История Google не даёт ни малейшего повода заподозрить компанию в склонности к музыке. Пока Apple и стартаперская молодежь обживали рынок цифрового звука и собственно его и сформировали — поисковая корпорация крепла как продавец рекламы. На этом пути Google пришлось расстаться с иллюзией всеядности и всеохватности: запретить «20% свободы», закрыть бесполезные для размещения рекламы проекты. Поглощаемые стартапы теперь либо интегрируются в рекламную платформу-либо, после всасывания штата и патентного портфолио, закрываются.
Однако чем больший фокус внимания Google падал на рекламу — тем явственнее должны были проявиться конечные пределы Интернета. Чем меньше свободного пространства для размещения объявлений остаётся в Сети, тем зримее рекламные рынки за пределами веба, не охваченные Google. Один из живых рынков, где значение Google равно нулю — это радио. Конкретно в США — реклама в автомобильном радиоприёмнике, где и близко нет места контекстной google-рекламе справа от SERP.
По иронии судьбы, цифровая музыка началась как торговля в интернете, она не имела никакого отношения к рекламе и, казалось бы, прагматичный Google и музыка не пересекутся никогда. Однако ситуация перевернулась с ног на голову вслед за распространением смартфонов и мобильного доступа. Оказалось, что цифровая музыка начала XXI века — это вовсе не ритейл, сбывающий файлы и компакт-диски (1 штука в год на человека) — а стриминг. То есть явление до степени смешения напоминающее радиовещание. Надо полагать, к особому неудовольствию Google, сфокусированному на рекламе — «бессмысленные» музыкальные стартапы оказались с рождения подготовлены к работе с рекламными форматами поверх стриминга; поверх того явления, что ещё 10 лет назад однозначно называлось термином «автомобильное радио».
В начале 2013 года любой топ-менеджер рекламной компании Google больше не может равнодушно взирать на айфон, воткнутый в торпеду своего автомобиля (в ближайшие множество лет даже не гугломобиля). Смартфон перестал быть ёмкостью для файлов. Благодаря стримингу, это работающий игрок рынка радиорекламы. Pandora, крохотная в масштабах Google, уже приступила к освоению радийных денег. Новую страховку запросто проговорят рекламным голосом между треками. А великая рекламная компания даже не начинала.
Первые попытки, по сообщению Billboard.com, Google предпримет лишь в конце лета этого года. Похоже Warner Music Group только что заключила лицензионное соглашение с Google для запуска пары сервисов — стримингового радио на Android и платных YouTube-каналов. Первые слухи появились ещё в конце февраля. Якобы гигант интернет рекламы будет предуставливать радио на смартфоны со своей операционной системой.
Глобальные музыкальные IT-тренды приходят в Россию с запозданием. Блаватник, Дэниел Эк, Тим Кук — сначала покоряют Америку и Старый Свет. И лишь затем открывают русские web-страницы. Маршрут путешествия через границы знаком по истории десятков интернет сервисов. США, Канада, ФРГ, Соединённое Королевство, страны Западной Европы и лишь когда-нибудь — Россия. Легко поверить, что для радио Google выберут похожую модель роста. С ярко выраженными национальными границами и датами запуска, разнесёнными на года. Однако есть одно обстоятельство, позволяющее предположить, что для стримингового Google маршрутная карта, заученная по истории классического Интернета, может и не работать. Просто потому что стриминговый радио-проект Google не имеет никакого отношения ни к музыке, ни к интернету. А к рынку радиорекламы — имеет, и самое непосредственное.
Присмотримся с русским прищуром. Из послекризисной статистики АКАР за 2009–2012 года можно вывести пару примечательных явлений. Во-первых, рынок радио-рекламы в РФ и не думает чахнуть. Пережив падение аж на 36% радио-реклама последовательно прирастала на: 11%, 15% и, наконец на 23% к результатам предыдущего года. Во-вторых, интернет-реклама, без внятных причин, стукнулась в «потолок». Её тепы роста всё ещё выше. Однако при сохранении трендов в 2014-ом году темы роста радио-рекламы превысят темпы роста интернет рекламы. На языке оценки платформ — после 2014 года рубль, вложенный в платформу радио-рекламы, даст прибыли больше, чем рубль, вложенный в платформу интернет-рекламы.
Знакомый нам Google специализируется на строительстве рекламных платформ. Потому в гипотетическом маршруте завоеваний будущего стримингового сервиса, логично отсортировать страны по:
- присутствию конкурента, уже пожирающего радийных рекламодателей
- и отдаче радийной платформы на каждый вложенный доллар
Глядя через немузыкальный камертон, неожиданно выясняется, что в России нет стриминговых сервисов, вышедших конкурировать за радийного рекламодателя. Условная Pandora не дотянулась, локальная Яндекс. Музыка развивается по лекалам интернет-сервиса и откусывает кусочки от интернет рекламы. Кроме того, после 2014-го года развивать интернет-рекламу в России будет менее выгодно, чем рынок радио-объявлений. Для сравнения — в Старом Свете конкуренты работают. Любовь к заработку просто велит Google зайти с новым музыкальным стриминговым сервисом сначала в пустую, выгодную Россию, и лишь затем можно двигаться по оставшейся карте мира.
Иван Ильин, ivan.illyn@gmail.com
От редакции Roem.ru: Присылайте свои статьи, авторские колонки, обзоры и аналитику на info@roem.ru. Авторам качественных текстов — гонорары, слава и полезные знакомства в комментариях