Текст: Александра Гордиенко, редактор проекта “Антропогеос. География людей”
Фото: Дина Караваева
Антарктида формально не заселена и не принадлежит ни одному государству. Однако там находится и функционирует множество объектов: туристические лагеря, научные станции, аэропорты и метеостанции. Давайте посмотрим на всю эту инфраструктуру поближе и разберемся, кто и где на самом деле обитает на последнем необитаемом континенте.
Научные станции
По международному договору, любая страна может открыть в Антарктиде научную станцию южнее 60 градуса южной широты. На сегодняшний день таких станций набралось больше 90. Часть из них заброшена или ликвидирована, какие-то функционируют сезонно, а какие-то весь год без остановок.
На этих станциях ведутся метеорологические наблюдения, а также исследования в области геологии, географии, биологии, астрономии.
Первую станцию открыли в 1898-99 годах на мысе Адэра участники Британской антарктической экспедиции под руководством норвежского полярника Карстена Борхгревинка. Хижина, которую они построили, сохранилась до сих пор. Ее периодически использовали другие экспедиции, а сейчас это, скорее, туристический объект.
В 1903 году Шотландская экспедиция построила так называемый Дом Омонда на острове Лори - он стал первым капитальным строением на территории Антарктиды и использовался как круглогодичная метеорологическая станция. В 1904 году его передали в управление Аргентины, где она основала действующую по сей день станцию Оркадас.
С тех пор открылись и закрылись более 90 станций, которые принадлежат разным странам. Сейчас на континенте открыты станции России, США, Китая, Индии, Австралии, Бразилии, Аргентины, Бельгии, Германии, Японии, Украины, Италии, Франции, Швеции, Великобритании, Южной Кореи. Еще несколько стран имеют исследовательские станции на близлежащих островах.
Карту станций можно найти тут.
Некоторые станции и небольшие хабы на данный момент закрыты и заброшены, какие-то переоборудованы под другие цели. 41 станция в Антарктиде работает только в сезон - летом, с ноября по январь/февраль, так как условия там довольно суровы, да и обслуживание станции в течение всего года обходится очень дорого.
Некоторые станции закрыты для туристов, и попасть туда довольно непросто - разве что на работу. Другие же, наоборот, с большим удовольствием принимают визитеров. Правда, из-за возросшей популярности этого направления и увеличения потока людей на многие ранее становится попасть все сложнее. Экспедиции проекта “Антропогеос” в сезоне 2019-2022 удалось побывать сразу на двух научных станциях в Антарктиде - Амундсен-Скотт на Южном полюсе и Новолазаревская на побережье. Расскажем подробнее о них и о еще нескольких известных и относительно доступных для посещения станций.
Станция Новолазаревская
Одна из самых доступных российских станций в Антарктиде для туристов - Новолазаревская. До остальных (Мирный, Восток, Ленинградская, Русская) добраться крайне сложно - они располагаются далеко от аэродромов и “протоптанных” дорог.
Рядом со станцией Новолазаревская развернулся довольно крупный инфраструктурный комплекс: тут есть и туристическая база “Оазис”, созданная из старой станции, и аэродром в 12 км, который обслуживает практически всю восточную Антарктиду, обсерватория, волейбольная площадка, баня из бруса. Тут начинаются и заканчиваются многие экспедиции - на взлетно-посадочную полосы прилетают ИЛ-76 и боинги из Кейптауна.
Новолазаревская, или как ее часто именуют, Ново, находится на оазисе - редком не покрытом круглый год снегом и льдом участке суши на земле Королевы Мод. Летом тут бегут ручьи и достаточно много всяческой живности.
Станция была построена в 1961 году, заменив ранее существовавшую станцию “Лазарев”. С тех пор тут не многое изменилось - интерьеры довольно ностальгические. Инфраструктура станции далека от идеальной, но ее вполне хватает, чтобы полярники могли тут комфортно жить круглый год (зимой температура может опускаться до -41 градуса).
Станция Беллинсгаузен
Станция Беллинсгаузен находится на острове Кинг Джордж, на Южных Шетландских островах. Основана она была Советской Антарктической экспедицией в 1968 году. Тут останавливаются круизные лайнеры, на которых приплывают много туристов, но дальше побережья они не заходят. На станции проводят экскурсии, здесь даже есть единственная постоянно действующая церковь в Антарктиде - православная церковь Святой Троицы. Тут все оборудовано для того, чтобы полярники приезжали сюда семьями и оставались на зиму - есть даже что-то наподобие школы и детского сада. На других российских станциях женщин не бывает.
