Могло ли быть так, что игра десятилетия (во всех смыслах) — Cyberpunk 2077 — выйдет в срок или хотя бы продемонстрирует менее печальную картину на консолях после стольких переносов?
Нет.
Оставаясь талантливыми художниками игрового ремесла, сотрудники студии CD Project Red уже давно поднаторели в раздувании пиара и продаже игр, которые еще только предстоит создать. Более того студия регулярно наступает на одни и те же грабли, и ждать иного в этот раз просто не стоило.
Давайте при помощи гугла и архивов игровых СМИ перенесемся в прошлое и узнаем почему.
Что было в самом начале?
Студии CD Project Red не в первой проваливать выпуск своих игр на консолях. Но именно консоли всегда были лакомым кусочком для студии, с каждым релизом новой игры, студия стремилась захватить все больший рынок.
29 ноября 2008 года в Интернет было загружено видео, посвященное консольной версии игры первой части игры Ведьмак, которая изначально вышла только на ПК. 2 декабря CD Projekt Red официально подтвердила, что The Witcher будет перенесен французской фирмой Widescreen Games на консоли PlayStation 3 и Xbox 360 и выпущен как The Witcher: Rise of the White Wolf. был запланирован новый движок и множество улучшений оригинальной игры.
29 апреля 2009 года было объявлено, что производство игры было остановлено из-за просроченных платежей от CD Projekt в адрес французских разработчиков консольной версии. В сообщении генерального директора CD Projekt Михала Кичински говорилось, что платежи задерживаются из-за того, что игры Widescreen не соблюдают сроки разработки, а также что «техническая неспособность реализовать задуманное создает риск потери запланированного качества» и что CD Projekt прекратили сотрудничество с этой компанией.
Следующая часть игры The Witcher 2: Assassins of Kings, кроме ПК, вышла только на одной консоли Xbox 360. Однако, амбиции студии постоянно расли и релиз третьей части Ведьмака был запланирован уже на двух консолях — PS4, Xbox One. Что впоследствии сыграет с ними злую шутку в виде задержек с выходом третьей части.
2013- 2015 годы
3 октября 2014 в сообщении на игровом форуме NeoGAF один анонимный пользователь под ником Anaxymenes не согласился с тем, что другие хвалят еще не вышедший Ведьмак 3, утверждая, что разработчик CD Projekt Red искусственно нагнетает впечатления о грядущей игре. Затем он похвастался некими инсайдерскими знаниями и предостерег от предварительного заказа игры, особенно на консолях. После того, как правдивость таких тенденциозных заявлений была подвергнута сомнению другими участниками форума, администратор форума NeoGAF сообщил, что Anaxymenes смог приватным образом предоставить некое подтверждение своим словам и статусу инсайдера.
В частности Anaxymenes сказал:
«Чушь с Ведьмаком 3 началась с первого дня. PR создает раздутое видение игры, которой не существует, а команда уже больше года находится в безумном кранче».
Слово «кранч» пришло в русский язык от английского слова «crunch» — хруст, треск, скрип, в разговорном варианте — кризис, дефицит чего либо. Кранчем называют аврал: рабочую ситуацию, в которой сотрудникам приходится работать в день больше часов, чем они должны по трудовому договору для успешного выполнения срочных задач в срок. Как правило кранч — это затяжной кризис, который может длится даже несколько месяцев. Сотрудники могут приходить на работу в 10 утра, а уходить за полночь на протяжении недель.
В игровой индустрии нет единого определения «кранча», но по общепринятому мнению кранч включает в себя два компонента: обязательную сверхурочную работу и культуру, которая заставляет сотрудников работать дольше или усерднее, чем предусмотрено в основном трудовом соглашении.
Эти форумные сплетни сейчас [в 2021] никто бы и не вспомнил, если бы тогда в ответ на них не сделал заявление руководитель студии по связям с общественностью Михал Платков-Гилевски.
Мы не комментируем слухи, особенно когда кто-то высказывается анонимно, ведь это всего лишь его или ее слово против нашего”, — сообщил он порталу GameSpot, и заявил, что видео-демонстрации игры говорят сами за себя, — “Если у вас есть какие-либо сомнения в качестве Wild Hunt, посмотрите 35-минутное игровое видео, которое мы опубликовали некоторое время назад, или проверьте реакцию игроков на наши публичные превью на Gamescom, Сан-Диего. Comic Con и E3 и решайте сами.
При этом представители студии проигнорировали вопрос GameSpot о правдивости предположений о масштабной практике кранчей в CDP.
В марте 2014 CD Projekt Red перенесла дату выхода The Witcher 3 дата выхода февраль 2015.
В то время студия написала:
Мы могли бы выпустили игру к концу этого [2014] года, как мы первоначально планировали. Все же мы пришли к выводу, что несколько дополнительных месяцев позволят нам достичь того качества, которое удовлетворит нас, того качества, которого геймеры ожидают от нас.
Переносы и слухи про кранчи, в 2021 году это звучит до боли знакомо…
Игра Ведьмак 3 была анонсирована в 2013 году, и у должна была выйти уже в следующем году на трех платформах ПК, PlayStation 4 и Xbox One. Дата выпуска была позже перенесена с третьего квартала 2014 года на февраль 2015 года. После пропуска запланированной даты выпуска 24 февраля, Ведьмак 3: все таки был был выпущен во всем мире 19 мая 2015 года.
2017 год
Ведьмак 3 вышел 2 года назад и разошелся тиражом почти в 30 миллионов копий. Киберпанк 2077 находится в разработке уже около 5 лет, с 2012 года, и его релиз запланирован не только на ПК и всех консолях актуального поколения (c несколькими разными аппаратными ревизиями и разной производительностью), но и только готовящихся к релизу некст-генах PlayStation 5 и Xbox Series X/S
Несмотря на то, что студия CD Project Red по-прежнему (или вновь) окутана романтическим флером финансовой успешности и изменчивого духа инди-разработки, в игровой прессе вспыхивает новый скандал. На сайте отзывов о работодателях Glassdoor всплывает множество весьма критичных высказываний бывших сотрудников CDPR. Негативные появились в период с 2015 по 2017, появлялись и позже.
Вот фрагмент отзыва за 2015 год:
Управление никудышное, нет никого, кто действительно мог бы управлять людьми. Оно состоит из старых сотрудников, которые работают в компании, потому что они вложили свое время [и оказались здесь раньше всех].
Разработчики часто бывают молодыми и неопытными. Оба фактора вместе обеспечивают абсурдный объем кранчинга. Для некоторых периоды кранчинга длились более ДВУХ лет. Конечно, взять выходные дни было практически невозможно.
При этом даже лучшим сотрудникам может быть отказано в повышении на основании надуманных соображений, а других могут повысить, несмотря на несоблюдение требований. Это делает систему карьерного роста бессмысленной, поскольку ее можно обмануть без каких-либо последствий.
Удержание сотрудников ужасно. Считается, что любой сотрудник, недовольный своим положением в компании, должен немедленно подать заявление на увольнение, и никаких усилий для его удержания не предпринимается. Такая практика приводит к появлению большого количества непрофессиональных новичков в во всех отделах.
А вот лишь часть заголовков отзывов за 2017 год
Просто почитайте эти отзывы сами
В какой-то момент волна негатива и перемывания костей среди геймерской аудитории достигла такого уровня, что CD Projekt Red решили вмешаться. Соучредитель Марчин Ивински и менеджер студии Адам Бадовски выступили с заявлением «относительно морального духа в студии».
Обычно мы избегаем комментировать обзоры компаний в таких местах, как Glassdoor, но на этот раз — особенно в свете того факта, что мы долгое время ничего не рассказывали о Cyberpunk 2077 и видели, как некоторые геймеры забеспокоились о проекте — мы хотел бы уточнить несколько моментов.
Звучит тезис «такой подход к созданию игр не для всех», как бы говорит критикам: «Вы ничего не понимаете, это не то, это другое!»
В 2015 году, когда мы выпустили« Ведьмак 3: Дикая Охота », у нас было более 200 разработчиков, и это была основная команда студии. С тех пор мы почти удвоили штат сотрудников, и мы продолжаем нанимать». Тогда у команды было просто мало разработчиков, а вот теперь то CDPR удвоит их количество, что должно, подобно волшебной пилюле, решить все проблемы.
Cyberpunk 2077 развивается по плану, но мы не торопимся — в этом случае тишина — это цена создания отличной игры.
Все хорошо, прекрасная маркиза!
2019 год
В мае 2019 в интервью Kotaku Марцин Ивински заявил, что студия хочет использовать более «гуманный» подход к поздней стадии разработки, в большей степени опираясь на «необязательную политику кранчей».
Мы четко сообщаем людям, что, конечно, есть определенные моменты, когда нам нужно работать усерднее — например, я думаю, что демо [2018] E3 является довольно хорошим примером, — но мы хотим быть более гуманными и относиться к людям с уважением. Если им нужно взять перерыв, они смогут взять перерыв. Никто не будет за это подвергнут осуждению, если об этом попросят
— сказал Ивински.
Заметьте, CD Projekt не говорит о полном устранении кранчей, что было бы более разумным обязательством. И заявление о том, что сотрудники смогут взять отпуск, если им это нужно, не обязательно соответствует действительности — в сложной среде коллектива разработчики вполне могут чувствовать скрытое давление, вынуждающее их продолжать работать, например, чтобы поддержать своих товарищей по команде или сохранить свое собственное положение в компании.
2020 год
9 октября Джейсон Шрайер, журналист блумберга опубликовал в Твиттере электронное письмо, в котором глава студии CDPR, Адам бадовски, извинился перед партнерами разработчиков за сверхурочную работу
Шрайер отмечат, что хотя в самой культуре кранчинга нет ничего страшного или преступного, странно, что компания, которая практикует кранчинг в таких огромных масштабах, старательно делает вид, что такой практики и вовсе не существует.
27 октября 2020 бывшая временная сотрудница студии под ником outstarwalker написала серию твитов о низкой оплате труда во время своего участия в разработке Ведьмака 3.
Итак, могу ли я теперь поделиться тем, что я зарабатывала 430 долларов в месяц за работу над лицевыми анимациями над «Великой игрой 3» в «той великой компании, которая полноценно вознаграждает своих пассионарно кранчащих сотрудников?
Если вы сейчас читаете, потому что сайты и форумы процитировали меня: — это не новость. Так было и в 2014 году. Я не первая, кто поднимает данную тему. На протяжении многих лет это является данностью для польской игровой индустрии. У меня, как у фаната своего дела, не хватало смелости поговорить об этом раньше.
Личность outstarwalker подтвердили модераторы форума Reddit. Они добавили её сообщения в общее обсуждение переработок в CD Projekt RED. Девушка, кстати, ведёт свой YouTube-канал и в одном из роликов рассказала, почему покинула польскую студию.
В тоже время за 2020 год релиз Cyberpunk 2077, находящегося в разработке семь лет, суммарно откладывался трижды! Изначально, на
выставке E3 2019 релиз был назначен на апрель 2020 года. В январе 2020 релиз был перенесен на сентябрь 2020 года. В сентябре игра была перенесена на 19 ноября 2020 года.
В начале октября 2020 года CD Projekt Red объявила, что игра «стала золотой». Этот термин означает, что игра была готова к началу прохождения сертификации для консолей, а также к запуску процесса печати дисков, которые затем должны успеть поступить в розничные магазины к дате объявленного релиза. Тем не менее, разработка игры была в самом разгаре даже после отправки дисков в печать. С некоторых пор в игровой индустрии продолжение работу над игрой после получения золотого статуса стало обычной практикой — для последующего выпуска «патча нулевого дня», который исправит любые обнаруженные ошибки в последнюю минуту.
Но студия CDPR вывела эту практику на новый уровень. CD Projekt Red призналась, что завершение патча нулевого дня заняло больше времени, чем ожидалось, что потребовало третьего переноса релиза на 10 декабря 2020 для еще одного “короткого” 21-дневного рывка кранчинга.
Не смотря на все задержки и патч нулевого дня на консолях прошлого поколения игра оказалась практически неиграбельной, а на консолях нового поколения не был задействован обещанный потенциал графической подсистемы, что вызвало бурю негодования фанатов и серьезные последствия для студии в виде нескольких судебных исков.
2021 год
На в январе генеральный директор CD Projekt SA Марцин Ивински публично принес раскаяние в провальном выпуске видеоигры Cyberpunk 2077 в декабре 2020. Он взял на себя личную ответственность и попросил фанатов не винить команду.
В мрачном пятиминутном видеообращении и сопроводительном сообщении в блоге Ивински признал, что игра «не соответствовала стандартам качества, которые мы хотели соблюдать. Мне и всему руководству очень жаль».
Постмортем
Любой изучивший ретроспективу студии Project RED и ее материнской компании поймет, что иначе и быть не могло.
Ошибки в планировании релизов и масштабировании сил разработчиков студии, а также постоянное желание откусить больше, чем можно прожевать, преследовали студию на протяжении последних 10 лет.
Cyberpunk 2077 начинали разрабатывать в эпоху доминирования старых консолей, а к моменту окончания разработки переориентировались на новые, но не отказались от поддержки старых.
В случае незапланированного роста системных требований пользователям компьютера всегда можно посоветовать обновить Dicrect X, драйвера видеокарты да и саму видеокарту. Но с владельцем консоли этот номер не пройдет, ее внутренности апгрейду не подлежат. Если поддержка определенной приставки заявлена разработчиком, игра должна демонстрировать комфортный уровень производительности без каких либо ухищрений со стороны.
CD Project RED намеревалась выпустить игру, не считая ПК, еще одновременно на ДЕВЯТИ разных конфигурациях консолей, некоторые из которых уже обладали недостаточной производительностью для ААА игр в 2020, а некоторые явно избыточной.
На этот раз польская студия попыталась кранчнуть орех, который был ей явно не по зубам.
Автор: ruvds