Рабочая группа при правительстве РФ обсуждает вопросы регулирования рынка аудиовизуальных и коммуникационных сервисов в интернете. К таким сервисам относятся, например, онлайн-кинотеатры и мессенджеры. Сейчас дополнительное регулирование ТВ-, видео-, аудиосервисов в интернете «нецелесообразно и избыточно», поскольку на них уже распространяются, в частности, законы «Об информации» и «О противодействии экстремистской деятельности», полагают эксперты.
В начале марта Медиакоммуникационный союз (МКС), объединяющий крупнейших операторов и медиахолдинги, предложил регулировать работу онлайн-кинотеатров в России. Предлагалось ввести уведомительный порядок работы таких компаний, а также создать реестр аудиовизуальных сервисов.
МКС предложил обязать онлайн-кинотеатры показывать не менее 80% всей продукции на русском языке, а также ввести обязательную квоту на произведенные в РФ фильмы и сериалы в размере 30%.
Кроме того, организаторы аудиовизуальных сервисов обязаны обеспечить доступ ко всем услугам на всей территории РФ. Вчера глава Роскомнадзора Александр Жаров поддержал идею регулирования рынка онлайн-кинотеатров, правда, отметив, что пока соответствующий законопроект не готов.
«Избыточное или некорректное» регулирование приведет к ограничению конкуренции. Более того, подобные меры могут существенно снизить экономическую эффективность и инвестиционную привлекательность ОТТ-сервисов.
«Это может негативно сказаться на деятельности целого ряда смежных отраслей национальной экономики. Так, отечественная киноиндустрия потеряет новую среду дистрибуции контента, операторы связи — трафик, государство — налоговые выплаты», поясняют эксперты.
«Недовыплаты налогов — а значит, и потеря бюджета РФ — могут составить около 10 миллиардов рублей в год», оценил руководитель рабочей группы Михаил Якушев. Та же оценка приводится и в заключении, в разработке которого участвовали «МегаФон», МТС, «Вымпелком», «Яндекс» и другие игроки рынка. Усиление легальных сервисов выгодно пиратам, считают эксперты.
Дополнительные ограничения и регулирование для легальных видеосервисов излишни, заявил «Коммерсанту» гендиректор онлайн-кинотеатра Megogo в России Виктор Чеканов: «Наша деятельность прозрачна, установленные правила работы соблюдаются от правообладателей до селлеров и рекламодателей». По его словам, «сомнительные инициативы ставят под вопрос целесообразность дальнейших инвестиций в отрасль, развитие продуктов и самих сервисов».
По данным компании J’son & Partners Consulting, рынок легальных видеосервисов в России в 2015 году вырос на 15%. По итогам 2015 года его объем достиг 8,5 миллиарда рублей.
Подходы к регулированию ОТТ-сервисов должны отличаться, считают правительственные эксперты: «Перенесение привычной логики регулирования вещательных сервисов на ОТТ-сервисы в интернете некорректно вследствие кардинальных различий в технологиях и бизнес-моделях».
В отчете J’son & Partners Consulting отмечается, что выход новых крупных игроков на российский рынок маловероятен, но возможно усиление существующих. Ярким примером служит появление Netflix в России в начале 2016 года. Более того, представители онлайн-кинотеатра Netflix согласились обсудить с Роскомнадзором правила работы в России. Они намерены найти решение, которое устроит всех.
Введение НДС на продажу цифрового контента способно замедлить развитие этого сегмента в ближайшие несколько лет. Ведь игроки рынка не смогут платить налоги с продаж без повышения стоимости контента для пользователей.
С технической точки зрения некорректно регулировать и мессенджеры по аналогии с услугой связи, так как это не услуга связи, а софт. Согласно поправкам к законам «Об информации» и «О связи», разработанным Роскомнадзором, мессенджеры смогут функционировать в России только по договору с операторами связи, а их пользователи должны быть идентифицированы — в противном случае им грозит блокировка.
Автор: semen_grinshtein