Вселенная киборгов-зверей, или иначе робозверей, положила своё начало с прибытия робота-человека на весьма удалённый уголок галактики. А точнее, на обычную советскую квартиру в хрущёвке. И столкнувшись с суровой, враждебной средою, он сразу же потерял кисти рук. Но благо, последующие месяцы пребывания на этой ужасной планете киборг смог, пусть и без рук, но более-менее освоиться, а также получить подкрепление в лице различных механических тварей. Других киборгов, к примеру, робоакула (кто же знал тогда, что это летучая рыба) или лев, которые сразу стали держаться вместе, встав плечом к плечу против местных аборигенов, не желающих делить обжитую территорию с колонизаторами. Роботы были этому только рады, они жили войною, а потому с радостью и энтузиазмом приняли бой, не на жизнь, а на смерть.
Своего лагеря у боевых робозверей не было, они использовали уже имеющиеся коммуникации: заброшенные постройки былой цивилизации в виде коробок, шкафов, сервантов и полок. Иногда они терялись на окраине галактики по закоулкам пыльных углов, прячась от превосходящих их как размером, так и числом противников. Их то тут, то там поджидали саблезубые коты и псы, но страшнее всего были дети великанов. Нет ничего опаснее и хитрее этого врага, способного за считанные минуты разобрать несчастного робота на запчасти. Но, несмотря на все невзгоды и тяготы, отряд рос, крепчал и закалялся. Вскоре сражения стали проходить с переменным, но успехом. Во многом это было связано с растущим мастерством роботов. Терпя поражения, роботы учились ведению боя, когда их враги и конкуренты в лице солдатиков, индейцев и ковбоев не думали оттачивать тактику и менять стратегию, беря вверх лишь численным превосходством. Но после первых побед роботы начали активно наступать и отвоёвывать себе территорию на полках. Казалось, они вот-вот загонят солдатиков на необитаемые и пыльные окраины галактики, и предадут забвению, однако этому помешали… роботы… другие роботы.
Новая партия рекрутов заметно отличалась от первых. Она была несколько мощнее, чуточку наглее и главное, выше. Поначалу, пока их количество было минимальным, их пребывание оставалось незаметным, но как только их численность повысилась, произошел бунт, новые киборги объявили войну старым. Да, назрела революция, но несмотря на раздор, никто не забывал о враге внешнем. Время от времени, они забывали о вражде и объединялись перед общей угрозой. Победив, продолжали бесконечную череду сражений, но уже между собою.
Шла война, но вскоре на планете поменялся климат. Диван, который служил полем боя для 90% боевых столкновений, внезапно исчез в воронке времени; угол, где концентрировалась база колонии шерифов, индейцев и всех их прочих союзников, был сметен начавшимся ремонтом. Такие катаклизмы смогли пережить только роботы, но какой ценой? Часть из бойцов пропала без вести, кто-то потерял конечности или вообще был деформирован, но даже это не уничтожало упрямый вид. Киборги даже иногда могли выбраться из своих укреплений, благодаря порталу перехода в другую комнату, но такие действия требовали огромного количества энергии и часто делать такие вылазки было невозможно. Смогли ли роботы найти способ обустроить свою базу или были обречены вечно скрываться в коробках? Истина где-то рядом…
Тогда, в начале девяностых, большой популярностью у школьников пользовались робозвери. В этом году меня захватила ностальгия по этим игрушкам, когда я увидел их на одном из аукционов. Этот очерк посвящен тем самым роботам из детства…
Немного истории
Советская игрушечная индустрия до 1970-х годов предлагала в основном плоских оловянных (точнее, из алюминиевого сплава) и пластиковых солдатиков. А детям хотелось большего реализма. Да и набор эпох и народов был крайне ограничен. В продаже практически не было стрельцов, петровских гвардейцев, суворовских чудо-богатырей или солдат Отечественной войны 1812 года. Историческая преемственность прослеживалась лишь в паре наборов «дутышей». Но время шло…
И оно породило новых героев, в том числе игрушечных. На дворе 1987 год. Советское правительство дало отмашку на создание кооперативов и товаров народного потребления. Как грибы после дождя, по стране начали появляться всевозможные видео-салоны, мастерские по пошиву джинсов, «фирменных» кедов и других мелких, но необходимых народу товаров. Некоторые конторы проявили креатив и заняли нишу по изготовлению игрушек, а в случае нашей истории, это были всевозможные солдатики разного качества. Товар получался ходовой, и что важнее, порог вхождения в этот бизнес не то, чтобы высокий: дорогостоящего оборудования вкупе с материалом не требовалось, а распространять его можно было в абсолютно любом киоске.
Всё новое, это хорошо забытое старое. