Еврокомиссия распорядилась сделать Google менее удобным для пользователей, но более дружественным для конкурентов поисковика. По сообщению источников New York Times, Google станет "жертвой" досудебного соглашения в антимонопольном расследовании. Следствие началось ещё в 2010-м. Якобы компания "выделяла" собственные сервисы, а альтернативные источники тех же сведений занижались в выдаче.
Теперь, по данным источников, Google или откажется от показа "колдунщиков", или разбавит SERP ссылками на своих соперников. Кроме того, чиновники подарили конкурентам бан-хамер. Возможность запрещать использование до 10% проиндексированной информации (возможно при помощи мета-тегов).
К 2013-му году в Евросоюзе не создано значимых поисковиков, и под определение "конкуренты" подпал вовсе не голландский Yandex N.V.. Еврокомиссия позаботилась о "вертикалях". Например, о таких сайтах как Yelp. Теперь этот каталог оффлайнового бизнеса вполне может наложить запрет, например, на индексацию графика работы кафе учтённых в его базе. С одной стороны это затруднит жизнь "колдунщику" Google, где open hours вписаны рядом с адресом заведения. С другой стороны, поисковик не обещал не разрабатывать собственного парсера для извлечения нужных данных непосредственно с официальных сайтов ресторанов, а не из специализированных каталогов.
Кроме того, пока можно лишь предполагать реакцию непосредственных владельцев столовых и рюмочных. Из опыта интернет-маркетинга известно, что при каждом новом переходе с сайта на сайт — конечных покупателей становится меньше, а не больше. Это значит, что улучшенный Еврокомиссией Google, по ссылке "искать у конкурента" передаст на Yelp лишь часть заинтересовавшихся посетителей. И хотя трафик на сайте вертикального сервиса, возможно, и вырастет — конечный владелец кафе, с ненулевой вероятностью, может получить меньше гостей, чем их было в те времена, когда Еврокомиссия ещё не играла на стороне Yelp, а европейцы видели все нужные им сведения непосредственно в самом Google.
Случай, когда регулятор ударил по "своим", уже был в Бельгии. В 2011-м году суд запретил сервису Google News бесплатно использовать фрагменты статей из местной прессы. Ассоциация держателей прав вознамерилась получить от поисковика €49 млн. Однако поисковик просто согласился с запретом и перестал показывать краткие цитаты из бельгийских газет. СМИ потеряли поисковый трафик и пришли в ужас. Гипотетическая выгода обернулась прямыми убытками. Больше чем через год, лишь в самом конце 2012-го, Google "простил" держателей прав и заключил с ними мировое соглашение, не предполагающее никаких выплат со стороны поисковика. Только после этого бельгийские газеты вернулись в SERP.
В теории, с точки зрения Еврокомиссии, европейский Google должен стать похожим на российский Яндекс. Отечественный поисковик по собственной инициативе (без угрозы пятимиллиардного штрафа) даёт ссылки на другие поисковые системы. В российском случае, это полноценные Google, Mail.ru, Bing. "Яндекс" добавил эту альтернативность и в Google - для держателей браузерного тулбара "Элементы".
А на практике Google очень не любит службы с неясной историей монетизации, тем более нужные для обогащения потенциальных конкурентов. Возможно, Google будет проще вовсе вынести "колдущники" за поиск, например в виртуальный советчик Now. Конкуренты, кажется, предчувствуют такой сценарий и уже подготовили новый антимонопольный иск. На этот раз против операционной системы Android.