23 августа 2022 года стал историческим днём для развития групп компаний и сервисов VK и «Яндекса». В итоге VK получит «Яндекс Новости» и «Дзен», а «Яндекс» купит Delivery Club и сосредоточится на «Поиске», отдав фактически под управление VK свою главную страницу yandex.ru, существовавшую с 1997 года. С неё будет идти редирект на домен dzen.ru.
Обязывающее соглашение, в рамках которого «Яндекс» покупает сервис Delivery Club, а VK — сервисы «Дзен» и «Новости», компании подписали 22 августа. VK и «Яндекс» планируют закрыть все сделки в ближайшие месяцы. Для полного осуществления данных крупных сделок в российской IT-отрасли все финансовые действия компаний по ним пройдут проверку и должны получить одобрение ФАС России. Эксперты считают, что тут не будет проблем, хотя объединение Delivery Club и «Яндекс Еды» и может быть похоже на получение разрешения на монополию.
Что же именно произошло по порядку со стороны VK:
- VK приобретает 100% Delivery Club и выходит из состава участников «О2О Холдинг» (совместного предприятия со «Сбером»);
- VK и «Сбер» закроют сделку по Delivery Club до конца 2022 года. Дальше VK планирует передать Delivery Club «Яндексу» в рамках сделки по приобретению контентных платформ «Дзен» и «Новости»;
- VK объявила о приобретении «Дзена» и «Яндекс Новостей»;
- сервисы «Дзен» и «Новости» после закрытия сделки станут доступны на портале dzen.ru, где также будут размещены другие сервисы и поисковая строка «Яндекса». «Дзен» сохранит действующие инструменты монетизации контента для авторов, а пользователи платформы смогут выбирать, где потреблять контент: на портале dzen.ru с десктопной версии или в мобильном приложении «Дзена»;
- «Дзен» поможет VK нарастить аудиторию и расширить арсенал рекламных инструментов;
- после того, как будет закрыта сделка и «Дзен» перейдёт к VK, развивать платформу будет та же команда, что и сейчас. Но это будет отдельная компания с собственным приложением;
- VK получит права на технологии и товарные знаки «Дзена» и «Новостей»;
- VK в результате сделки по покупке «Дзена» планирует стать для всех авторов в рунете «важнейшим ключевым партнером»;
- только после закрытия сделки по покупке «Дзена» бывшая главная страница «Яндекса» станет главной страницей «Дзена» и будет управляться VK. Там же останутся «Новости», поисковая строка самого «Яндекса» и другие сервисы.
Происходящая ситуация со стороны «Яндекса»:
- главной основной страницей «Яндекса» скоро станет ya.ru, открытая в 2000 году в качестве облегчённой (лайт-версии) основной главной страницы компании;
- «Яндекс» откажется от новостного агрегатора. Ядром сервисов компании будет «Поиск» и «Алиса»;
- после закрытия сделки сервисы Delivery Club и «Яндекс Еда» перейдут на единую технологическую платформу «Яндекса». Курьеры Delivery теперь будут работать на платформе «Яндекс Про», которая распределяет заказы и строит маршруты. Рестораны смогут воспользоваться «Яндекс.Доставкой» и расширить зону доставки;
- «Яндекс» продолжит развивать бренд Delivery Club, приложение и сайт будут работать как раньше;
- сервисы «Поиск», «Почта», «Алиса», «Карты», «Навигатор» и личный кабинет пользователя «Яндекс ID» останутся под управлением «Яндекса», а также другие сервисы, кроме «Дзена» и «Новостей»;
- существующее приложение «Яндекс для Android» сменит название на «Яндекс Старт». Оно будет функционировать как браузер, а пользователи получат возможность выбрать стартовую страницу в настройках. Приложение «Яндекс» для iOS продолжит работать как раньше, но без «Дзена» и «Новостей»;
- домен yandex.ru останется у «Яндекса», а не перейдёт к VK. Там будет перенаправление на dzen.ru в течение переходного периода.
Эксперты считают, что «Яндекс» продал VK контрольный пакет своей главной страницы, но продолжит получать трафик с неё на свои сервисы, и главное — на «Поиск», продолжающий приносить основную часть доходов для компании. При этом формально «Яндекс» уже не будет иметь отношения ни к «Новостям», ни вообще к своей главной странице.
По поводу Delivery Club представители отрасли считают, что сделка по продаже этого сервиса «Яндексу» наиболее выгодна «Сберу». Банк таким образом сократит количество сервисов в своей экосистеме, что позволит ему сконцентрироваться на стратегически важных направлениях. Кроме того, из всех активов в совместном предриятии с VK, «Сберу» также достался пока что выгодный «Самокат», который совместно со «Сбермаркетом» и «ВкусВиллом» занимает 39% рынка доставки продуктов.
Автор: Денис