять их на путь истинный
[ведущий в объятия нашей клиники]
К концу лета 2001 года, судя по всё тому же архиву SKL, вступать в переписку с Шушпановым с фразы «О! Шушпанчик!» стало общепринятой практикой кащенитов. Правило SKL гласило: «Любой кащенит, как только увидит ш-шпанчика, в любой эхе, должен попpиветствовать егой словами «О! Шушпанчик», не выходя пpи этом за pамки эхотага».
Что интересно, сам Александр Шушпанов довольно-таки скоро перешёл на сторону кащенитов, а мем отвязался от его персоналии и зажил собственной жизнью. Некоторое время кащениты называли шушпанчиками своих недоброжелателей и «поциентов» вообще, но уже к октябрю 2001 года образ шушпанчика принял совершенно иной характер.
Пётр Петрович Кащенко по версии кащенитов
Врагов кащенитов стали куда чаще называть бокланами, или же поциентами с бокланопоцтитом межушного ганглия — по фамилии Антона Бакланова, идейного врага кащенитов и создателя конфы Su.Kaschenko.Local.Must.Die. Шушпанчик же стал загадочным существом со множеством противоречивых и упоротых признаков: «любое существующее описание шушпанчика – неверно», гласил основополагающий принцип, открывая простор для любых изысков фантазии. Сакральные знания о шушпанчиках были сведены в шушпанишады: нумерованные списки цитат, начатые Чёрным Лекарем в середине сентября 2001 года.
Уже 17 сентября на SKL вовсю шло коллективное составление начатого Чёрным Лекарем списка упоротых цитат о шушпанчиках, будущих шушпанишад. Список из 101 пункта через несколько дней дорос до 149 пунктов, но классической открывающей фразы про необходимость произнесения «О! Шушпанчик!» при встрече с шушпанчиком в нём ещё не было.
Этот рисунок также часто ассоциировали с обликом шушпанчика
В основе шушпанишад лежал текст из почти забытой ныне «Теории деградатства» Абдулхая Барматухина под названием «Хомяковская теория, которая неправильная совсем, ибо хомяк непознаваем в принципе». Первые 53 пункта шушпанишад, наиболее лиричные и философские, напрямую взяты оттуда: с заменой хомяков на шушпанчиков, сатанизма на сотонизм, ну и прочее по мелочи для соответствия кащенитским мемам. Ну а Великий Шушпанчик напрямую происходит из Великого Хомяка исходного текста.
1. Воплощение экзистенциальности шушпанчиков непрочно и зыбко.
5. Поклонение шушпанчикам бессмысленно, но приятно.
6. Цвета шушпанчиков словесному описанию не подлежат.
9. Жизнь похожа на шушпанчика. Такая же беспросветно-весёлая.
13. Шушпанчики — это очень священные животные.
15. Шушпанчики любят петь сотонинские песни.
18. Шушпанчики некочепыжны. Это — Истина.
19. Шушпанчики не любят физические упражнения. Они вредны для кармы.
20. Шушпанчики любят валяться на диване и жrать пиrожки.
23. У шушпанчиков всегда и от всего есть отмаз.
24. А что бы ты сделал, если бы был Великим Шушпанчиком?
27. Шушпанчики выгрызают ходы в тыквах с дивной художественностью.
28. Утренний пиво – незаменимая вещь для шушпанчика.
29. Астрал – естественный способ существования шушпанчиков.
30. Сакральность шушпанчиков нельзя измерить даже в стихах.
31. Шушпанчики давно прошли Путь Воина и забили на него.
32. Кактусов шушпанчики не едят. У них другие способы.
34. Великого Шушпанчика не существует. Hе думайте о Великом Шушпанчике.
35. Шушпанчики смеялись над 25-й и 26-й частями «Летописей Кащенко-2000» (в хомяковском исходнике был «Евангелион»).
36. Перманентное сатори сопровождает шушпанчика всю жизнь.
37. Шушпанчики любят и уважают Петра Петровича (у хомяков был Тоторо).
