То, что сейчас происходит Парад планет, слышали, наверное, многие. Кто-то называет этот парад планет “малым”, предполагая, что бывает и круче. Но в чем суть явления, осознают уже не так много представителей человечества.
А что вообще такое “Парад планет”?
Я услышал этот термин в 1980-м году. Наверное, он существовал и раньше, но именно к началу 80-х сложилось интересное положение планет на орбитах, позволяющее отправлять космические станции к дальним планетам Солнечной системы, используя каждую из планет в качестве гравитационной пращи. Предполагалось, что аппарат будет совершать гравитационный маневр вблизи той или иной планеты, “воруя” тем самым кинетическую энергию, пропажу которой планета не заметит, а аппарат получит заметное (на несколько километров в секунду) приращение скорости — практически без использования двигателей (только в пределах небольшой коррекции орбиты). Плюс ко всему, такие маневры позволяли умело перенаправить автоматическую межпланетную станцию к следующей цели.
Именно удобное расположение планет гигантов в довольно узком секторе, в вершине которого располагалось Солнце, позволило американской роботизированной станции “Вояджер-2” посетить все 4 газовых гиганта Солнечной системы. И это была поистине эпохальная миссия.
И хотя астрономы тогда очень скептически относились к термину “парад планет”, они вынуждены были признать, что положение планет и правда было нерядовым — не каждый год такое случается, и даже не каждое столетие. И от него для науки образовалась ощутимая польза.
Большинство людей, при упоминании термина “Парад планет” представляли себе, что все планеты Солнечной системы выстроились в одну линию — совершенно точно — люди вообще любят красоту. Но кто-то любит и сенсации, поэтому уже тогда ходили слухи, что своим суммарным тяготением планеты выплеснут из Солнца на Землю раскаленную плазму, которая сожжет в нашей обители всё живое, положив конец противоборству социалистической и капиталистической мировых систем.
На самом деле планеты в ряд не выстраивались. Самый узкий сектор, в котором тогда могли уместиться все планеты (кстати, включая и Плутон — он скитался тогда планетой), был чуть шире 90 градусов. Так себе парад — с точки зрения обывателя.
С точки зрения наблюдения планет, ничего особенного на небе не происходило. Разумеется, не было видно, чтобы планеты выстроились цепочкой. Напротив, те, которые ближе к Солнцу, померкли в его лучах, а которые дальше от Солнца, чем Земля, те оказались разбросаны по разным созвездиям — довольно далеко друг от друга. И только Юпитер с Сатурном тогда были рядом, и это было красиво — я учился в 4-м классе, и однажды ночью увидел их в небе — сразу понял, что это не звезды.
Весной мимо них прошел яркий кровавый Марс, но к лету планеты погрузились в вечернюю зарю — перестали быть видимыми, а ведь у нас только летом смотрят на небо — на даче…
Парад планет 80-го года для большинства людей прошел незамеченным — слышали звон, да никто почти не видел. Но подаренный им шанс изучить все 4 планеты-гиганта Солнечной системы — Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун — несказанно обогатил науку. Эта экспедиция продолжалась до конца 80-х, а данные, полученные “Вояджерами”, обрабатываются до сих пор.
С того времени планеты не оказывались в пределах столь узкого сектора. Но человеческая фантазия безгранична. Чтобы дальше эксплуатировать термин “Парад планет” и запускать в СМИ волны хайпа, кто-то из журналистов придумал новую концепцию. Теперь уже не надо собирать вместе все планеты, да и кому какая разница, как они расположены на орбитах — мы же с Земли смотрим! Вполне достаточно, если три какие-нибудь планеты видны неподалеку друг от друга — в пределах одного-двух созвездий. Это будет называться “Малый парад планет”. Ну, а если больше планет собрались на небе рядом — четыре или пять — это уже “Большой парад планет”.
