Днём 15 июня редакция Roem.ru спросила «Яндекс» о популярности «Дзен». Последний — это лента ссылок, разбавленная рекламными объявлениями. С 8 июня 2016 года «Дзен» встроен в Яндекс.Браузер (кроме «Браузера» под iPad, где «Дзен» появится чуть позже). Пользователи «Браузера» автоматически знакомятся (и при желании пользуются) с «Дзен» сразу после обновления программы.
— Сколько человек в день пользуется новыми версиями Яндекс.Браузера?
— Мы можем прокомментировать ваши вопросы так: Дзен — это функциональность Яндекс Браузера: персонально подобранная лента контента, которая отражает увлечения человека, его хобби и интересы. Для одних это материалы про спорт и автомобили, для других — про кулинарию и садоводство.
— Это понятно из описания «Дзена». Что с аудиторией?
За 4 часа (в рабочее время, между 11:30 и 15:30) «Яндекс» не дал ответов на вопросы выше. За прошедшее время «Дзен» показал редакторам Roem.ru ряд ссылок, например тех, что на иллюстрации ниже. Из 4 предложенных на первом экране «Дзена» материалов — 3 ведут на сообщения датированные 15 июнем, и одна — 10 июня:
- Соцсеть для сверхбогачей запущена в США | Реклама Маркетинг PR — SOSTAV.RU — публикация присутствует в индексе Яндекс.Новостей (то есть сам Яндекс считает её «новостью»;
- Где взять логины или VoIP в помощь / Хабрахабр — только эта публикация устарела, так как вышла 10 июня;
- В России начались продажи новейшего флагмана Xiaomi. Цена — CNews — в индексе «Новостей» публикации именно CNews нет, но сам сюжет, в чуть устаревшей форме «В России начнутся [вместо: начались] продажи флагмана Xiaomi» в Яндекс.Новостях есть. Начало продаж — это тоже «новость», с точки зрения Яндекса.
- Банкиры пересматривают свои прогнозы по российской валюте — Bankir.Ru — публикации с новостной ленты этого сайта в Яндекс.Новостях нет, но другие сюжеты ленты новостей Bankir.Ru в Яндекс.Новости в себя включают.
К сюжетам подходящим для «Дзен» Яндекс относит, в том числе, новости подходящие для агрегатора Яндекс.Новости — то есть в «Дзен» публикуется то, что сам Яндекс де факто считает «новостями»
После скролинга, на экранах «Дзена» ниже, есть свежие (или чуть-чуть устаревшие) публикации из РБК, «Московского комсомольца», с новостной полосы Право.Ru, с сайтов про интернет, «Дождя», «Аргументов и Фактов» и других изданий. Таким образом для редактора Roem.ru, «Дзен» выступил, как новостной агрегатор, а не как источник непрочитанных кулинарных рецептов.
Миллионы интернет-пользователей не ходят по новостным сайтам. Значит их «Дзен» будет свободен от новостей. Число тех, кто новости читает и получит от «Дзена» именно новости — сегодня установить ещё нельзя. Например потому, что Яндекс не готов это рассказать.
10 июня Госдума приняла в окончательном третьем чтении «Закон о новостных агрегаторах». Согласно новым поправкам в российское законодательство о СМИ, Роскомнадзор получит (после подписания закона президентом) обязанность искать агрегаторы и ставить на госучёт те из них, что ежедневно обслуживают более 1 миллиона человек. При этом агрегаторами считаются: программы для электронных вычислительных машин, сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», которые используются для обработки и распространения новостной информации в сети «Интернет», на которых может распространяться реклама направленная на потребителей в России.
В законе нет определения о том, что все 100% сообщений агрегатора должны быть новостями. По закону доля новостей может быть сколь угодно малой и даже в этом случае агрегатор признаётся властью «агрегатором», согласно определению из закона.
Как показано в примере выше — Яндекс.Браузер и «Дзен» — это и «программа» и «распространение новостной информации». Закон не дал владельцам ПО прав на самостоятельную классификацию программ по назначению. Кто является, а кто не является агрегатором — определит исключительно Роскомнадзор, но не «Яндекс».
Яндекс.Браузер при установке импортирует пользовательский профиль из других браузеров (или использует наполненный профиль самого Яндекс.Браузера при обновлении). За счёт этого, даже первый запуск «Дзен» сразу персонализирован под читателя. Поэтому тот кто читал много новостей — получит в «Дзен» новости. Новости читают чиновники Роскомнадзора, уполномоченные контролировать СМИ. Для них «Дзен» будет выглядеть потенциальным агрегатором.
Если РКН докажет сам себе, что «Дзен» ежедневно используют более миллиона человек — Яндекс.Браузер попадёт в государственный реестр новостных агрегаторов.
25 февраля 2016 года «Яндекс» предупредил, что определения владельца новостного агрегатора и новостной информации в законопроекте (на тот момент он ещё не был принят) слишком широкие. Как видно из сегодняшних примеров — определения остались широкими. Законопроект […] [игнорировал] сущность, задачи и особенности функционирования новостных агрегаторов и ставил их в значительно более жёсткие условия, чем средства массовой информации, — объяснил в феврале Яндекс. И предупредил, что Яндекс.Новости в текущем виде существовать не смогут. С февраля до начала лета 2016 года, Госдума смягчила правило владения новостным агрегатором, но подход к новостным сюжетам и контролю за ним остался «февральским». Уже в июне, глава Яндекс.Новостей Татьяна Исаева, подвела итоги законотворческой деятельности Госдумы и усилий GR-специалистов «Яндекса» (и их коллег из других компаний): «агрегаторам придется прекратить сотрудничество с не лицензированными в России СМИ».
Диета из ссылок исключительно на лицензированные РФ СМИ угрожает и «Дзен» Яндекс.Браузера. Он ведёт себя как агрегатор, если посмотреть через широкие определения закона. В такой усечённой форме выстроенная в браузер рекомендательная система теряет смысл и по сути — не нужна.
«Неожиданные» программные-артефакты других производителей, например полоски Google Now на мобильных телефонах или встроенный в Windows виджет с новостями, обходятся без рекламы. Значит они не вполне подпадают под российское определение новостных агрегаторов, хотя по смыслу ими являются. Неопределённость позволяет до введения закона в действие играть числами. «Ведомости» предположили сегодня, что Google News — не попадёт в реестр агрегаторов. Страницу новостей в Google посещает меньше миллиона человек в день, по данным TNS. Однако достаточно наблюдения за тем, как Google вставляет свои «Новости» в ответ на каждый, хоть сколько-нибудь популярный поисковый запрос.
После эксперимента популярность Google News можно смело почти приравнять к популярности самого Google, для огромного числа героев и сюжетов, интересных россиянам.