Примерно такие же эмоции я и мои коллеги испытывали, когда начинали работать с Docker. В подавляющем большинстве случаев это происходило от недостатка понимания основных механизмов, поэтому его поведение казалось нам непредсказуемым. Сейчас страсти поутихли и вспышки ненависти происходят все реже и все слабее. Более того, постепенно мы на практике оцениваем его достоинства и он начинает нам нравится… Чтобы снизить степень первичного отторжения и добиться максимального эффекта от использования, нужно обязательно заглянуть на кухню Docker'a и хорошенько там осмотреться.
Начнем с того, для чего же нам нужен Docker:
- изолированный запуск приложений в контейнерах
- упрощение разработки, тестирования и деплоя приложений
- отсутствие необходимости конфигурировать среду для запуска — она поставляется вместе с приложением — в контейнере
- упрощает масштабируемость приложений и управление их работой с помощью систем орекстрации контейнеров.
Предыстрория
Для изоляции процессов, запущенных на одном хосте, запуска приложений, предназначенных для разных платформ, можно использовать виртуальные машины. Виртуальные машины делят между собой физические ресурсы хоста:
- процессор,
- память,
- дисковое пространство,
- сетевые интерфейсы.
На каждой ВМ устанавливаем нужную ОС и запускаем приложения. Недостатком такого подхода является то, что значительная часть ресурсов хоста расходуется не на полезную нагрузку(работа приложений), а на работу нескольких ОС.
Контейнеры
Альтернативным подходом к изоляции приложений являются контейнеры. Само понятие контейнеров не ново и давно известно в Linux. Идея состоит в том, чтобы в рамках одной ОС выделить изолированную область и запускать в ней приложение. В этом случае говорим о виртуализации на уровне ОС. В отличие от ВМ контейнеры изолированно используют свой кусочек ОС:
- файловая система
- дерево процессов
- сетевые интерфейсы
- и др.
Т.о. приложение, запущенное в контейнере думает, что оно одно во всей ОС. Изоляция достигается за счет использования таких Linux-механизмов, как namespaces и control groups. Если говорить просто, то namespaces обеспечивают изоляцию в рамках ОС, а control groups устанавливают лимиты на потребление контейнером ресурсов хоста, чтобы сбалансировать распределение ресурсов между запущенными контейнерами.
Т.о. контейнеры сами по себе не являются чем-то новым, просто проект Docker, во-первых, скрыл сложные механизмы namespaces, control groups, а во-вторых, он окружен экосистемой, обеспечивающей удобное использование контейнеров на всех стадиях разработки ПО.
Образы
Образ в первом приближении можно рассматривать как набор файлов. В состав образа входит все необходимое для запуска и работы приложения на голой машине с докером: ОС, среда выполнения и приложение, готовое к развертыванию.
Но при таком рассмотрении возникает вопрос: если мы хотим использовать несколько образов на одном хосте, то будет нерационально как с точки зрения загрузки, так и с точки зрения хранения, чтобы каждый образ тащил все необходимое для своей работы, ведь большинство файлов будут повторяться, а различаться — только запускаемое приложение и, возможно, среда выполнения. Избежать дублирования файлов позволяет структура образа.
Образ состоит из слоев, каждый из которых представляет собой неизменяемую файловую систему, а по-простому набор файлов и директорий. Образ в целом представляет собой объединенную файловую систему (Union File System), которую можно рассматривать как результат слияния файловых систем слоев. Объединенная файловая система умеет обрабатывать конфликты, например, когда в разных слоях присутствуют файлы и директории с одинаковыми именами. Каждый следующий слой добавляет или удаляет какие то файлы из предыдущих слоев. В данном контексте «удаляет» можно рассматривать как «затеняет», т.е. файл в нижележащем слое остается, но его не будет видно в объединенной файловой системе.
Можно провести аналогию с Git: слои — это как отдельные коммиты, а образ в целом — результат выполнения операции squash. Как мы увидим дальше, на этом параллели с Git не заканчиваются. Существуют различные реализации объединенной файловой системы, одна из них — AUFS.
