Как мы решили поддерживать ретроигрострой и что у нас получилось

в 22:28, , рубрики: Без рубрики

Где-то году в 2014 меня внезапно накрыла идея поиграть в старые игры для ZX Spectrum, в которые мы с друзьями шпилили в школе после (и вместо) уроков, менялись кассетами, переписывали их и создавали свои сборники. А также посмотреть и поиграть во все остальные игры, на которые не хватило времени или они вообще не заезжали на нашу «тучу» и даже в Россию. Но эта статья не про мемуары, а про то, что есть сейчас и что будет в будущем.

В том далёком 2014 году в сети уже существовали библиотеки старых игр, некоторые более-менее полные. Например, архив WoS, собранный энтузиастами из Европы (где спектрум был наиболее распространён) был лучшим на тот момент, но не без проблем: часть игр находилась под копирайтами, и, соответственно, бинарников (то есть образов кассет) к страницам игр приложено не было.

Кроме того, к сайту был прикручен очень убогий онлайн-эмулятор, и чтобы нормально поиграть в игру нужно скачать бинарник и запустить его под оффлайновым эмулятором. А это значительно усложняло весь процесс просмотра игр. Нужно отметить, что игр под ZX Spectrum было написано около 25 тысяч штук и если скачивать каждую, а потом загружать в оффлайн-эмулятор, то нужно потратить, наверное, полгода, чтобы просто бегло просмотреть все.

Для устранения всех вышеописанных проблем я решил написать свой собственный сайт с играми, максимально комфортный для просмотра и дальнейшей игры в ретро-игры под ZX Spectrum.

Как мы решили поддерживать ретроигрострой и что у нас получилось - 1

За полгода работы фактически с нуля был сделан эмулятор на Java (который потом был переписан на JS, так как поддержку сниппетов Java выпилили из браузеров), собрано максимальное количество информации по всем играм, включая бинарные файлы. В эмуляторе добавлен режим сохранения, чтобы можно было проходить игры с комфортом. В самом сайте можно сохранять списки любимых игр, пройденных игр и тому подобное.

Так Viva Games работает до сих пор, нарушает копирайты, и там отсутствует какая-либо монетизация. Сайт на российском домене, на русском языке, а более 90% посетителей – из России или стран бывшего союза. Возможно, поэтому к нам до сих пор никто не пришёл с жалобой на копирайты. Хотя нет, пару раз приходили поляки с просьбой удалить их игры с сайта.

Примерно в 2018 году мне и некоторым другим любителям платформы ZX Spectrum пришла в голову идея попользовать свой жизненный опыт и навыки, полученные в серьёзных коммерческих проектах, для разработки игр под ZX Spectrum. К слову сказать, разработка игр под спек не прекращалась никогда, в год выходило до десятка титлов, но именно тогда начался бум ретро-игр (видимо, сорокалетние старпёры начали скучать по своим молодым годам). И вместо того, чтобы выкладывать свои поделки куда-то на бесплатной основе, мы решили попытаться хоть как-нибудь монетизировать своё творчество. А такая мечта, кстати, тоже была в молодости – мол, вот напишем крутую мега игру и будем диски продавать :)

Выкладывать игры на Viva Games, чтобы монетизировать – не вариант. Поэтому был создан новый сайт, ZX Online, уже с международным уклоном (встроенная поддержка трёх основных языков платформы ZX Spectrum), и для того, чтобы избежать каких-либо проблем с копирайтами, мы решили публиковать игры только тех авторов, которые сами пожелают разместить свои продукты на этой площадке. Проще говоря, получился очень нишевый маркетплейс.

Как мы решили поддерживать ретроигрострой и что у нас получилось - 2

Первые несколько опубликованных игр показали неплохие результаты. Несмотря на то, что активных пользователей на ZX Spectrum сейчас всего 20-25 тысяч во всём мире (об этом говорят цифры в пабликах на Facebook), за некоторые из игр удалось выручить более 10 тысяч евро (за каждую). Неплохо для компьютера из 80х годов, обладающего памятью до 128 кБайт?

Ретро-бум в компьютерных играх породил и ренессанс железа этих самых платформ. Для ZX Spectrum, например, группой энтузиастов из Европы не без помощи Kickstarter разработан официальный наследник – ZX Spectrum Next, обладающий не только полной совместимостью со всеми предыдущими моделями, но и феноменальной графикой с поддержкой 512 цветов на пиксель, аппаратными спрайтами, 9 каналами полифонической музыки, 27 МГц для Z80 и много чем ещё. Есть и клоны ZX Spectrum, разработанные соотечественниками, например, ZX Evolution, получившие меньшее распространение, но от этого не менее важные для платформы в целом.

Как мы решили поддерживать ретроигрострой и что у нас получилось - 3

Энтузиасты, пусть и не сразу, подхватили эти новшества и начали писать софт и игры под «новый спектрум». И, надо заметить, что за новые разработки потребители игр заносят неплохую (по меркам ретро-комьюнити) денежку.

Что касается проекта ZX Online, то сейчас он продолжает набирать обороты. Мы принимаем к публикации любые игры, которые могут быть запущены на классическом ZX Spectrum, его клонах или ZX Spectrum Next. Поддерживаем связь с разработчиками новых игр (которые с каждым годом становятся всё сложнее и интереснее). Регулярно выплачиваем и отечественным, и зарубежным разработчикам заработанное (на данный момент ничего не оставляя себе, работаем на энтузиазме и вере в светлое будущее платформы), производим пиар-акции в соцсетях, делаем рассылки, ищем обходные пути и лазейки, чтобы предоставить возможность покупать и продавать по всему миру. Весной мы провели конкурс игр ZX Online Awards 2022 и планируем повторить в следующем году (по-моему, всем понравилось).

В голове масса планов по улучшению ресурса и реализации новых функций.

В общем, друзья! На самом деле я хотел не просто рассказать вам о проекте ZX Online, но и как-то подбодрить, мотивировать на первый шаг в интереснейшем деле ретро-игро-строения. Если вы в прошлом фанатели от ZX Spectrum и у вас была мысль написать что-то своё – почему бы не тряхнуть стариной и не попробовать воплотить в жизнь детские фантазии?

Готов ответить на любые вопросы в комментариях, самые интересные перенесу в текст статьи.

P.S. Да, мы в курсе, что уже давно существует файловый архив itch.io, где энтузиасты выкладывают новые разработки, в том числе и игры для ZX Spectrum. Но у itch.io нет и
никогда не будет той спектрумской специфики и той свободы, которую могут реализовать
и оценить только истинные фанаты.

Автор: Алексей

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js