Первые лучи восходящего Солнца у нас в стране встречает именно Камчатка. Но жителей Петропавловска-Камчатского, административного центра этого дикого и отдалённого края, с лучезарными улыбками ассоциируются трудно. И в общем-то, зря — камчадалы, живущие здесь вопреки суровому климату — достойны восхищения. Здесь жил и будет жить русский человек. Просто потому, что надо. Попробуем взглянуть на формирующуюся Авачинскую агломерацию с точки зрения градостроителя. Это ответит на вопрос, почему столицу Края нельзя сравнивать и оценивать, — город такой как есть.
1. Как всё начиналось
Петропавловск-Камчатский был основан в 1740 г. как Петропавловский острог, это один из самых старых городов на русском Дальнем Востоке. Во время Крымской войны в 1854 г. его гарнизон героический выдержал осаду англо-французской эскадры, но из-за угрозы повторной осады всем пришлось эвакуироваться в Николаевск-на-Амуре (европейцы действительно вернулись и разграбили опустевший городок). «Снятие» порта, потеря значимости Камчатки после продажи русских владений в Америке, как и начало развития Приморья превратили полуостров в забытый край на задворках империи. Вплоть до начала XX в., Петропавловск, несмотря на формальный статус города, представлял собой деревню с тысячным населением, жавшуюся к гавани и подножью Никольской сопки (нынешний центр). Активный рост начался только в 1930-е гг., вместе с бурным развитием рыбной промышленности, судоремонта и усилением военного и военно-морского присутствия по обоим берегам Авачинской бухты (без этого никуда — браконьеры интервентов продолжали бы кишеть в богатых прибрежных водах).
В военных городках создавалась своя инфраструктура. Столь же автономная социально-бытовая сфера, жильё для работников, коммунальная инфраструктура вырастала вокруг возникающих промышленных предприятий — из них в итоге образовался южный район города (он до сих пор остаётся пёстрой мозаикой из так до сих пор и несросшихся кусочков разрозненной городской ткани). В итоге уже к 1950-м гг. некогда город чиновников превратился в город моряков, рыбаков, портовиков, судоремонтников и строителей. Новый импульс развитию и быстрому росту населения придало выделение Камчатской области из состава Хабаровского Края в 1956 г. Это остро поставило вопрос уже о строительстве массового жилья и координации пространственного развития города — в 1963 г. был разработан первый генеральный план. Только что созданный Камчатский домостроительный комбинат (КДК) обеспечил строительство крупных жилых массивов вдоль шоссе на Елизово и аэропорт (северный район) и восточный район.
В итоге к концу 1980-х гг., всего за пару десятилетий, население Петропавловска-Камчатского выросло более чем в четыре раза, с 60 тыс. до 270 тыс. человек. А город, наконец, объединил россыпь разрозненных поселений, рабочих посёлков, воинских городков и усадеб совхозов, разбросанных на протяжении 25 км побережья Авачинской бухты, обретя привычные сегодня очертания. Естественно, развитие коммунальной и социальной инфраструктуры не всегда поспевало за столь стремительным ростом. Город фактически только сейчас приступает к навёрстыванию упущенного (об этом ниже).
2. Малая агломерация стратегического значения
На другом берегу Вилючинской бухты сформировался военно-морской кластер: в 1959 г. была образована Тихоокеанская Океанографическая экспедиция с мощным флотом командно-измерительных кораблей (КИК), давшая импульс развития всему региону. И пусть последним живым КИК от неё сегодня остался лишь «Маршал Крылов», — именно он контролирует падения наших баллистических ракет на камчатский полигон Кура. Он же будет обеспечивать испытания новых ракет и космических аппаратов при стартах с космодрома Восточный. Кроме того, в 1968 путём объединения нескольких военных частей был образован Вилючинск, ныне ЗАТО и база атомных подводных лодок (стратеги и многоцелевые).
На аэродроме совместного базирования Елизово стали базироваться истребительная, транспортная, противолодочная авиация ВМФ (а теперь и авиация ФСБ/пограничники).
