У "новых поступлений" Яндекс.Музыки мало шансов на успех

в 11:50, , рубрики: Новости

Американским исследователям из Nielsen удалось найти одну из неразрешённых музыкальными интернет-сервисами проблем. Выяснилось, что люди не используют сеть для поиска новой музыки. По данным Nielsen,

  • 48% процентов слушателей в США встречаются с новинками на волнах старомодного радио (АМ, FM)
  • 10% процентов прислушиваются к советам друзей
  • и лишь 7% узнают о новой музыке в интернете.

Но даже эти, сравнительно немногочисленные, сетевые меломаны встречают новинки не в музыкальных изданиях или подсказках Last.fm, а на страницах видеохостинга YouTube.

Любопытно, что в обратной ситуации, для прослушивания ранее знакомых треков, YouTube находится не в конце перечня источников, а в его главе. По крайней мере, 64% молодёжи слушает музыку на видеохостинге. Что больше доли радио, набравшего 56%; и больше показателей iTunes или CD.

То есть сам по себе интернет — это полноценная музыкальная среда. Только она не обладает талантами радио-диджея и не знакомит ни с чем новым.

К 2012-му году нулевую отдачу от интернет-рекомендаций ощутили такие отечественные аудио- сервисы, как Fidel и Yota.Музыка. Несмотря на "бесконечные" каталоги в миллионы записей — регулярно рекомендовать, а затем продавать треки у них не получилось. Оба сервиса уже закрылись. Исчез и музыкальный раздел в ex-Omlet.ru (сейчас сервис переориентирован на видео под брендом Stream.ru).

На днях о проблеме "нелюбопытного" интернет-слушателя задумалась Яндекс.Музыка.

Титульная страница этой продвинутой службы с архивом в 3.6 млн записей (по собственным оценкам сервиса, 90% пользовательских желаний покрывает и существенно меньший каталог), многие месяцы была оформлена в полном соответствии со звучанием российского радио-эфира. Однообразного, богатого псевдонимами на "В". Десятилетиями составленного из краткого списка приевшихся наименований.

Сегодня главная страница Яндекс.Музыки в тестовом режиме демонстрирует случайную выборку обложек. Вместо имён отечественных звёзд используется графика недавно попавших в базу пластинок. К сожалению, "немые" почтовые марки не похожи даже на тень диск-жокея из радиоприёмника. На фоне других - изощрённых, но всё-равно "не взлетевших" - рекомендательных систем в успех прямолинейного визуального продвижения верится с трудом.

У "новых поступлений" Яндекс.Музыки мало шансов на успех

Формально Яндекс.Музыка знакома с привлекательностью YouTube видео. Однако клипы, главный проводник музыкальных новинок, на сервисе используются для затыкания иногда встречающихся прорех в аудиокаталоге. Именно видео подменяет артистов, отсутствующих в звуковой базе сервиса.

В отчёте Nielsen, кроме исследования медиа, благоприятных для продвижения новинок, есть и другие, более оптимистичные для интернет-сервисов строчки. В частности, было установлено, что на смартфонах популярнее плееры, а не радио. Проигрыватели находятся на 54% устройств, "приёмники" только на 47%.

Мобильная разновидность Яндекс.Музыки относится к первому классу приложений. На данный момент она выпущена только для iOS, проигрывает и локальные записи, и коллекцию из сети (в том числе без подключения к интернету), рекомендательного радиоэфира в этом приложении нет. За пользование мобильной музыкой взимается плата 200 рублей в месяц.

Nielsen выявил, что софт, предназначенный для продажи треков, успехом на мобильниках не пользуется. Как не снискали популярности и закрытые веб-сервисы. Музыкальные магазины установлены примерно на четверти устройств, и зачастую даже не самими пользователями, а производителями смартфонов.

К многообещающей практике Яндекс.Музыки следует отнести релизы самых свежих пластинок. Несколько раз сервис публиковал музыку одновременно с её выходом в продажу на дисках или чуть раньше. Премьерными артистами были такие востребованные имена, как Дельфин, Мадонна или, буквально на днях, очень популярный в узких кругах ансамбль Dead Can Dance. По данным Nielsen, от 21-го до 33-х процентов покупателей музыки интересуются именно альбомами, вышедшими в течение текущей недели.

Подкрепляется статистикой и практика Яндекс.Музыки реагировать на шумные медийные события. Больше половины слушателей любят музыку из кинопремьер, телевизионных передач, с оффлайновых мероприятий. Как раз сейчас отечественным сервисом продвигается музыка, связанная с главным глобальным спортивным телешоу года, лондонской Олимпиадой. Были и другие спецпроекты, например, параллельные русским летним рок-фестивалям.

Впрочем, в медийности "по версии Яндекса" есть и расхождения с Nielsen. Музыкальный сервис ведёт фирменные блоги сразу в нескольких социальных сетях. И анонсы любопытных записей делаются именно в социалках. По стечению ряда специфических для России обстоятельств послушать Яндекс.Музыку можно в Facebook. Но в этой сети нет фирменного блога, нет редакционного "диджейского" присутствия сервиса. С другой стороны, полноценные анонсы Яндекс.Музыка публикует во ВКонтакте. Но у самой большой соцсети России своя специфика, в ней нельзя прослушивать треки Яндекса.

Согласно Nielsen полноценное социальное присутствие полезно. В 54% случаев покупатели музыки прислушиваются к мнениям друзей, а 25% привлекаются через блоги. 8 процентов слушателей готовы "шарить" музыку в социалках, а 6-ти процентам не лень даже самостоятельно загружать треки в сеть.

Неизвестно скольких шестипроцентщиков следует считать "пиратами" (это могут быть и музыканты, вполне любимые Яндексом). Nielsen, в публичной части исследования, не выделяет раздачу треков активистами как криминальную альтернативу официальному распространению. Но за социологов подобное противопоставление делают отечественные эксперты.

У "новых поступлений" Яндекс.Музыки мало шансов на успех

Так, генеральный директор интернет-магазина цифрового контента "Ай-Мобилко" Николай Белоусов считает, что в плохих продажах музыки в рунете виноваты пассивные лейблы. Якобы цены, устанавливаемые ими сразу для всего мира — в России оказываются неподъёмными. Поэтому слушатель вынужден пользоваться "пиратской" продукцией. Отчасти согласен с Белоусовым и Глава Минкомсвязи Николай Никифоров. По мнению чиновника: "Бесполезно бороться за права тех издателей, кто не создает условия для удобного легального приобретения их контента".

Звучит как рецепт. Сервисы либо постепенно перестанут заниматься музыкой (в оборотах того же "Ай-Мобилко" сегодня она занимает совсем крохотную долю), либо подтянут удобства. Если и не до уровня "пиратов", то хотя бы до FM-радиоприёмника. По некоторым ощущениям с этой отметки и начинается определённая прибыль.


Иван Ильин, ivan.illyn@gmail.com

От редакции Roem.ru: Присылайте свои статьи, авторские колонки, обзоры и аналитику на info@roem.ru. Авторам качественных текстов - гонорары, слава и полезные знакомства в комментариях

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js