38. Толкинисты – источник вечного веселья для шушпанчиков.
39. Важнейшим из всех искусств шушпанчики считают сон.
40. Шушпанчики спят 23 часа в сутки. Остальное время они дремлют.
43. Милосердие шушпанчиков не знает пощады.
44. Великий Шушпанчик создал первого человека в порыве безудержного оптимизма.
46. Осенью в кронах двухсотлетних дубов иногда можно увидеть тень шушпанчика.
47. Hе таятся шушпанчики только одной ночью в тоскливом октябре.
48. Шушпанчики древними чарами помогают гоблинам варить осенний эль.
49. Во время ночных гроз шушпанчики выходят на тропинки лесов.
50. Шушпанчики благородно поедают наркотики, спасая юных дебилов.
51. Шушпанчики любят слушать треск кедровых поленьев в камине.
52. Шушпанчики плювать хотели. И плюют.
Шушпанчик на весенней яблоне подобен шушпанчику на весенней сакуре, но только на яблоне
При этом текст «хомяковской теории» местами явственно демонстрирует в качестве источника вдохновения популярную тогда пародию на «пособия по повышению духовности» под названием «Ра-Хари: руководство для начинающего медитатора». Полная глума и норкомании во всех смыслах чуть более, чем полностью.
Достаточно сравнить цитаты.
Ра-Хари:
14. Йога — это когда тебе приятно в какой-то позе. Главная поза — лёжа.
19. Один Мудрец сказал: «Нижняя часть моей головы — суть рельсы». А как сказал, так крыша у него и поехала.
20. Однажды группа медитаторов села на измену и со страху материализовала настоящего мента, который проверил у всех паспорта, прописки и потом растворился. Ведь всё это иллюзии.
28. Кот — это очень священное животное. Корова тоже.
57. Когда искатель сидит в позе торжественного медитатора, то, как правило, он притворяется.
67. Ученик хотел подойти к Мастеру и спросить: «Что делать?» А потом лень стало, и не стал подходить.
70. Вовочка был великим Дзен-Мастером.
75. Ревностное исполнение обрядов и ритуалов приводит медитатора к мысли «А на хрена я это делаю?»
Классическая иллюстрация к «Ра-Хари»
Как видно, в отличие от автора Ра-Хари, глумившегося преимущественно над индуистско-буддистскими практиками пополам с растафарианством, автор исходной «хомяковской теории» Абдулхай Барматухин явственно обращал большее внимание на классику Sci-Fi с Желязны и Саймаком, аниме, пародийный «аццкий сотонизм» (формулировка, придуманная как раз на SKL) и Кастанеду. Что вполне типично для тогдашних айтишников, и весьма органично стало основой для образа шушпанчиков.
Ну а дальше, с пункта 54, пошло творчество Чёрного Лекаря и других кащенитов. Они гораздо более мрачны, брутальны, саркастичны, кащеничны и полны чёрного юмора чуть более, чем полностью. Также здесь регулярно появляется такой атрибут шушпанчика, как шушпалка:
Впрочем, с пункта 79 поэтичная стилистика исходных хомякизмов и суровость кащенитских шушпанизмов начинает стилистически сливаться.
Шушпанишады:
53. Умело брошенный шушпанчик разваливает газовую плиту пополам.
54. Шушпанчики тринадцать раз встречались с акулами. Счёт 13:0 в пользу акул.
55. Шушпалка — это самое дорогое, что есть у шушпанчика.
56. О! Шушпанчик!
59. Саблезубых шушпанчиков не берёт ни святая ни термосированная вода.
62. Не обращайтесь к шупанчикам за мацой — врут, хамят, кидают!!!
63. Многие великие люди страдали синдромом шушпанчика.
65. Поделись шушпалкою своей, и она к тебе не раз ещё шушпнётся.
66. Шушпанчик — порождение сотоны. Обратное тоже верно.
67. Если в кране нет воды, значит шушпанчик смог выпить мировой океан.
68. Шушпанчики с клейпучкой пьют всех!
71. О Б-же! Шушпанчик убил Кенни!