Кроме того, Петропавловск-Камчатский — это крупный незамерзающий международный порт федерального значения. Плюс рост грузопотока по Северному морскому пути вследствие таяния многолетних паковых льдов неизбежно сделает его важнейшим промежуточным пунктом, единственным с серьёзными судоремонтными возможностями и сопутствующей портовой инфраструктурой.
Поэтому, несмотря на 30% сокращение населения до 180 тыс. человек в тяжёлый постперестроечный период, стратегическое значение Петропавловска-Камчатского по-прежнему трудно переоценить. Он формирует ядро Авачинской агломерации в составе Елизово и Вилючинска на берегах Авачинской бухты. С общим населением около 300 тыс. человек и единым рынком труда здесь сконцентрировано 85% населения всего Камчатского края и 94 % его экономического потенциала. Всё это делает Южный макрорайон полуострова Камчатка важнейшим и единственным местом проецирования стратегических интересов страны на всю северную часть Тихого океана.
И пусть вас не смущает скромный размер агломерации — всё познаётся в сравнении. Когда вокруг вас на несколько тысяч км ни души и безлюдные просторы Тихого океана — значение такого города с развитой производственной и социальной сферой, мощным транспортным узлом и концентрацией административных функций — кратно возрастает. Подобным потенциалом на всём Дальнем Востоке обладает лишь текущая столица ДФО — Владивосток.
Формирование Авачинской агломерации. Согласно стратегии пространственного развития Петропавловск-Камчатского городского округа, 2019
3. Градостроительная специфика
▍ 3.1 Климат
Какова же специфика Петропавловска-Камчатского, почему он такой, как есть и как это влияет на городскую среду? Начнём с климата — он на южной Камчатке морской влажный с умеренно холодной снежной зимой и прохладным летом. Трескучих морозов особо не бывает, а вот обильных снегопадов — хоть отбавляй — среднегодовой уровень осадков около 1200 мм, основная их доля в виде снега. При этом один-два раза в месяц случается пурга продолжительностью более 12 часов, когда за сутки выпадает месячная норма осадков. Сопровождается она усилением ветра до ураганного (2-3 раза в год случается и с превышением 30 м/сек). В итоге высота снежного покрова достигает 1–2 м, в сильно заносимых местах и до 4 м.
Из-за ураганных ветров происходят порывы линий электропередач, повреждение кровель старых зданий, заторы на дорогах. А транспорт перестаёт ходить, жителям рекомендуют не выходить без крайне нужды — бывает, заносит и первые этажи домов (самая неликвидная недвижимость). Это к вопросу отсутствия в некоторых местах тротуаров — зимой они просто ни к чему, обочина вся под паковым снегом. Кстати, жители Сахалина, страдающие от столь же мощных циклонов, после пурги ходят прямо по проезжей части, её чистят в первую очередь. Особенно уязвима зимой становится южная часть Петропавловска-Камчатского, когда из-за сильных снегопадов часто перекрывается единственная связующая её с центром магистраль.
Печально известные «ржавые» дома появляются как раз из-за сильных ветров, осадков и высокой влажности. Дома старались располагать вдоль доминирующих направлений ветра (зимой это северные/северо-восточные ветры). Соответственно, остро встала проблема утепления и защиты наветренных торцов. Уже с конца 1980-х гг. её начали решать дёшево и сердито, утепляя стекловатой и обшивая листовым железом. Которое, естественно, во влажном океанском климате начинает быстро ржаветь. С тех пор дома так и стоят, несколько пугая приезжих, хотя сейчас их уже начинают переоблицовывать современным сайдингом. Плюс часто межпанельные стыки фасадов утепляют напыляемым полиуретаном, это тоже дёшево и сердито (в четыре раза теплоэффективнее стекловаты). Да, это придаёт «ржавым» домам ещё более специфический вид, но зато тепло. Туристы летом поохают и уедут, а местным тут ещё зимы коротать.
Справедливости ради стоит сказать, что зима на Камчатке не всегда такая хмурая — Солнце тоже появляется часто, примерно половина дней в зимние месяцы стоит малооблачная погода.
