«Лаборатория Касперского» выступила с предупреждением, что в России сейчас набирает обороты одна из разновидностей вишинга (сокращённо от английского voice phishing), или голосового фишинга.
В рамках этой схемы человек получает письмо, в котором нет вредоносных ссылок и вложений, но есть сообщение, например о том, что с его счёта пытаются снять крупную сумму. Чтобы отменить транзакцию, якобы нужно позвонить по указанному номеру телефона. Только с марта по июнь 2022 года эксперты компании зафиксировали около 350 тысяч таких писем по всему миру, причём их число растёт, на июнь пришлось почти 100 тысяч.
Такая схема может быть нацелена как на частных пользователей, так и на сотрудников организаций. Рассылка спама — это первый этап. Если жертва попадается на крючок и перезванивает по указанному номеру, то её начинают «обрабатывать». Цель злоумышленников — выманить конфиденциальные данные либо убедить перевести деньги на указанные реквизиты или установить на устройство ПО для удалённого управления. В последнем случае мошенники затем выводят деньги со счёта без прямого участия пользователя.
Чаще всего письма стилизованы под уведомление от какого-либо сервиса, например крупного интернет-магазина, платёжной системы или сайта ПО, доступ к которому предоставляется по подписке. Задача сообщения — заставить пользователя действовать быстро и необдуманно. Обычно текст составлен так, чтобы сложилось впечатление, что он создан автоматически. Скорее всего, это нужно, чтобы жертве не пришло в голову ответить на письмо, а сразу навести её на мысль позвонить по указанному номеру. Как правило, злоумышленники звучат весьма убедительно, они могут торопить или запугивать абонента, чтобы у него не было времени подумать.
Эксперт по кибербезопасности «Лаборатории Касперского» Роман Деденок пояснил:
К сожалению, даже продвинутые пользователи, сталкиваясь с вишингом, могут растеряться, попасться в ловушку и выполнить инструкции злоумышленников. Мы напоминаем о необходимости сохранять бдительность и ни в коем случае не делать срочно то, что от вас требуют незнакомцы, даже если они представляются сотрудниками крупных известных организаций.