Firefox был легендой. Конечно, им до сих пор пользуются миллионы и миллионы людей, но поклонников браузера с каждым годом становится всё меньше. Раньше Mozilla, без сомнения, была одним из лидеров софтверного рынка. Однако лично я считаю, что теперь она получает по заслугам. На сегодняшний день никаких теплых чувств к этому браузеру я не испытываю.
Но давайте попробуем разобраться, что именно и в какой момент пошло не так. Только прошу вас не пугаться: рассказ будет похож на, скажем, поездку на американских горках вдоль по кроличьей норе. Итак, начинаем!
Часть 1: Восхождение
Все началось с приложения под названием Netscape Navigator, разработанного небольшой группой специалистов и затем купленного компанией AOL. Считается, что это самый первый веб-браузер в истории, а его популярность обусловлена тем, что он предлагал пользователям прикоснуться к чему-то доселе невиданному. Но спустя короткое время, после анонса Internet Explorer, о нем все забыли. И это неудивительно: на фоне своего коллеги от Microsoft Netscape выглядел как непонятное стороннее приложение. Его доля рынка стремительно упала с 92% до примерно 15%.
В те времена Internet Explorer (да, сынок, я был там 3000 лет назад) был самым популярным веб-браузером. Он был предустановлен в ОС, прост в использовании и работал без лишних заморочек. Нас, первых пользователей, не избалованных дизайнерскими изысками, он вполне устраивал.
Именно тогда в Netscape было принято чрезвычайно смелое решение, уникальное для компании: она открыла доступ к исходному коду браузера.
В тот же день Джейми Завински, разработчик Netscape, зарегистрировал компанию Mozilla.
Вначале Mozilla стремилась создать набор прикладных приложений, служащих навигации в мировой сети и коммуникации между пользователями. Но этот подход вряд ли бы оправдал себя — особенно с учетом того, что это был open source.
В октябре 1998 года команда Mozilla, наконец, решилась на пивот, создав кроссплатформенный браузер на основе хорошо знакомого фреймворка, в качестве которого выступил их собственный Gecko.
В том же 1998 году свет увидела первая бета-версия продукта. Несмотря на его простоту и заурядность, браузер понравился пользователям. Все замерли в ожидании большого релиза. Но, к сожалению, он сильно затянулся, так как Mozilla буквально в последнюю минуту решила добавить в браузер несколько новых фич.
Лишь в июне 2002 года была анонсирована первая версия Phoenix Browser. В основе этого названия — ирония разработчиков над сложностями, которые преследовали их с момента основания компании.
Первые перемены
Когда всё, казалось бы, начало налаживаться, компания AOL решила прекратить финансовую поддержку нового браузера. Но Mozilla несказанно повезло: ее собственный фонд, Mozilla Foundation, под руководством Дэйва Хайатта, Джо Хьюитта и Блейка Росса смог полноценно заместить AOL на «посту» главного инвестора.
Так что браузер Phoenix снова смог восстать из пепла. Однако спустя короткое время на Mozilla начались нападки со стороны Phoenix bios, теперь на почве схожести торговой марки, поэтому проект был переименован в Firebird (да-да, всё еще не Firefox).
Со временем браузер начал официально поддерживать macOS и сменил свое название на привычный нам Firefox.
Точных причин я не знаю, однако ходят слухи, что очередное переименование случилось под давлением сообщества: браузер всем нравился, а его имя напротив навевало тоску.
Часть 2: Кардинальные изменения
Mozilla Firefox был первым веб-браузером, который популяризировал понятие «вкладка». Кроме того, в нем появились и другие нововведения, впоследствии ставшие стандартом: блокировка всплывающих окон, ряд средств обеспечения безопасности и конфиденциальности, запрещающих отслеживать данные о системе. Да что говорить — это был первый браузер, в котором реализовали собственный менеджер загрузок, не зависящий от операционной системы.
Книга рекордов Гиннесса
17 июня 2008 года Firefox обновился до версии 3 и установил мировой рекорд по количеству «уникальных скачиваний» за один день — около 8 миллионов загрузок за 24 часа.
Инновации
Браузер продолжал наслаивать одни функции поверх других — и в этом смог на голову опередить всех конкурентов, которым не под силу было угнаться за всеми новинками и фичами, которые успевала внедрять Mozilla.
К 2010 году Firefox достиг своего пика — порядка 34% доли рынка. Это было огромным достижением, учитывая, что в 2005 году он еле-еле наскребал 5%, а его основным конкурентом был... Ну, вы правильно поняли, Internet Explorer.
Часть 3: Начало падения
Главное достижение Mozilla состоит в том, что пользователи стали воспринимать Firefox как более совершенную и функциональную версию Internet Explorer, а не как странное стороннее приложение-дубликат.
Но ничто не длится вечно: ситуация резко поменялась, когда другая, куда более известная компания решила запустить собственную альтернативу Firefox и Internet Explorer.