Климат и погода в Петропавловске-Камчатском: очень сильные ветра и осадки преобладают зимой, но половина дней остаётся солнечными/малооблачными. Данные Meteoblue
▍ 3.2 Высокая сейсмичность и транспорт
Второй отличительной особенностью Петропавловска-Камчатского является его расположение в одном из наиболее сейсмически активных районов мира. В непосредственной близости от него — «домашняя» группа из трёх вулканов, два из которых Авачинский, Корякский действующие. На противоположном берегу Авачинской бухты — высится ещё Вилючинский, а чуть дальше действующие Мутновский и Горелый. В городе каждый год фиксируется большое количество мелких землетрясений, а за последние 50 лет произошло три значительных силой 6-7 баллов (20 ноября у побережья тряхнуло на 5,7 балла, после чего проснулся Ключевской, а до этого — Шивелуч).
Высокая сейсмичность территории (8-10 баллов) и сложный рельеф, — вокруг сопки с крутыми склонами и речные долины — делают пригодными для строительства лишь 25-30% площади города (уклоны поверхности менее 10%, грунтовые воды залегают глубже 4 м). Это имеет четыре следствия. Прежде всего, практически все пригодные участки уже застроены. Поэтому встаёт вопрос о передаче муниципалитету части территорий под объектами МО (процесс пошёл), сносе ветхого жилья и реновации этих участков. А пока новое строительство ведётся в основном в северной части города в направлении Елизово.
А во-вторых, по всему городу возникли большие неосвоенные и непригодные по инженерно-геологическим условиям для застройки пространства. Единая городская ткань рвётся на множество отдельных комплексов застройки, повышая нагрузку на транспортную и коммунальную инфраструктуру. Чтобы понять суть проблемы — посмотрите на картинку ниже, это система водоснабжения Петропавловска-Камчатского. Видны проплешины на месте сопок/речных долин и мест, где строить нельзя. Также бросается в глаза изолированность южной части города.
Водопроводная сеть Петропавловска-Камчатского. Источник, 2020
Кроме того, из-за сложного рельефа (перепад высот около 200 м) сложившаяся сеть городских и районных магистралей тоже проходит по направлению «север-юг» (многие из них не имеют дублёров), а широтное/поперечное направление, как и локальные пассажирские связи, развиты слабо. Вытянутость города вокруг бухты приводит к низкой пропускной способности автодорог и недостаточной плотности улично-дорожной сети. О низком качестве/отсутствии сопутствующей придорожной инфраструктуры (тротуары/ливнёвка) можно и не вспоминать. А величина пешеходных подходов достигает 800 м (норма 300 м).
Несмотря на это, общественным транспортом пользуются 75% населения. В городе хорошо развитая и спланированная сеть маршрутов (магистральные/локальные и две автостанции для пригородов/маршрутки), автобусы ходят часто. В последние годы стали больше закупать российских/белорусских автобусов, хотя б/у корейцев, конечно, ещё полно. Электротранспорт в таких погодно-климатических условиях абсурден — зимой будет постоянно обрывать контактную сеть. Будущее общественного транспорта связано со строительством дублёров основных магистралей и прямых межрайонных связок для хордовых маршрутов (об этом ниже).
А пока из-за неразвитости дорожной сети и бездорожья вокруг, на Камчатке самый высокий уровень автомобилизации в стране (~ 560 на 1000 человек, даже во Владике меньше), с соответствующей острой проблемой парковки. Причём, как правило, в семьях с обоими работающими супругами принято иметь две машины (какой-нибудь «лексик» для города и что-нибудь брутально-внедорожное, что не жалко для природы). Местные транспортные планировщики как-то подсчитали, что для организации парковки для всех транспортных средств города по всем правилам потребуется территория площадью 2,7 млн м2, а это + 60% к существующей площади жилищного фонда. Трудно представить, что в условиях дефицита пригодных территорий для строительства и вечного недостатка средств, мы хоть когда-нибудь к этому приблизимся. Поэтому и паркуются камчадалы везде, где только можно.