73. Матрица — это выкидыш сознания Великого Шушпанчика.
77. Сеть 5095 — последний заповедник шушпанчиков и гоблинов на территории РФ.
79. Помни мудрость и бесконечную доброту Великого Шушпанчика.
80. Автомат Калашникова был вчистую содран с шушпангевера. Это факт.
82. Шушпанчики умеют ложить и забивать с необычайной эффективностью.
83. При написании этого письма узил 2:5030/900 от шушпанчиков не пострадал.
86. Чернобыльский шушпанчик может голыми шушлапами порвать пасть баклану.
87. Шушпанчики улыбаются так, что с нижнего этажа пожарные прибегают.
90. Каждый шушпанчик оборудован множеством шушпалец и тентаклей.
91. Шушпанчик иногда прячется в кронах вековых дубов и тихо плачет…
92. Если ты не видишь шушпанчика, то и он тебя не видит.
99. Если долго вглядываться в шушпанчика, то он начнёт вглядываться в тебя.
100. То, что не убьёт шушпанчика, лишь сделает его сильнее.
Рисунок Даниленко Ольги aka Erjlin, использовавшийся ЖЖ-сообществом Shooshpanchiks в качестве аватарки
Один из новоприбывших на SKL спрашивал тогда:
— ЗЫ. кстати, я тут новенький — кто бы мне пояснил, кто таки Шушпанчики?
— АПВС? Разве из приведённого описания не складывается практически полный и завершённый портрет Шушпанчика?
Как видно, некий обобщённый образ шушпанчика как существа одновременно метафизического, хитрого и могущественного, а с другой раздолбаистого и комического, уловить из получившихся шушпанизмов было можно. Однако неопределённость сути и особенно облика шушпанчика с физическими характеристиками быстро стала каноном. Впрочем, общим местом при попытках всё же описать шушпанчика был его не слишком большой размер (если не брать случай Великого Шушпанчика), вероятная пушистость и некоторая потенциальная округлость.
Непременным атрибутом шушпанчика стала шушпалка — таким же обязательным, как фофыга у Йожа, ещё одного важного и меметичного персонажа SKL. Что такое шушпалка, также оставалось за кадром. Однако было известно, что шушпалка — это самое дорогое, что есть у шушпанчика. ПМ, видимо, пистолет Макарова, «меркнул перед величием шушпалки» — однако на смену деревянной шушпалке должен был прийти железный шушпан. Имелись в ряде шушпанизмом и откровенно фрейдистские намёки на суть и образ применения шушпалки — правда, уточнялось, что настоящим шушпанчиком может считаться обладатель не менее чем четырёх шушпалок.
А ещё у шушпанчика, согласно шушпанишаде №90, имеются шушпальцы и тентакли во множественном количестве. Согласно поздней шушпанишаде за №326, Шушпанчиков обычно делают шушпальцем или шушпалкой. Но эта версия может считаться не совсем каноничной.
Если верить 90-й шушпанишаде, шушпанчик может выглядеть и примерно так. Но всё же вряд ли
24 сентября в SKL пришёл сам Александр Шушпанов:
24 Сен 01 20:58, Alexander Shooshpanov (2:5057/21.86) написал к All:
AS> А можно я бyдy Шyшпанчиком?
Roman Fedorenko> О! Шушпанчик! ;)))
МедБрат> Эхехех. А почему бы инет?
PsyÓho anal it> Если шушпалка ещё шушпает — будьте.
И, как было сказано выше, вскоре вступил в ряды кащенитов. А затем шушпанчики пришли и в ЖЖ. Первое упоминание шушпанчиков в ЖЖ отмечено почти по горячим следам фидошной SKL: уже 1 октября 2001 года в журнале Александра Темерева была выложена версия шушпанишад на 149 пунктов.
