Сотрудники химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Института нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН, Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина и Научно-исследовательского института стандартизации и унификации разработали процесс, с помощью которого можно синтезировать транспортное топливо из грибов в одну стадию, и запатентовали соответствующий катализатор.
В связи с проявлением парникового эффекта и разрушением озонового слоя атмосферы перед человечеством стоит задача уменьшения выбросов углекислого газа. Одним из решений является отказ от традиционного моторного топлива, получаемого из нефти. Заменить его можно, в частности, биодизельным топливом или биодизелем, получаемым из триглицеридов, которые содержатся в маслах и жирах животного и растительного происхождения. При сгорании биодизеля выделяется столько же углекислого газа, сколько было поглощено организмом из атмосферы за весь период его жизни. Кроме того, в отличие от обычного дизельного топлива, биодизель почти не содержит серы, являющейся мощным загрязнителем.
Перспективным сырьем для производства биодизеля являются грибы, в которых быстро накапливаются триглицериды. Российские исследователи разработали процесс и катализатор, которые позволяют получать биодизель из грибов всего за одну стадию, а не за две, как в предыдущих разработках. В результате, новый способ проще и требует меньших затрат.
Его секрет — в платино-палладиевом катализаторе на основе синтетического алюмосиликата. По словам авторов патента, высокопористый алюмосиликат, не имеющий природных аналогов, обеспечивает диффузию объемных молекул исходных триглицеридов и продуктов их превращения — изомерных алканов. Высокое содержание изомерных алканов в топливе улучшает его низкотемпературные свойства, открывая возможность использования в условиях холодного и даже арктического климата. Важно, что методика получения катализатора позволяет варьировать его кислотные характеристики, важные с точки зрения каталитической активности.