▍ 3.3 Трудности жилищного строительства
К вопросу о вездесущих панельных пятиэтажках. Меньше всего их ожидаешь увидеть в сейсмически активном регионе, представляя вместо них что-то малоэтажное и приземистое. Однако массовое строительство — это всегда компромисс между затратами и эффективностью. И ставка на бетонные панельки в период быстрого роста города в 1960-1980-е гг. себя, похоже, оправдывает. Во время Спитакского землетрясения в Армении (1988) магнитудой 7-8 баллов такие крупнопанельные дома со стенами из монолитного железобетона, обладающие максимальной жёсткостью во всех направлениях, хорошо себя проявили. А основные жертвы были связаны с разрушением железобетонных каркасных домов, — таких в городе мало. Надёжность же своих крупнопанельных домов Петропавловску-Камчатскому, к счастью, проверить на практике ещё не довелось. Сильное землетрясение 1971 г. не в счёт, — крупнопанельные пятиэтажки только начали появляться, а основной удар пришёлся на дома более ранней постройки (кирпичных домов на Камчатке практически нет — местных глин для обжига кирпича нет, завозить — дорого).
Тем не менее — после 1971 г. сейсмичность города подняли до 9 баллов (на картах сейсморайонирования попадаются 10-бальные зоны, — болотистые участки, в поймах рек, с высоĸим уровнем грунтовых вод). И сейсмологи действительно ожидают подобного землетрясения в следующие несколько десятилетий. Что неудивительно, учитывая непосредственную близость к Тихоокеанской огненной дуге и месту столкновения трёх литосферных плит.
Между тем когда город только начинали активно застраивать в 1950-1960-х гг., дома возводились с 6-7 бальным запасом прочности. Поэтому сегодня остро стоит проблема сноса и расселения не подлежащего сейсмоусилению жилья. Это около 1 млн м2 (20% жилфонда), для сравнения, — доля аварийного жилого фонда для немедленного расселения лишь 50 000 м2. Соответственно, где возможно, для построенных домов по менее жёстким нормам проводят сейсмоусиление. В случае с административными и общественными зданиями/объектами социальной инфраструктуры (школы, детские сады, больницы) используют диафрагмы жёсткости. А жилые дома укрепляют внешними колоннами, которые стягивают на крыше металлическими тросами (выглядит брутально, зато не нужно выселять жителей на время проведения работ).
При этом сейсмические условия значительно повышают затраты на строительство, в отдельных случаях вплоть до 60-70% (требуется больше арматуры и усиление конструкции, толще стены/перекрытия/опоры, укреплённый фундамент). Например, при строительстве нового района Северо-Востоĸ пришлось полностью выбрать 6-метровый слой торфа, провести дренаж перфорированными трубами и сверху насыпать менее сейсмоопасный грунт. На нём уже и держатся мощные фундаменты жилых зданий. Кстати, там провели эксперимент, построив 8 домов с разными системами сейсмоизоляции фундамента (демпферы, скользящие опоры, ĸинематика), чтобы понять, какой тип лучше. В итоге весь район имеет 9-бальную устойчивость, как и единственная в Петропавловске-Камчатском 16-этажная высотка.
После банкротства «Камчатжилстрой» (наследник КДК) в 2016 г. сейчас в городе в основном возводятся монолитные жилые дома и здания, — при укреплении фундамента они обладают отличной сейсмостойкостью. А вообще, до 1947 г. все дома на Камчатке строились исключительно из дерева, такие дома при землетрясениях самые надёжные (конструкция лёгкая и гибкая) — см. интересную инфографику по сейсмоустойчивости домов разных типов в Петропавловске-Камчатском. Поэтому возникает вопрос — почему вместо многоэтажек не продолжить массового строить деревянных домов, конечно, уже на базе новых материалов и технологий? И тут дело даже не в том, что это получается кратно дороже, а в том, как убирать такие протяжённые территории и площади от снега? За пургу наметает по метру-полтора, иногда заметает первые этажи домов. И Вывод один — только централизовано, а значит, и форма расселения должны быть такой же, исходя чисто из экономии ресурсов.
▍ 3.4 Отсутствие парков и централизованной канализации
На фоне всего перечисленного постоянные жалобы местных жителей на отсутствие благоустроенных парков кажутся самой мелкой из проблем. Они вызывают сильное недоумение у заезжих туристов — дескать, у вас тут покрытые лесом сопки в городской черте, а на горизонте — вулканы, о чём вы толкуете вообще? Это всё так, но благоустроенных парков в Петропавловске-Камчатском, со скамейками, урнами, фонарными столбами, кафе и да-да, плиткой, или где можно неспеша прогуляться со спящим ребёнком в коляске — действительно раз-два и обчёлся. В общем, от дикой природы местным уже сносит крышу, а вот благоустроенности — того, от чего жителей центральной России начинает подташнивать — как раз не хватает.