Слоновый прыгунчик Macroscelides proboscideus из саванн юга Африки: бытовало мнение, что шушпанчик выглядит именно так
В начале октября под пунктом 154 появляется понятие «шушпанишады» по аналогии с индийскими Упанишадами: «А эта бредятина откуда?» — «Из шушпанишад...». Однако до декабря цитаты из растущего списка свойств шушпанчиков чаще назывались «шушпанизмами». Название «шушпанишады» приклеилось к ним в начале 2002 года, но «шушпанизмы» тоже продолжали употребляться ещё долго.
В мае 2002 года в журнале ArtS!ghT появилась первая в ЖЖ классическая версия шушпанишад на 333 пункта. Здесь уже наконец появился каноничный и фундаментальный для шушпанишад нулевой пункт: «Увидев шушпанчика, следует воскликнуть «О! Шушпанчик!». Иначе быть беде». Некоторые особо хардкорные последователи по сей день следуют этой священной традиции при виде всего шушпанчикообразного.
Шушпанишады обычно публиковались с указанием первоисточника следующим образом:
«Cборникъ Истинно ВзаимоиSKLючающихъ Параграфовъ о Шушпанчикахъ, Бокланахъ, Снаркахъ, Бурзумахъ, Кранкахъ и прочихъ Тваряхъ и Гадахъ, изобилующихъ на Просторахъ Региона Hумер Пятьдесятъ и сопредельныхъ с Hимъ, а также перелётныхъ и переползающихъ подвидахъ безъ определённого места обитания, составленный на основе Свидетельствъ Очевидцевъ изъ Эхи SU.KASCHENKO.LOCALъ, а также эхи REALS.IBERIAN.MAN и другихъ пользительныхъ эхоконференций" под редкацией Чёрнаго Лекаря, 1654г, Гутенбергъ & Гольдбергъ Паблишерз, т.1, стр. 69-94».
В июле 2002 года шушпанишад было уже 472, а под пунктом 464 значилось пророчество «Когда шушпанизмов будет 666, придёт Квиздец Хадерак!». Со временем наиболее полные собрания шушпанизмов, включая малоизвестные и не всеми признанные, включали примерно 600-700 пунктов, хотя наиболее канонiчными и кошерными обычно признаются содержащие 333 или 472 пункта.
6 июня 2002 года в ЖЖ выложили пародию на свежевышедшие тогда «Звёздные войны: атака клонов» с участием саблезубых шушпанчиков. Собственно, именно эта пародия и составила большую часть упоминаний шушпанчиков в ЖЖ 2002 года.
На момент появления шушпанчиков 8-й эпизод ещё не вышел — иначе, возможно, в шушпанчиков записали бы и порги
В сентябре 2002 года появился сайт shooshpanchik.ru, где публиковались упоротые шушпанчиковые новости вида «За 4 дня Металлес при поддержке шушпанчик.ру раздал более 5000 шушпанчиковых календарей, несколько 5 литровых бочонков шушпанчикового пива и ящик «шушпановки»». Надо полагать, шушпановка — это как бобровуха, но только шушпановка.
В 2003 году появился тест «Какой ты шушпанчик». Из его результатов можно было узнать, что зелёный шушпанчик пьёт, курит, матерится, и при этом его все любят. Увы, Aeterna вместе со своими олдовыми тестами ныне мертва, а другими шушпанчиками несколько прошедших тест ЖЖшников не оказались.
В июне 2003-го один из пользователей ЖЖ охарактеризовал количество упоминаний шушпанчиков в тогдашнем Гугле как «массовую истерию».
В августе того же года в списке кащенитских праздников уже упоминалось, что 20 декабpя — День Великого Шyшпанчика. В ознаменование сего великого праздника правоверным кащенитам полагалось бегать с шyшпалками.
Одна из версий облика шушпанчика
В октябре 2003 года к шушпановедению добавились гэги про ещё одного персонажа фидо и SKL: Йожа Калючмахнатого. Ярким примером можно назвать эпическую поэму «Сказка о царе Йоже и царевиче Йожонке» за авторством Сома Пресноводного:
Тpи боклана под окном
Глотки дpали вечеpком.