Для примера рассмотрим образ произвольного .NET приложения MyApplication: первым слоем является ядро Linux, далее следуют слои ОС, среды исполнения и уже самого приложения.
Слои являются read only и, если в слое MyApplication нужно изменить файл, находящийся в слое dotnet, то файл сначала копируется в нужный слой, а потом в нем изменяется, оставаясь в исходном слое в первозданном виде.
Неизменяемость слоев позволяет использовать их всеми образами на хосте. Допустим MyApplication — это веб-приложение, которое использует БД и взаимодействует также с NodeJS сервером.
Совместное использование проявляется также и при скачивании образа. Первым загружается манифест, который описывает какие слои входят в образ. Далее скачиваются только те слои из манифеста, которых еще нет локально. Т.о. если мы для MyApplication уже скачали ядро и ОС, то для PostgreSQL и Node.js эти слои уже загружаться не будут.
Подытожим:
- Образ — это набор файлов, необходимых для работы приложения на голой машине с установленным Docker.
- Образ состоит из неизменяемых слоев, каждый из которых добавляет/удаляет/изменяет файлы из предыдущего слоя.
- Неизменяемость слоев позволяет их использовать совместно в разных образах.
Docker-контейнеры
Docker-контейнер строится на основе образа. Суть преобразования образа в контейнер состоит в добавлении верхнего слоя, для которого разрешена запись. Результаты работы приложения (файлы) пишутся именно в этом слое.
Например, мы создали на основе образа с PostgreSQL сервером контейнер и запустили его. Когда мы создаем БД, то соответствующие файлы появляются в верхнем слое контейнера — слое для записи.
Можно провести и обратную операцию: из контейнера сделать образ. Верхний слой контейнера отличается от остальных только лишь разрешением на запись, в остальном это обычный слой — набор файлов и директорий. Делая верхний слой read only, мы преобразуем контейнер в образ.
Теперь я могу перенести образ на другую машину и запустить. При этом на сервере PostgreSQL можно будет увидеть БД, созданные на предыдущем этапе. Когда при работе контейнера будут внесены изменения, то файл БД будет скопирован из неизменяемого слоя с данными в слой для записи и там уже измененен.
Docker
Когда мы устанавливаем докер на локальную машину, то получаем клиент (CLI) и http-сервер, работающий как демон. Сервер предоставляет REST API, а консоль просто преобразует введенные команды в http-запросы.
Registry
Registry — это хранилище образов. Самым известным является DockerHub. Он напоминает GitHub, только содержит образы а не исходный код. На DockerHub также есть репозитории, публичные и приватные, можно скачивать образы (pull), заливать изменения образов (push). Скаченные однажды образы и собранные на их основе контейнеры хранятся локально, пока не будут удалены вручную.
Существует возможность создания своего хранилища образов, тогда при необходимости Docker будет искать там образы, которых еще нет локально. Надо сказать, что при использовании Docker хранилище образов становится важнейшим звеном в CI/CD: разработчик делает коммит в репозиторий, запускаются тесты. Если тесты прошли успешно, то на основе коммита обновляется существующий или собирается новый образ с последующим деплоем. Причем в registry обновляются не целые образы, а только необходимые слои.
При этом важно не ограничивать восприятие образа как некой коробки в которой приложение просто доставляется до пункта назначения и потом запускается. Приложение может и собираться внутри образа (правильнее сказать внутри контейнера, но об этом чуть позже). На схеме выше сервер, занимающийся сборкой образов, может иметь только установленный Docker, а не различные среды, платформы и приложения, необходимые для сборки разных компонентов нашего приложения.
Dockerfile
Dockerfile представляет собой набор инструкций, на основе которых строится новый образ. Каждая инструкция добавляет новый слой к образу. Для примера рассмотрим Dockerfile, на основе которого мог бы быть создан образ рассмотренного ранее .NET-приложения MyApplication:
FROM microsoft/aspnetcore
WORKDIR /app
COPY bin/Debug/publish .