Не сказать, что советские планировщики не видели проблемы — ещё генеральным планом 1986 г. предусматривалась организация 14 парков. Но успели разбить только два. В итоге сегодня обеспеченность зелёными насаждениями жителей Петропавловска-Камчатского составляет всего 3,5 м2 на человека при нормативе 12 м2. Ситуацию отчасти спасает то, что леса в черте города являются парковыми и подходят для рекреационных целей. Это компенсирует недостаток парков, скверов, бульваров, — прямое следствие общего дефицита пригодных для застройки территорий. Поэтому для массового активного отдыха местные используют Петровскую, Красную сопку (горнолыжная трасса с потрясающим видом на Авачинский залив в зимние ясные дни), а для спокойных прогулок — Никольскую сопку. Всё это в исторической части города.
А вот самая острая проблема — с коммунальной инфраструктурой. В городе отсутствует централизованная ливневая канализация, а бытовые стоки проходят лишь частичную очистку, напрямую сбрасываясь в Авачинскую бухту. Сейчас эту ситуацию исправляют, её причина — в неравномерности развития города. В 1930-1940-е гг. активно началось строительство Южного района, — на узкой полосе между берегом Авачинской бухты и склонами сопок строились промышленные предприятия и военные объекты. Вокруг них возникали их собственные жилые городки, социальная и коммунальная инфраструктура. Собственные сети бытовой канализации предназначались для сброса бытовых стоков в бухту без очистки — до сих пор канализационная сеть этого района остаётся самой сложной — именно здесь работает подавляющая часть городских выпусков без очистки.
Центральный район начал активно застраиваться в 1950-1960-е гг., а в 1970-1980-е гг. — возникли новые Северный и Восточный районы города. Именно под них были созданы централизованные очистные сооружения канализации (КОС) на мысе Сероглазка («Чавыча»), на них приходится основная доля переработки сточных вод города сегодня. Объединить четыре этих канализационных бассейна помешал развал Союза, а в 1990-е гг. вслед за прекращением работы некоторых промышленных предприятий переставали работать и их локальные очистные сооружения. В результате сегодня очистку проходит лишь трети коммунальных стоков, а 58% сбрасывается неочищенными через 45 выпусков. При этом централизованная ливневая канализация тоже отсутствует, — в период активного снеготаяния приток сточных вод на КОС «Чавыча» возрастает в 3 раза, превышая резервные мощности и заставляя их также сбрасывать без очистки.
На схеме ниже — 45 отдельных канализационных бассейнов города, каждый со своим выпуском сточных вод. Планом создания централизованной системы водоотведения Петропавловска-Камчатского до 2030 г. предусмотрена не только модернизация КОС «Чавыча» (восстановление мощности переработки с текущих 34 000 до 50 000 м3/сутки), но и строительство двух дополнительных КОС «Восток» (8 000 м3/сутки) и КОС «Юг» (15 000 м3/сутки) с замыканием на них всех выпусков сточных вод. При этом генеральным планом развития Петропавловска-Камчатского предусмотрено активное строительство именно в Северном районе, куда будут переселять жителей из ветхого и аварийного жилья Южного и Восточного районов.
Три перспективных канализационных района Петропавловска-Камчатского, — к 2030 г. предстоит построить два новых КОС «Юг» и «Восток» для замыкания на них всех ранее разрозненных выпусков коммунальных стоков. Источник, 2020
Начало работ по созданию централизованной системы планируется на 2026 г., предстоит проложить/заменить в общей сложности более 200 км канализационных труб, создав большое число новых насосных станций (всё-таки перепад высот в 200 м, некоторые города с такой проблемой лишены даже нормального водоснабжения — см. материал о Мехико). А пока продолжается комплексная реконструкция КОС «Чавыча» для восстановления проектной мощности и перевода туда сточных вод с других выпусков. После 2022 г. планируется переключить на «Чавычу» первые 5 выпусков в районах морского торгового порта, драмтеатра, улицы Фрунзе, Мехзавода и микрорайона Сероглазка. При этом с территории КОС, наконец, начали вывозить обезвоженный осадок — иловые площадки были близки к полному заполнению. Ил будут использовать как изолирующий слой на новом полигоне ТКО (открытие в 2024 г.). Параллельно начнётся процесс рекультивации двух существующих полигонов — у посёлка Дальний и озера Приливное. А вообще, такой обезвоженный осадок сточных вод можно использовать и для производства компоста или органоминеральных удобрений для повышения плодородия местных почв.