Здешний климат можно назвать мягким - в самые холодные времена температура редко опускается ниже -7 градусов. Поэтому тут полно зверей, а летом и растений: мхи и лишайники прекрасно чувствуют себя на здешних скалах. Здесь можно встретить пингвинов, морских котиков и львов.
Станцию используют как стартовый пункт для экскурсий на лодках на соседние острова, отсюда же можно отправиться и вглубь континента - но это далеко не стандартный маршрут.
Станция Амундсен-Скотт
Пожалуй, самая известная станция на континенте, прежде всего, благодаря своему расположению. Она находится на Южном полюсе (хотя из-за движения снежного купола континента уже прилично сдвинулась с самого полюса в сторону). Это круглогодичная станция, здесь, в отличие от соседнего туристического лагеря, живут по новозеландскому времени - по нему прилетают самолеты с провизией и оборудованием с Мак-Мердо. Антарктическим летом количество работников увеличивается до примерно 150, зимой уменьшается до 30-40 человек. Те, кто остаются тут на зимовку, оказываются в полной изоляции с середины февраля до примерно середины октября. Станция абсолютно независима и способна функционировать в такой изоляции без каких-либо проблем.
Раньше тут с удовольствием принимали туристов, но в последние годы их поток становится неуправляемым, так что о такой экскурсии придется договариваться заранее и не без труда (можно попробовать через организаторов вашей поездки).
Амундсен-Скотт можно по праву считать самой оборудованной станцией внутри континента - тут есть оранжерея для выращивания свежих овощей, кинозал, спортивный центр, музей и даже “пограничный пункт”, где можно поставить в паспорт штамп о посещении Южного полюса. В музее хранятся все отметки Южного полюса - их каждый год меняют, так как снег сдвигается вместе со всем, что находится на его поверхности, примерно на 10-11 метров в год.
На станции занимаются научными исследованиями, поэтому вокруг нее есть несколько зон, куда запрещается заходить или заезжать на транспорте - зона тишины, оперативных работ, чистого воздуха, темный сектор и т.д. Пожалуй, одно из самых интересных исследований, которые проводятся на станции зимой - это астрономические наблюдения. Большая высота, низкая влажность и абсолютная темнота позволяют работать с высокочувствительными телескопами.
Само по себе здание станции - это образец высокотехнологичного строительства, которое совсем не просто осуществить в полярных погодных условиях - даже в самые теплые и светлые месяцы температура тут около -30. Обусловлено это, в том числе, большой высотой над уровнем моря (2835 метров). Главные особенности конструкции станции - это комнатная температура внутри здания, домкраты, которые позволяют приподнимать все здание по мере занесения его снегом, и солнечные батареи, которые обеспечивают энергией станцию летом. Зимой она работает на топливе. Форма здания, скругленные углы и ее расположение по отношению к ветру помогают замедлить занесение снегом - ветер просто проходит под конструкцией, не образуя большие сугробы.
Мак-Мердо
Мак-Мердо, крупнейшее поселение Антарктиды, американская полярная станция на юге полуострова Хай-Пойнт острова Росса. Здесь круглый год постоянно живут около 1300 человек, тут возведено более ста строений разного назначения и построено 3 аэродрома. Здесь тоже есть церковь - она христианская и внеконфессиональная.
Этот хаб обслуживает другие станции на континенте и связывает их с большой землей. Здесь, как и на Южном полюсе, есть оранжереи и прочие удобства для повседневной жизни. Тут даже когда-то была атомная электростанция, единственная на всем континенте - ее переместили в 1972 году в Сан Диего. Правда, туристов тут не много - добраться сюда довольно проблематично. Зато тут есть, что посмотреть - например, сухие долины Мак-Мердо, антарктические “оазисы”, самые сухие территории на планете без снега и осадков.
Заброшенные и закрытые объекты
Полюс недоступности
Пожалуй, российский полюс Недоступности - самый популярный из недействующих объектов на всем континенте. Имя его говорит само за себя - сюда крайне сложно добраться, но все же нескольким десяткам отчаянных туристов удалось тут побывать.
Полюс недоступности - это самая удаленная точка Антарктиды от всех ее берегов (в русском варианте - не беря в расчет шельфовые ледники, британцы считают с ними, поэтому их полюс недоступности располагается в другом месте и он куда менее известный).
Метеостанцию, точнее, небольшой вагончик с буровой установкой, построили тут в 1958 году для временного пребывания советских ученых. С тех пор его использовали всего несколько раз, а вагончик уже давно замело снегом. Сейчас тут есть только бюст Ленина, который располагался на самой вершине буровой установки - его, благодаря материалу и округлой форме, снег не заносит. Этот бюст немногочисленные путешественники используют как почтовый ящик - оставляют послания тем, кто приедет сюда следующим. Экспедиция проекта “Антропогеос” обнаружила там письмо от австралийца Джеффа Уилссона, который совершил грандиозный переход на кайтах - 5800 км по куполу Антарктиды за 63 дня. И шоколадку от него же.