Генеральный директор Google Эрик Шмидт в то время не проявлял интереса к вебу. Но некоторым людям из его команды (например, Ларри Пейджу) удалось убедить начальство, что идея нанять нескольких разработчиков из Mozilla и создать собственный браузер, который будет на голову выше конкурента, не лишена привлекательности. Так начался путь нынешнего лидера рынка, браузера Google Chrome.
От инноваций к выживанию
Именно тогда Firefox заметно изменился: потерял темп и стал все реже внедрять прорывные функции. Создавалось впечатление, что он всего лишь пытается поспеть за Google Chrome, а не задает тон целой отрасли. Это привело к тому, что Firefox обзавелся мобильной версией и приобрел функции, аналогичные тем, что внедрила у себя Google. Это только упрочило положение Chrome: было крайне наивно полагать, что путь, по которому идет Google, будет выгоден кому-то еще. Например, мобильная версия Chrome интегрирована с Android и является браузером по умолчанию, поскольку и Android, и Chrome принадлежат Google.
Конкуренция
С течением времени баланс сил здорово пошатнулся. Выход мобильной версии Chrome вкупе с хорошими продажами Android-устройств вознес популярность браузера до небес. А Firefox, казалось, занялся слепым копированием возможностей Chrome вместо того, чтобы придумывать свои собственные уникальные фичи и сценарии использования.
Поражения
В итоге команда Mozilla Firefox начала разработку собственной операционной системы на рынке, который уже был поделен ее старыми-добрыми конкурентами, Google и Microsoft. Так началась бесславная история Firefox OS.
Главная причина полного провала этого проекта заключается в том, что у людей не было буквально ни одной причины пользоваться этой ОС, учитывая, что большинство телефонов поставлялось с предустановленным Android и никому просто не приходило в голову устанавливать вместо него Firefox OS, которая не имела никакой программной поддержки и не обладала уникальными преимуществами. Это еще больше замедлило развитие действительно важных проектов, таких как сам Firefox, не говоря уже о росте критики в сообществе.
У Mozilla было ОГРОМНОЕ преимущество перед Google, и заключалось оно в тех самых 34% рынка — это на самом деле огромное сообщество энтузиастов и простых пользователей, доверяющих Firefox и полюбивших его. Похоже, Mozilla не хватило сил и времени, чтобы до конца развить это преимущество и сражаться с новичком на равных.
Всё написанное выше — это мои собственные домыслы. Давайте теперь послушаем, что говорит сам CEO Firefox:
Firefox не поспевал за рынком и за тем, чего действительно хотят люди. Многие ярые поклонники Firefox теперь счастливые пользователи Chrome. — Крис Берд
Как видите, на поверку я оказался прав.
Часть 4: Время упущено
В 2017 году Mozilla выпустила версию Firefox 57, улучшив почти каждый компонент браузера, от логотипа до UI, нового движка рендеринга и прочих важных функций и фич.
Кроме того, браузер включал множество новых инструментов, куда более полезных и ориентированных на реальную аудиторию (в отличие от Firefox OS). Среди них менеджер паролей, блокировка отслеживания, VPN-сервер премиум-класса, улучшенный внешний вид и магазин тем.
Но проблема заключалась в том, что стало уже слишком поздно. Когда Firefox только появился, у него было преимущество: большинство людей, работающих за компьютером, были техническими специалистами и знали, что делают, в отличие от нынешних, с позволения сказать, пользователей.
Сейчас люди предпочитают пользоваться тем, что есть, а не плодить лишние сущности. Если Chrome уже установлен по умолчанию, зачем нужен еще один браузер? И раз уж Chrome установлен у меня на Android, почему бы не использовать его и на ПК?
Почему компания заслуживает своей участи?
На картинке выше — зарплата, которую требует председатель Firefox, в сравнении с ежегодными потерями пользователей, и НЕТ... График не преувеличен и не приблизителен.
И хотя зарплата этого человека — совершенно не мое дело, я все равно позволю себе высказаться. Когда-то скромная и камерная «команда Mozilla» теперь является огромной компанией. Но успехи той первой маленькой группы невозможно без слез сравнивать с результатами работы современного коммерческого гиганта. Вместо того, чтобы фокусироваться на своей аудитории, внедряя новые идеи, они предпочли «всего лишь» не отставать от Google и конкурировать с ее аудиторией на Android/Windows. Это привело к тому, что единственное место, где Firefox доминирует — это Linux, где, похоже, собрались последние лояльные пользователи браузера.
Не буду врать, в последние несколько лет Mozilla действительно очень старается удержаться на плаву. Но похоже, время уже упущено...
Заключение
Firefox продолжает уходить в небытие. Не так давно вышла «юбилейная», сотая версия браузера, но никаких заметных для пользователей преимуществ в ней нет.
Лично я хочу, чтобы Firefox восстал из пепла. Нехорошо, когда целая отрасль контролируется единственной корпорацией, такой как Google. Пожалуй, только время сможет показать, удастся ли специалистам из Mozilla снова поймать удачу за хвост и выпустить нечто действительно новое и интересное.
Автор:
omyhosts