▍ 3.5 Общая специфика Камчатки как полюса «транспортной недоступности»
Камчатка остаётся одним из самых изолированных регионов России, без внешних сухопутных коммуникаций с «материком». Расстояние до ближайших портов, расположенных на железной дороге, составляет 1700—2500 км. С учётом использования нескольких видов транспорта и до 3-х перевалок это значительно повышает транспортные расходы в структуре затрат регионального производства (см. материалы по обоснованию Схемы территориального планирования Камчатского края, т.3, стр. 301). Именно транспортной недоступностью можно объяснить слабую заселённость и освоенность территории, узость хозяйственной специализации (рыбная промышленность) и общий низкий уровень самообеспечения (высокая зависимость от поставок товаров и услуг из других районов страны).
Однако, рано или поздно шансы связать Камчатку с «материком» есть. С 2011 г. на Чукотку продолжают строительство круглогодичной автотрассы (Колыма — Омсукчан — Омолон — Анадырь). Да, пока не асфальт, а только гравийная трёхметровая насыпь. Но это кратно дешевле асфальта (добывают гравий прямо по маршруту трассы) и предпочтительнее в условиях вечной мерзлоты. До Камчатки пока дело не дошло, но продление гравийной трассы от Омсукчана Магаданской области на юг, до центральной части полуострова, смотрится логично.
Почему этого не сделали ранее? Административно Камчатку объединили лишь в 2007 г., до этого в южной части была Камчатская область, а в северной — совсем дикий, суровый и неосвоенный Корякский автономный округ (на момент объединения, там в основном жили малые народы Севера — ительмены и коряки, не более 22 000 человек). Поэтому после объединения двух субъектов интегрировать там особо было нечего — связь с северными посёлками осуществлялась только по зимникам. Но раз теперь тянут гравийку до Анадыри, то уж продлить её до Паланы, а оттуда дальше на юг до Усть-Хайрюзово и Козыревска, до развилки на п. Ключи, вполне можно.
Это бы сняло острейшую проблему транспортной недоступности Камчатского полуострова, превращающую любую хозяйственную деятельность там в платину. На это влияет и 100% импорт нефтепродуктов, доля которых в энергетике составляет 35%. К реализации уже планируется проект регазификации Края за счёт проекта «НОВАТЭК» по импорту СПГ с «Сахалина-2», так что это должно облегчить ситуацию.
А пока ведётся работа по восстановлению морского пассажирского сообщения с другими регионами Дальнего Востока. В 2023 г., после 30-летнего перерыва, планируют, наконец, запустить новый грузопассажирский паром «Петропавловск» между портами Камчатки, Сахалина, Магаданской области, Приморского края и Курильских островов. Кроме того, уже в этом году в Петропавловск-Камчатский пришёл грузопассажирский теплоход «Анатолий Чернеев» для сообщения между Камчаткой, Командорскими островами и Северными Курилами.
И, наконец, очень важным для того, чтобы камчадалы почувствовали себя полноценной частью России, стало завершение в 2016 г. прокладки на Камчатку подводного волоконно-оптического кабеля в рамках проекта «Камчатка–Сахалин–Магадан». Раньше интернет-доступ был только по спутнику с соответствующими тарифами. Теперь от Петропавловска-Камчатского тянут подводный ВОЛС уже до Анадыри, так что инфраструктурная интеграция двух самых отдалённых российских регионов неизбежна.