Кроме обдуваемого всеми ветрами Ленина на полюсе Недоступности можно обнаружить метеовышку и флюгер.
Несмотря на то, что станция законсервирована толстым слоем льда и снега, на нее неоднократно пытались попасть - в последний раз вход раскопал британец Генри Куксон в 2007 году, однако обнаружил закрытую на замок дверь.
Уорлд Парк Бейс, станция “Гринписа”
Эта станция уникальна тем, что она не принадлежала ни одной из стран и финансировалась организацией “Гринпис”. Просуществовала она всего пять лет - с 1987 по 1992 год на мысе Эван (остров Росса). Ее открыли там для изучения проблем окружающей среды на континенте, но она оказалась очень дорогой в обслуживании. В 1992 году было принято решение о ее закрытии и полном демонтаже.
Чилийская база Президента Педро Агирре Серда
Станция была построена на Южных Шетландских островах в 1955 году. Сейчас база представляет собой руины - в 1967 году ее уничтожило извержение вулкана. Еще два извержения, в 1969 и в 1970 годах, бесповоротно повредили структуры и здания на станции. В 2001 году остатки станции были объявлены важным историческим памятником на территории Антарктиды.
Аэропорты и аэродромы
Важнейшая инфраструктурная часть Антарктиды - аэропорты и аэродромы. Без них невозможно было бы само существование человека на континенте, ни, тем более, туризм. Основная авиация для международных перелетов в Антарктиду - это переоборудованные ИЛ-76, летают также боинги с относительно недавних пор. Внутри континента работают переоборудованные под полярные условия Falcon 7x, Gulfstream G550 И G650, Havilland Dhc-6 Twin Otters, Basler Bt-67, Lc-130 Hercules и даже вертолет (хотя используют его крайне редко из-за сильнейших на планете ветров) Bell 412.
Привычных нам аэропортов (со зданием, разметкой и т.п.) здесь нет - это, скорее, взлетно-посадочные полосы естественного происхождения, плоский и ровный лед, на который может сесть самолет. Перед началом сезона эти пространства расчищают, но в целом, благодаря своему расположению, снег на них не задерживается - он просто сдувается сильным ветром.
Всего на Антарктиде и прилегающих островах около 40 аэродромов. Расскажем о самых важных.
Самолеты из Чили, из Пунта-Аренас, приземляются на аэродром недалеко от туристической базы на Леднике Юнион. Отсюда стартуют многие экспедиции, туристические команды и одиночные лыжники и кайтеры. Здесь же на леднике располагается крупнейший туристический лагерь на всем континенте.
Второй большой аэродром находится на побережье недалеко от станции Новолазаревская - сюда прибывает множество грузовых самолетов, туристы и работники инфраструктуры Антарктиды.
Взлетная полоса Wolf’s Fang, которая находится в горах тоже не так далеко от Новолазаревской, построена несколько лет назад и в основном предназначается для обслуживания частных самолетов для элитных туристических лагерей, но там может сесть и большой лайнер.
Аэропорт Мак-Мердо обслуживает и станции США внутри континента, и научные экспедиции других стран. Этот аэропорт связывает Новую Зеландию и Южный полюс.
Весь комплекс станций на Антарктическом полуострове, в основном, обслуживается аэропортом имени Тениенте Марша, который находится на острове Ватерлоо. Это самый северный аэропорт Антарктиды. Рядом с ним находятся станции Артигас (Уругвай), Беллинсгаузен (Россия), Президент Эдуардо Фрей Монталва (Чили), Чанчэн (Китай) и другие.
Небольшие аэродромы (скорее, площадки с утрамбованным снегом, куда могут сесть маленькие самолеты, есть на Южном полюсе, рядом с топливным депо FD 83 (между полюсом и Новолазаревской), между Юнионом и Южным полюсом и в других местах. На таких аэродромах маленькие самолеты дозаправляются на полпути до точки назначения. Там, как правило, хранятся запасы топлива, стоит туалет, а на наиболее крупных есть сезонные работники, которые организуют топливо, помогают самолетам и экспедициям с заправкой и с адаптацией на высоте снежного купола.
