Термин «издательство-хищник» появился не так давно. Еще десять лет назад о нем знали лишь немногие. Сейчас это понятие на устах у многих научных сотрудников. Почему? Дело в том, что такие издательства не являются авторитетными, выпускают они рядовые журналы, не имея на то никакого права. Сотрудники таких компаний практически не редактируют научные работы, которые поступают на публикацию. Единственная цель «издателя-хищника» — привлечь ученого, который опубликовал бы в таком журнале статью и попросить у него вознаграждение, которое проходит в ведомости как, собственно «плата за публикацию».
Издательства такого рода весьма успешно симулируют работу и притворяются серьезными организациями. Нередко у их сайтов отличный дизайн, который не выглядит «сделанным на коленке». Ну а поскольку бизнес такого рода процветает, то липовые издательства появляются практически каждый день. На данный момент специалисты, отслеживающие ситуацию, насчитали уже боле 8000 изданий, выпускаемых «хищниками». По этому направлению недавно даже проводилось расследование, результаты которого были опубликованы уже в настоящем научном журнале Nature.
По мнению тех, кто это расследование проводил, вред липовых научных «журналов» не только в том, что они пытаются выпрашивать деньги у научных сотрудников, и делают это весьма успешно. Основная проблема в том, что ученые, готовя статью, тратят время и ресурсы, включая человеко-часы, лабораторное оборудование и подопытных животных. Все это оказывается ненужным, поскольку публикация в такого рода «журнале» не засчитывается ученому.
Еще интересно то, что практически все такие организации юридически и финансово чисты. То есть претензии к ним есть лишь у научного сообщества, у регулирующих органов большинства стран конфликтов с такими компаниями нет. Они работают по закону, платят налоги. Но эти издательства не исполняют взятые на себя функции.
В научной среде бытует мнение, что «хищники» работают лишь в бедных странах. Представители исследовательской группы, изучавшей ситуацию с такими издательствами, пришли к выводу, что вопреки устоявшемуся мнению более половины таких изданий выходят в странах, которые принято называть богатыми. Правда, компании такого рода появились изначально все же в бедных странах. Но идея была оценена по достоинству и взята на вооружение мошенниками и из других стран, где доход на душу населения средний или выше среднего.
В ходе исследования выяснилось, что чаще всего финансируют ученых и научно-исследовательские группы, публикующиеся в таких журналах Национальные институты здоровья (англ. National Institutes of Health (NIH)). Так называется учреждение Департамента здравоохранения Соединённых Штатов. Это центр правительства США, который отвечает за исследования проблем здравоохранения и биомедицины. В состав организации входят 27 институтов и исследовательских центров.
Исследований, результаты которых публикуются в бесполезных для науки изданиях, очень много. По оценке исследователей, в опубликованных работах были задействованы данные более 2 млн пациентов больниц, а около 8000 лабораторных животных напрасно погибли — их смерть не дала науке ничего. «Впервые мы смогли оценить количество людей и животных, которых затронули такие исследования», — заявил представитель проекта Келли Коби.
Для науки такие публикации не представляют потому. Что они не попадают в системы научных публикаций вроде медицинских баз данных Medline и PubMed.
Более того, зная, что публикация не рецензируется (или рецензируется очень слабо), научные сотрудники работают спустя рукава. В некоторых случаях (их больше, чем могло бы показаться) ученые даже не используют контрольные группы для проверки своих выводов, сделанных на основе испытаний лишь с одной группой (добровольцев — пациентов или лабораторных животных).
Исследование проводилось не только для того, чтобы оценить масштабы работы фейковых научных изданий, но и для того, чтобы дополнить ранее сформулированные критерии, помогающие выявить недобросовестные издательства. Главные критерии — отсутствие редакционной политики, грубые ошибки в публикуемых материалах (включая грамматические и стилистические), плюс изображения низкого качества. Чаще всего в таких издательствах отсутствует должность редактора. Если даже такая должность есть, плюс указывается имя человека, ее занимающего, то нет никаких доказательств, что редактор и другие сотрудники организации обладают должными знаниями.
В Сети еще в 2015 году публиковался документ с большим количеством критериев для выявления таких издательств. Документ можно назвать исчерпывающим, хотя, конечно, его можно и дополнить.
В целом, такие компании — просто машины по зарабатыванию денег. Они не совершают преступлений, но, возможно, наносят вред еще больший, чем обычные преступники — ведь здесь речь не только о деньгах, ученые зря тратят свое время и ресурсы, включая время.
Автор: Максим Агаджанов