Говоpит один бокланчик:
«Кабы я бы был шушпанчик,
Я б всем вылечил фимоз,
Флейм и письменный понос».Говоpит дpугой бокланчик:
«Кабы я бы был шушпанчик,
Я б всем людям в назиданье
Тут же сделал обpезанье».
«Кабы я бы был шушпанчик, — Тpетий щёлкает бокланчик — Я б для батюшки-Йожа
Снёс Йожонка-малыша!»Тут в полату входит Йож — Hафуфыжен в лапах кофш,
А глаза гоpят, что свечи:
«уффслыххалъ тваиъ йа pеччиъ
хехъ ннуъ ффтошъ бытць ппаъ симмуъ». — Знать, понpавилось ему.(…)
В синем небе солнце блещет,
Йож на тpоне пиво хлещет
И мечтает втихаpя,
Как с пpиходом сентябpя
Он отдаст всё в лапы сыну
И укатит в Палестину.
А оффтопики-бокланы,
Хитpецы и интpиганы,
Поpешили: жить не будем,
Hо шушпанчика погубим! — И, состpяпав хитpый план,
Разбежились по домам.
Ну и так далее.
Свирепый фидошный Йожъ как бы намекает
Настоящего пика упоминаемости шушпанчики в ЖЖ достигли уже после затухания кащенизма, в 2006 году (800 упоминаний). Правда, это было связано уже не только с шушпанишадами и разными шутками про шушпанчиков, но и с рядом связанных с Александром Шушпановым громких историй в ЖЖ и Википедии, оставшихся в анналах истории рунета как «шушпанчиковые войны».
В 2008 году случился неожиданный взлёт упоминаемости до 1403 — но виной сему стала популярность пародийного гороскопа, где Скорпион характеризовался как «страшный, громкий, сцуко, грозный — но в душе истинный шушпанчик». Что продолжилось и в 2009 году (770 упоминаний), и в 2010-м (819), и далее — до затухания по мере падения популярности ЖЖ и ухода аудитории на другие площадки.
Так всё же, какова сущность шушпанчиков? Не вполне ясно по сей день. Кащенизм понемногу ушёл в прошлое, но шушпанчики остались. И продолжили плодить сущности шушпалкой.
Наиболее официальный FAQ про суть шушпанчиков можно найти, скажем, тут. Но это тоже не точно.
Тушканчик, фонетический родственник шушпанчика
По версии некоего Рижского Ордена, Шушпанчик — суть Большой Тушканчик из Тропического дома в Рижском зоопарке. Его хвостовое знамя впечатляло всех увидевших раз и навсегда.
Согласно словарю Даля, шушпаном назывались несколько форм верхней одежды у крестьян-великороссов нескольких губерний и угро-финских народов волжского региона. Также такая одежда могла называться шушном или чупруном. По наиболее известной версии, шушпан — это искажённое в крестьянской лексике польское и украинское слово «жупан», обозначавшее обычную в XVII веке одежду шляхты. Кстати, слово «зипун» — это другой вариант переделки «жупана». И именно от этого шушпана, видимо, и прозошла фамилия, породившая шушпанчиков.
На Aeterna.ru существовал ныне почивший тест «насколько вы шушпанчик», результаты которого колебались в диапазоне вариантов от «ЫЫЫЫЫЫЫЫЫ!!! Вы — просто хомяк какой-то или ещё хуже — суслик!» до «ЫЫЫЫЫЫЫЫЫ!!! Вы самый аццкий термоядерный шушпанчик!!!».
Ещё один вариант шушпанчика
В июле 2007 года в ЖЖ силами Алексея «Шмуклера» Байкова и ныне покойного Андрея «Гунтера» Мартьянова появилось некогда очень популярное среди военно-исторических гиков сообщество «Шушпанцер.ру», посвящённое самым необычным, странным и вср… более того образцам военной гусеничной техники, и осенённое рогами маскота, лося Вотзефака. Само слово возникло в мае 2007 года как смесь немецкого слова «панцер» (танк) и понятия шушпанчика как некоего загадочного и странного существа. Сокращённо такие образчики стали через некоторое время называть «шушами», а потом про них ещё и World of Tanks сделали, только не с лосями, а с оленями, но это уже немного другая история.