Кстати, от Петропавловска-Камчатского на север тянут асфальтобетон — довели до Мильково (308 км). Дальше до п. Ключи и Усть-Камчатска пока идёт только гравийка (ещё 400 км), но оттуда уже в принципе можно протянуть её и до границы с Магаданской областью. Почему эту трассу строят такими короткими участками, всего по 10–20 км в год? Во-первых, как и практически везде в этих краях — сложный рельеф. Трасса проходит в долинах рек — требуется строительство мостов и усиленная гидроизоляция/водоотведение (замена «слабых» грунтов, укладка геотекстиля для предотвращения вспучивания, дренаж). Плюс долгий зимний период (6-7 месяцев) и общая дороговизна строительства (щебень местный, но битум, геотексиль, минеральные смеси и прочее везут из Центральной России/Сибири, плюс раздутый ФОТ из-за северных надбавок).
В итоге асфальтобетонную трассу от Петропавловска-Камчатского до Мильково строили долгих 13 лет. Зато теперь у столицы края есть прямая связь с его житницей — именно в Мильковском районе хорошо развито сельское хозяйство. Само село находится в долине реки Камчатки, температура летом доходит до 30 градусов тепла. Вокруг выращивают картофель и овощи, развито молочное животноводство (см. отличную историю семейной молочной фермы), есть потенциал по зерновым. Прорабатывается проект снабжения овощами Чукотки (пока, видимо, по зимникам), но для этого ещё потребуется создать склады долговременного хранения сельхозпродукции.
4. Перспективы развития
▍ 4.1 Тренд на компактность
Возможности территориального роста города крайне ограничены. По всей видимости, базовым сценарием его дальнейшего пространственного развития станет «компактный город». Новое строительство будет сосредоточено в северо-восточном направлении вдоль шоссе на Елизово, укрепляя агломерационные связи. В Южном планировочном районе будут сноситься кварталы аварийного, ветхого и неподлежащего сейсмоусилению жилья (прощай, СРВ), а там будет происходить развитие общественных пространств и создание подцентра обслуживания. В Восточном районе также планируется отказаться от многоэтажного строительства, сконцентрировав общественные/социально-бытовые функции в Дальнем, как локальном подцентре для прилегающих посёлков.
Смещение фокуса пространственного развития на компактность застройки, основанной на сети взаимосвязанных, но самодостаточных городских подцентров. Согласно стратегии пространственного развития Петропавловск-Камчатского городского округа, 2019
В основу стратегии положена полицентричность на базе трёх основных и двух дополнительных самодостаточных подцентров. Основной вектор развития сместится на уплотнение/улучшение транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры. А для решения застоялых транспортных проблем будут построены дублёры основных магистралей по диагональному и широтному направлению, а также хорды для прямого широтного соединения отдалённых районов в обход центра. Финансирование под этот масштабный транспортный проект уже выделено — до 2030 г. в три этапа обходной магистралью должны соединить Юг города через Восточный район с Севером (участки розового и фиолетового на схеме ниже).
Стратегические направления развития транспортной инфраструктуры. Согласно стратегии пространственного развития Петропавловск-Камчатского городского округа, 2019
Мастер-план Петропавловска-Камчатского был одобрен президентом, его реализация предполагает к 2030 году увеличение населения Петропавловска-Камчатского на 5%, создание до 20 тыс. новых рабочих мест (развитие рыболовства с глубокой переработкой, судостроение и судоремонт, энергетика) и трёхкратное увеличение турпотока в регион — до 750 тысяч человек в год. Общественно-деловым, рекреационным и туристическим ядром останется центр города, который благоустроят. ДОМ.РФ уже начал разработку его отдельного мастер-плана (рекомендую ознакомиться, делали коллеги из «Стрелки»). Обновление жилой застройки также не за горами — в качестве первого шага уже начата подготовка к комплексной застройке с 2023 г. нового микрорайона «Северный» по программе «Дальневосточный квартал».
▍ 4.3 ТОР как стимул социально-экономического развития
Сложные географические и экономические условия, как и трудности преодоления последствий разрухи 1990-х гг. вплоть до последнего времени вызывали постоянную отрицательную миграцию населения на «материк» и дефицит профессиональных кадров. Трудовую ориентированность населения подтверждает статистика — средний возраст населения края в 2013 г. составлял 37,2 года, — один из самых «молодых» показателей по России. Большая часть населения края находится в когорте 25–55 лет. При достижении пенсионного возраста люди стремятся уехать в климатически мягкие и социально благополучные регионы страны. И их по-честному трудно не понять.