ENTRYPOINT["dotnet", "MyApplication.dll"]
Рассмотрим отдельно каждую инструкцию:
- определяем базовый образ, на основе которого будем строить свой. В данном случае берем microsoft/aspnetcore — официальный образ от Microsoft, который можно найти на DockerHub
- задаем рабочую директорию внутри образа
- копируем предварительно спаблишенное приложение MyApplication в рабочую директорию внутри образа. Сначала пишется исходная директория — путь относительно контекста, указанного в команде
docker build
, а вторым аргументом — целевая директория внутри образа, в данном случае точка обозначает рабочую директорию - конфигурируем контейнер как исполняемый: в нашем случае для запуска контейнера будет выполнена команда
dotnet MyApplication.dll
Если в директории с Dockerfile выполнить команду docker build
, то мы получим образ на основе microsoft/aspnetcore, к которому будет добавлено еще три слоя.
Рассмотрим еще один Dockerfile, который демонстрирует прекрасную возможность Docker, обеспечивающую легковесность образов. Подобный файл генерирует VisualStudio 2017 для проекта с поддержкой контейнеров и он позволяет собирать образ из исходного кода приложения.
FROM microsoft/aspnetcore-build:2.0 AS publish
WORKDIR /src
COPY . .
RUN dotnet restore
RUN dotnet publish -o /publish
FROM microsoft/aspnetcore:2.0
WORKDIR /app
COPY --from=publish /app .
ENTRYPOINT ["dotnet", "MyApplication.dll"]
Инструкции в файле разбиты на две секции:
- Определение образа для сборки приложения: microsoft/aspnetcore-build. Данный образ предназначен для сборки, паблиша и запуска .NET приложений и согласно DockerHub с тегом 2.0 имеет размер 699 MB. Далее происходит копирование исходных файлов приложения внутрь образа и внутри него выполняются команды
dotnet restore
иdotnet build
с размещением результатов в директории /publish внутри образа. - Определение базового образа с именем base. В данном случае это microsoft/aspnetcore, который содержит в себе только среду исполнения и согласно DockerHub с тегом 2.0 имеет размер всего 141 MB. Далее определяется рабочая директория и в нее копируется результат предыдущей стадии (ее имя указывается в аргументе
--from
), определяется команда запуска контейнера и все — образ готов.
В итоге изначально имея исходный код приложения, на основе тяжелого образа с SDK было спаблишено приложение, а потом результат размещен поверх легкого образа, содержащего только среду исполнения!
Напоследок хочу отметить, что намерено для простоты оперировал понятием образ, рассматривая работу с Dockerfile. На самом деле изменения, вносимые каждой инструкцией происходят кончено же не в образе (ведь в нем только неизменяемые слои), а в контейнере. Механизм такой: из базовый образа создается контейнер (добавляется ему слой для записи), выполняется инструкция в данном слое (она может добавлять файлы в слой для записи: COPY
или нет: ENTRYPOINT
), вызывается команда docker commit
и получается образ. Процесс создания контейнера и коммита в образ повторяется для каждой инструкции в файле. В итоге в процессе формирования конечного образа создается столько промежуточных образов и контейнеров, сколько инструкций в файле. Все они автоматически удаляются после окончания сборки конечного образа.
Заключение
Конечно же Docker не панацея и его использование должно быть оправдано и мотивировано не только желанием использовать современную технологию, о которой многие говорят. При этом я уверен, что Docker, примененный грамотно и к месту, может принести много пользы на всех стадиях разработки ПО и облегчить жизнь всем участникам процесса.
Надеюсь смог раскрыть базовые моменты и заинтересовать к дальнейшему изучению вопроса. Конечно же для овладения Docker одной этой статьи недостаточно, но, надеюсь, она станет одним из элементов пазла для осознания общей картины происходящего в мире контейнеров под управлением Docker.
Ссылки
- Документация Docker
- Механизм namespaces
- Механизм control groups
- Статья о Docker
Автор: AG10