При этом не оговаривалось, о каких именно планетах идет речь — о видимых глазом или о всех больших, включая Уран и Нептун, которые вполне себе большие планеты Солнечной системы, но глазом не видны. А может быть добавить к потенциальным участникам парадов еще и малые планеты? — Ах! — Их слишко много! Так, и не надо все — только самые известные и крупные — Цереру, Весту Юнону, Палладу… Ну, и Плутон, конечно — по старой памяти…
Иными словами, в новом отношении к термину была заложена большая свобода для возможности объявить о параде планет в любой день. Так, собственно, и бывало — внезапно (зачастую безо всякого повода) в газетах появляются заголовки о предстоящем или уже случившемся параде, а астрономы вообще не в курсе, о чем речь.
Но чаще всего повод все-таки находился. И именно журналисты, а не астрономы оповещали общественность о том, что наступило хорошее время для наблюдения нескольких планет сразу. В этом был свой плюс.
Был и минус. Под таким соусом чаще всего подсовывали и какие-нибудь небылицы, дурные пророчества, которые не сбывались, но тревожность в обществе повышали, и люди бросались что-то опять скупать в магазинах на последние деньги.
Как к любом возбудителю, а информационные вбросы — это тоже своего рода вирусы, подверженность к паническим настроениям от всех этих “парадов” со временем поугасла. Нельзя же бесконечно волноваться по пустякам. Но интерес остался. И теперь, когда СМИ провозглашают очередной “парад планет”, люди уже не спрашивают, что скупать и куда прятаться, а любопытствуют — куда смотреть, и что можно увидеть.
Давайте и мы узнаем.
Итак.
Практически весь уходящий год (с апреля) ночное небо украшали две крупнейшие планеты Солнечной системы — Юпитер и Сатурн. Они были недалеко друг от друга — в одном созвездии Козерога (хотя Юпитер иногда переходил в созвездие Водолея, описывая петлю). Им не хватало кого-то третьего, чтобы учинить парад.
В конце ноября к ним присоединилась яркая Венера. Её вечерняя видимость началась еще в июне, да всё никак не могла наладится — планета пряталась в вечерней заре низко над горизонтом и ждала наступления поздней осени. Наконец все сложилось — стремительная Венера замедлилась после максимальной элонгации (удаления от Солнца) и зависла на таком расстоянии от Сатурна, какое разделяет его на небе с Юпитером. Получилось красиво, симметрично.
Такая конфигурация практически в застывшем виде сохранится до конца декабря. Вся троица будет сближаться с Солнцем, практически не меняя взаимного расположения. Как минимум этим качеством — синхронностью и постоянством — декабрьское расположение Венеры, Сатурна и Юпитера вполне заслуживает права называться “Парад планет”.
А вот “Малый” он или “Большой” — это мы сейчас разберемся.
Ведь никто не ограничивал нас в приобщении к параду только видимых глазом планет.
Что у нас там еще есть на небе?
Оказывается, примерно на таком же расстоянии, какое разделяет Венеру и Сатурн, Сатурн и Юпитер, но только к востоку от Юпитера, в небольшой телескоп можно отыскать Нептун.
Нептун находится в очень приметном районе созвездия Водолея — вблизи астеризма “Куриная лапа” образованная звездами φ χ ψ Водолея. Найдете эту “Лапку”, дальше уже легко найдете и Нептун.
Но и этим дело не кончается. Если еще переместиться по эклиптике на восток — в созвездие Овна — Вы найдете в его южной части — на границе с созвездием Рыб — планету Уран. Формально Уран виден глазом. Конечно, не в городе. Но никто не обещал, что все эти “парады планет” касаются только горожан.
Вот мы насчитали уже 5 больших планет Солнечной системы, которые хорошо видны вечером и могут наблюдаться в любительские приборы (небольшие телескопы, бинокли, трубы). А сфотографировать Уран и Нептун можно обычным фотоаппаратом. Недавно Samsung выпустил линейку бюджетных смартфонов (как пример M-31), которые легко снимают звезды до 8-9-й звездной величины. Проблема заключается в другом: определить, какая из точек на снимке является именно Ураном и Нептуном.
