В воскресенье 28 июня состоялся запуск беспилотного космического корабля SpaceX CRS-7 для планового снабжения Международной космической станции. Через 2 минуты 19 секунд после пуска на высоте примерно 45 км ракета-носитель испытала неизвестную проблему и взорвалась. Сообщения о пострадавших отсутствуют. Причина инцидента до сих пор неясна, но расследование ведётся. Следующий старт космического грузовика состоится завтра утром. Сейчас не стоит вопрос о прекращении работы МКС, но пуск «Прогресса М-28М» всё равно важен.
Ракета-носитель Falcon 9 v1.1 должна была вывести на орбиту космический корабль SpaceX CRS-7. Это всё тот же Dragon, который предыдущие шесть раз успешно снабжал МКС необходимыми припасами и научными экспериментами. Это та же ракета Falcon 9, у которой на счету 18 успешных пусков.
Капсула «Дракона» может возвращаться на Землю с несколькими тоннами груза. На данный момент это единственный транспортный корабль, который не сгорает в атмосфере, а приносит несколько тонн груза со станции. На «Союзах» в дополнение к 3 людям можно возвращать лишь порядка 100 кг. Вторая версия «Дракона» будет пилотируемой, именно с ней связаны многие надежды НАСА. В связи с концом программы «Спейс шаттл» в 2011 году НАСА временно не имеет возможности запустить человека в космос. Взамен места в «Союзах» покупаются у России.
CRS-7 нёс следующий груз.
Тип груза | Масса запускаемого груза | Масса возвращаемого груза |
---|---|---|
Снабжение экипажа: стандартные рационы питания, свежая пища, посылки | 676 кг | 32 кг |
Оборудование для обеспечения здоровья экипажа, системы управления среды и жизнеобеспечения (фильтры, картриджи, батарейки и т. д.), электрические системы, оборудование Японского агентства аэрокосмических исследований, прочее оборудование лётного экипажа | 461 кг | 20 кг |
Научные эксперименты США, космического агентства Японии и ЕКА | 529 кг | 303 кг |
Комьютерные ресурсы, оборудование для обработки данных и управления, видео- и фотооборудование: кабеля, карточки MicroSD на 32 ГБ, жёсткие диски для ноутбуков ThinkPad T61p, ноутбуки и блоки питания, адаптеры RS-422 и так далее | 35 кг | 1 кг |
Оборудование для выхода в открытый космос: перчатки скафандра EMU для Падалки, костюм LCVG для ношения под скафандром для Келли, различные элементы скафандров для других членов текущего и будущих экипажей | 166 кг | 164 кг |
Разный возвращаемый груз, мусор | — | 100 кг |
Оборудование в негерметичной части корабля: IDA-1 (International Docking Adapter #1) | 526 кг | — |
Итого с упаковкой | 2477 кг | 675 кг |
Через десять минут после запуска корабль должен был достичь предварительной орбиты и развернуть солнечные панели. Затем в течении двух дней Dragon выполняет несколько орбитальных манёвров для достижения МКС. Наблюдая из «Купола», Скотт Келли и Геннадий Падалка захватывают аппарат манипулятором и стыкуют его к станции. В течение пяти недель корабль разгружают и наполняют нужными предметами. После этого «Дракон» сходит с орбиты и приводняется у берегов Нижней Калифорнии.
Но корабль и весь его груз были утеряны из-за аномалии на третьей минуте полёта. Среди уникального груза — очки HoloLens. В рамках сотрудничества по проекту Sidekick компания Microsoft предоставила НАСА очки дополненной реальности. Продукт ещё не был выпущен в продажу, а лишь показан на презентации Windows 10 и на игровой конференции E3.
Также был утерян стыковочный адаптер IDA, который находился в так называемом багажнике — негерметичном отсеке «Дракона». Два таких адаптера производства компании «Боинг» созданы для соединения к герметичным стыковочным переходникам (PMA). Последние изначально использовались для стыковки шаттлов к МКС. Адаптеры нужны для будущих космических кораблей. В случае удачного запуска IDA-1 сначала извлекли бы из багажника CRS-7 манипулятором, затем во время выхода в открытый космос его подсоединили бы вручную. У НАСА ещё остаётся IDA-2, также есть детали для создания третьего адаптера взамен утерянного. В агентстве ожидают, что адаптеров будет два, как и было запланировано.