Ну а сейчас шушпанцерами чаще называют образцы самопальной колёсной бронетехники в стиле «Безумного Макса». Что загадочно, в последние годы некоторые стали называть бронетехнику не шушпанцерами, и даже не шушами, а именно шушпанчиками. Тайна сего словоприменения велика есть.
Типичный шушпанцер: самодельная бронемашина курдских ополченцев под Раккой, 2016 год
Александр Шушпанов ныне — почтенный учёный из РХТУ им. Д.И. Менделеева, занимающийся вопросами пожаровзрывобезопасности химических веществ и семиэмпирических вычислений. На его личном сайте нет упоминаний бурного прошлого и меметичности — но Сеть помнит. Ну и адрес сайта count0.ru как бы намекает: прежний сайт Александра Шушпанова размещался по адресу shoo.count0.ru, да и имя пользователя в адресе указанной там почты звучит как shoo.
Вязаный шушпанчик от Анастасии Ивановой (ivanova-dolls)
Шушпанчики как обозначение чего-то небольшого и пушистого употребляются в сети и сейчас: достаточно вбить в сквозном поиске какой-нибудь соцсети. Кого-то рвёт на шушпанчиков от преисполнения, у кого-то кошка бродит по квартире как шушпанчик или Шушпанчиком назван кот, кто-то в фантастической зарисовке отбивается от нобигающих волн шушпанчиков из иного мира, кто-то так называет команду студенческой самодеятельности или обзывает политических оппонентов, а кто-то и вовсе называет шушпанчиками бронетехнику по аналогии с шушпанцерами. Можно найти выражения «смиренный шушпанчик» или «всеми обиженный шушпанчик».
Шушпанчики 2020-х побеждают закаваиванием насмерть
Можно говорить о том, что за два десятка лет образ шушпанчика ушёл весьма далеко от изначальных шушпанишад, не говоря уже о дискуссиях кащенитов с Александром Шушпановым. Он почти утратил всю метафизическую составляющую вкупе с чёрным юмором и связями с кащенитским дискурсом. Семантическое поле понятия «шушпанчик» к началу 2020-х включает в себя понятия маленькости, пушистости, округлости, милоты, беззащитности и прочей кавайности. Возможно, в этой трансформации изрядную роль сыграла чистая фонетика и словообразование: шушпанчик как слово явно похож на тушканчика, являющегося небольшим симпатичным зверьком, а «шуш» звучит как нечто пушистое.
Сферическим в вакууме образом современного шушпанчика можно назвать австралийского зверька квокку (Setonix brachyurus)
В современном словоупотреблении шушпанчики больше не читают Кастанеду, не порождают Сотону и Матрицу, не убивают Кенни и не ломают газовые плиты, и даже не обладают шушпалками и шушпальцами.
Впрочем, возможно, они всё же следуют исходным 53 пунктам, помогают варить осенний эль лесным гоблинам.
Однако в каком-то смысле преемники олдовых шушпанчиков, суровых и раздолбайских, а не трогательных и пушистых, в сети имеются. Ими, по моему персональному имху (автора спросить не успел), можно назвать ерундуков из «Свитков Ерундзы». Ерундуки по сути вобрали в себя те черты шушпанчиков, которые были утеряны «основной линией»: они умеренно пушисты и не слишком округлы и особой кавайностью не отличаются. Зато ерундуки постоянно творят разный раздолбаистый бедлам, жизнерадостны, метафизичны и местами даже хтоничны, уподобляясь лисам-хулицзин и енотам-тануки.
Правда, если шушпанчики, как подобает созданиям кащенитов, исходно обладали отсылками преимущественно к еврейской культуре, то ерундуки — очень китайские создания, глумящиеся над конфуцианскими скрепами и вполне недвусмысленно воплощающие даосские добродетели.
Ну а сами зарисовки из жизни ерундуков изрядно напоминают шушпанишады.
И совершенно правильно делают.
О! Шушпанчик!
Автор: Алексей Костенков