Туристические лагеря
Туристическая инфраструктура приобрела особую важность в последние годы в Антарктиде - и лагеря для посетителей континента стали такой же обыденностью здесь, как уже привычные научные станции. С той только разницей, что они разворачиваются тут только в сезон, летом. Какие-то конструкции, оборудование, машины и вещи хранятся тут всю зиму, и их достают их из сугробов к приезду очередной партии туристов.
Поскольку строительство (или организация) туристического лагеря в Антарктиде - процесс очень и очень затратный, они жестко лимитированы по количеству мест для визитеров. Их хватает ровно на то, чтобы обеспечить ночлегом прилетающих в течение трех месяцев групп и индивидуальных путешественников. В некоторых их них ночевка настолько дорогая, что каждая ночь будет увеличивать бюджет вашей поездки в разы.
Вот основные лагери, в которых останавливаются прибывшие в Антарктиду. Начнем с западной половины континента, зоны ответственности и работы компании ALE, Antarctic Logistics and Expeditions (подробнее про организацию туризма можно почитать в нашем предыдущем после, ссылка тут https://habr.com/ru/post/650077/).
Ледник Юнион
Самый большой постоянный лагерь на континенте. В него помещается 70 гостей (плюс здесь живет весь персонал, который работает на кухне, в организации и других службах лагеря). Не удивительно, что сюда прилетают большие группы, например, для участия в Антарктическом марафоне и других мероприятиях. Тут все как у обычного отеля, ну, кроме снега вокруг - есть душ и туалет (со строго контролируемыми правилами пользования, которые обеспечивают необходимый вывоз мусора), столовая, теплые палатки на двоих с кроватями, читальный зал, телефоны и даже сувенирный магазин.
Южный полюс
Второй постоянный лагерь компании ALE находится на самом Южном полюсе. Он гораздо меньше (например, тут нет душа), но стоимость ночевки в нем намного выше, чем на Юнионе из-за сложности логистики и стоимости топлива. В том числе поэтому тут почти никто не останавливается - абсолютное большинство прилетают на полюс и улетают с него в тот же день.
Королевские пингвины. Gould Bay
В сезон наблюдения за пингвинами на побережье моря Уэддела организовывается лагерь Gould Bay. Это временный лагерь ALE, который по окончании сезона полностью разбирается и вывозится с локации, не оставляя никаких следов. Расположение палаток и всех дорожек тщательно выверяется, чтобы не помешать коренным обитателям.
Гора Винсен и гора Сидли
В эти две локации совершаются постоянные экспедиции любителей скалолазания - и на месте организуются временные палаточные лагеря. Они не имеют точных локаций - их ставят там, где в день приезда экспедиции будет удобнее всего. Такие лагеря обслуживают группы туристов на коротких временных отрезках. После завершения похода они собираются и вывозятся.
Лагерь Whichaway
Все три лагеря туристической компании White Desert располагаются недалеко от побережья в восточной Антарктиды, и Whichaway из них самый первый и, пожалуй, самый основательный. 6 спальных высокотехнологичных иглу с сервисом пятизвездочного отеля дополнены общими помещениями: библиотекой, кухней, лаунджем.
Лагерь Echo
Вдохновленный космическими исследованиями, лагерь Echo воспроизводит в интерьерах шаттлы из фантастических фильмов. Лагерь располагается недалеко от нунатаков, острый горных вершин, торчащих из-под снега, куда можно отправиться для восхождения или прогулки.
Лагерь Wolf’s Fang
Лагерь у аэродрома компании White Desert открыли совсем недавно, в горах на земле Королевы Мод. Это палаточный лагерь, хотя по интерьерам и не скажешь - тут есть все необходимое для комфортного не по антарктическим меркам пребывания, включая душевые, сноу лаундж и ледяной бар.
Оазис
Оазис - лагерь из деревянных домиков, созданный из старой исследовательской станции, расположен совсем рядом со станцией Новолазаревская и принадлежит компании ALCI. Здесь довольно много места, так как отсюда начинаются многие экспедиции, которые летят из Кейптауна. Отличительная особенность этого лагеря это конечно же, баня - деревянная, настоящая. Бань в Антарктиде не много, а деревянная одна, так что помыться в ней - это настоящий полярный эксклюзив.
Антарктида - это противоречивое место. С одной стороны, этот континент - сплошная белая пустыня, самая засушливая на Земле, при этом там находятся почти все запасы пресной воды на планете. Земля тут никому не принадлежит - и одновременно ей могут пользоваться все страны. Здесь формально никто не живет - при этом сотни и даже тысячи людей живут и работают в Антарктиде в течение всего года. Если вы хотите узнать, как попасть на белый континент туристом - прочитайте предыдущую статью по этой теме, там точно много всего полезного.
Автор: Антропогеос