Но с обретением опыта это перестанет быть сложной задачей. Можно даже сравнивать снимки, сделанные в разные ночи, и заметить на них медленное смещение этих далеких планет на фоне еще более далеких звезд. Так астрономы и открывали в свое время новые планеты и астероиды — смещается, значит планета.
Коль скоро мы вспомнили об астероидах, не лишним будет поинтересоваться, вдруг какие-то из них тоже есть на вечернем небе декабря 2021?
И они там есть.
Прежде всего это Церера — не совсем астероид, но карликовая планета. С 1801 года, когда это относительно небольшое небесное тело было открыто, оно довольно долго считалось полноправной планетой. И только когда подобных ей — блуждающих, но слабых по яркости и по виду неотличимых от звезд — объектов накопилось несколько десятков, все они оптом были переименованы в астероиды (или — малые планеты). Но в 2006 году Цереру настигло повышение статуса. И она — вместе с Плутоном — была отнесена к планетам-карликам.
Располагается на вечернем небе декабря Церера еще восточнее Урана — в следующем за его созвездием Овна — в созвездии Тельца — практически посередине между рассеянными звездными скоплениями Гиады и Плеяды — удобное для поисков расположение. И по яркости она вполне сравнима с Нептуном. Даже — чуть ярче.
Еще одна малая планета может быть найдена в этом ряду блуждающий светил. А именно — Паллада, или — астероид №2 (хотя, сейчас-то — после перевода Цереры в старшую группу детского сада в класс планет-карликов — может быть №1? Но, нет — по прежнему Паллада считается астероидом №2).
Паллада находится рядом с Нептуном — по другую сторону от “Куриной лапы”. Чтобы увидеть её уверенно, Вам уже потребуется телескоп посильнее — все-таки Паллада 10-й звездной величины.
Вместе с двумя далекими планетами-гигантами — Ураном и Нептуном, и двумя маленькими планетками — Церерой и Палладой, декабрьский “Парад планет” имеет вот такой интересный вид:
И это уже вполне может называться “Большим парадом”, ведь терминология эта не вполне научная и достаточно свободная — захотим, и назовем это “Большим парадом планет” — никому от этого хуже не станет. Но если кто-то сомневается в том, что — “А так можно было?”, я добавлю, что совсем рядом с Венерой в холодном небе декабря прячется еще более холодный Плутон — король планет-карликов. Увидеть его в любительские телескопы нельзя — уж очень он слабый по яркости — 15-я звездная величина. Но и не почтить его упоминанием тоже было бы неправильно.
Кстати, 11 декабря Плутон был в тесном соединении с Венерой. Говоря более просто, Венера прошла мимо крошки-Плутона на очень небольшом угловом расстоянии — всего две угловые минуты — это очень близко… но речь, конечно об иллюзорном сближении — с Земли так кажется. В реальности — в космическом пространстве — Венеру и Плутон разделяют 6 миллиардов километров, и это видимое сближение никак на планетах не отразится — ничего экстраординарного на них из-за этого не произойдет.
О ком мы еще не поговорили?
Меркурий и Марс выпали из нашего поля зрения. А все потому, что вечером они не видны, и в данном “Параде планет” участвовать не могут.
С середины декабря Марс появляется в лучах утренней зари и может быть замечен опытными наблюдателями. Я уже видел. Но пока ничего впечатляющего Марс собой не представляет. Удовлетворительные условия его видимости начнутся после нового года, когда мало-помалу Марс начнет перебираться на предутреннее и ночное небо.
Меркурий вообще не виден в декабре, но начнет появляться на утреннем небе в конце января, куда переметнется Венера после рождественских праздников. Вечерний парад планет будет разрушен бегством Венеры. Но вместе с этим сразу три планеты окажутся видимыми на утреннем небе — Меркурий, Венера и Марс.
Вечерний парад планет умер. Да здравствует утренний парад планет!
Автор: Андрей Климковский