Чтобы хоть как-то переломить этот негативный тренд в 2015 г. на восьми площадках вокруг Петропавловска-Камчатского создали территорию опережающего социально-экономического развития (ТОР «Камчатка») с уклоном на рыбопереработку, туризм и логистику. Сегодня ТОР «Камчатка» насчитывает 120 резидентов, реализующих инвестиционные проекты на общую сумму 123 млрд рублей и создание в общей сложности 12 500 рабочих мест. На начало 2022 г. завершили реализацию проектов 22 резидента: создано более 3000 рабочих мест, общий объём инвестиций составил 8,7 млрд рублей. Крупнейшими из уже реализованных проектов стали комплекс по производству и глубокой переработке рыбной продукции «Камчаттралфлот» и модернизация добывающего флота «Тымлатского рыбокомбината» со строительством рыбоперерабатывающих заводов. Среди других крупных проектов — строительство тепличного комплекса «Камчатский» на 4,5 га.
Строительство нового аэропортового комплекса в Елизово тоже ведётся в рамках ТОР, — необходимость замены небольшого здания назрела уже давно. В 2017 г. контрольный пакет акций аэропорта был продан холдингу «Аэропорты регионов» на условиях строительства нового аэровокзального комплекса. Его площадь составит более 35 000 м2, он будет в форме кальдеры вулкана с телескопическими трапами, объединит в себе терминал, гостиницу на 120 номеров, бизнес-центр и торговые площади. В целом, проект создаст 800 новых рабочих мест, а пропускная способность аэропорта практически удвоится до 1,5 млн пассажиров/год. Сроки сдачи сдвигаются (требуется заложить надёжный сейсмоусточивый фундамент, а строить до создания тёплого контура можно только в летний период). Сейчас инженерное оборудование планируют установить до конца 2024 г.
Ещё один мегапроект —начатое в 2020 г. строительство туристического комплекса «Парк «Три вулкана» (ГК «Интеррос» Владимира Потанина) к юго-востоку от города между вулканами Горелый-Мутновский-Вилючинский. Государство взяло на себя обязательство дотянуть туда нормальные автодороги и в целом, — всю инженерную инфраструктуру (основная задача на первом этапе развития проекта до 2024 г.). А далее уже на её основе частный бизнес создаст горнолыжный курорт «Сопка Горячая» (30 км горнолыжных трасс и 3 канатные дороги) с геотермальной лагуной, а также сопутствующую туристическую инфраструктуру, обустроит маршруты на других объектах парка. Всего планируется создать объекты размещения на 2000 номеров, это + 30% к номерному фонду Камчатки. В бухте Вилючинской также планируется построить новый морской пассажирский терминал (до пандемии в Петропавловск-Камчатский круизные лайнеры заходили — смотрелось не хуже, чем в Сиэтле).
Вместо заключения
То, что значение Петропавловска-Камчатского, как крупного промышленного, логистического и военного центра в этих безлюдных пограничных краях сохранится, у меня не вызывает сомнений. А если удастся реализовать намеченное по части жилья, коммунальной инфраструктуры, пространственного развития и мегапроектов, в том числе туристических, жизнь там станет ещё и благоустроенной. Первые ростки этого будущего уже проглядывают — расширили и благоустроили, наконец, спортивное ядро в центре, открыли потрясающий интерактивный музей «Океанрыбфлота», а «Вулканариум» Сергея Самойленко и так у всех на слуху. В городе начали появляться новые здания с современной архитектурой. Я уж не говорю о вулканах, заливе и непривычно свежем морском воздухе, которым просто не надышаться. Чтобы составить своё мнение о городе и полуострове в целом — просто слетайте туда, только оставьте дома предвзятость и стереотипы. Петропавловск-Камчатский такой как есть, не надо его ни с чем сравнивать. И край этот необычный, — таким он и должен остаться. А перед камчадалами, наперекор всему живущими там поколениями, — я просто снимаю шляпу.
Автор: Сергей Мальцев