Утерянный адаптер стыковки, НАСА
Для «Дракона» это первый неудачный запуск. Старт также был интересен третьей попыткой посадить первую ступень ракеты Falcon 9 для отработки повторного использования частей ракет и связанного с этим значительного удешевления стоимости запуска. В предыдущих случаях ступени долетали до корабля и жёстко садились на него с разрушениями. В этот раз новенькая баржа «Конечно я всё ещё люблю тебя» осталась нетронутой.
«Конечно я всё ещё люблю тебя» до запуска CRS-7, SpaceX
Это уже второй подряд неудачный запуск беспилотного корабля к МКС и третий неудачный полёт грузовика за 12 месяцев. 28 октября 2014 года на пятнадцатой секунде закончился полёт Cygnus CRS Orb-3. 28 апреля этого года был запущен «Прогресс М-27М», но контроль над аппаратом был утерян. «Прогресс» вошёл в неконтролируемое вращение и был признан космическим мусором. 8 мая «Прогресс М-27М» на 160 витке сгорел со всем своим грузом над центральной частью Тихого океана.
Интересно, что пуск SpaceX CRS-7 не был застрахован. Сумма страхования утерянного в апреле «Прогресса М-27М» составила 2 миллиарда рублей, ущерб был оценён в 5 миллиардов. НАСА не возмещает возможный ущерб организациям, которые предоставили груз для запуска. Кто-то уже начал собирать деньги краудфандингом для повторного запуска своих экспериментов. Чей-то эксперимент сначала взорвался при аварии Cygnus, а замена была утеряна в CRS-7. Несмотря на два неудачных запуска снабжения подряд, НАСА заявляет, что на МКС остаётся достаточно припасов для работы как минимум до октября этого года. Утеря «Дракона» никак не повлияет на пополнение экипажа МКС 23 июля на «Союзе ТМА-17М».
Причины инцидента всё ещё выясняются. Через два часа после пуска глава SpaceX Илон Маск разместил в своём микроблоге запись, гласящую, что у второй ступени в баке с окислителем наблюдалось превышение давления. Ряд СМИ процитировал это заявление как причину аварии, хотя позже Маск объяснил, что даже спустя тысячи человеко-часов труда инженеров найти ничего не удалось. Запуск был произведён по лицензии Федерального управления гражданской авиации США (Federal Aviation Administration, FAA), утеря классифицируется как происшествие. SpaceX будет выполнять расследование под контролем FAA, НАСА поможет в этом доступными средствами. Расследование может занять месяцы, высказывать предположения слишком рано. Фанаты теорий заговора, к примеру, сделали курьёзное заявление, что Falcon 9 сбил Lockheed Martin собственным экспериментальным лазером, поскольку SpaceX мешает своими контрактами.
Это не последний пуск для снабжения МКС за этот год. Завтра в 7:55:50 утра состоится запуск «Прогресса М-28М» (Progress 60P, как его называет НАСА). Корабль несёт 2381 кг груза (на 100 больше, чем предыдущие «Прогрессы»): 880 кг топлива, 520 кг топлива для дозаправки, 22 кг кислорода, 26 кг воздуха, 420 кг воды и 1393 кг различных грузов, в том числе 430 кг пищи и посуды. Несмотря на предложения российской стороны, в НАСА решили не дозаполнять российский грузовик, поскольку это оттянуло бы срок запуска.
«Прогресс М-28М» на стартовом столе, «Роскосмос»
Чтобы не рисковать из-за последней неудачи, «Прогресс» будет запущен на ракете-носителе «Союз-У», а не «Союз-2.1а». В качестве разовой проверки будет использоваться более традиционная двухсуточная схема вместо относительно новой, которая позволяет достигать МКС за 6—8 часов. Последнюю начали применять в 2012 году. Стыковка к модулю «Пирс» намечена на 5 июля в 10:13 по московскому времени. Ракету с кораблём уже собрали и вывели на стартовую площадку «Гагаринский старт».
Также 16 августа Японское агентство аэрокосмических исследований запустит «Коунотори-5» (HTV-5). Ожидается, что позднее в этом году Orbital ATK запустит свой грузовик Cygnus на ракете Atlas V. Авария SpaceX не приведёт ни к вынужденному возвращению, ни к простою экспериментов. Занятыми останутся как россияне, так и астронавты других космических агентств.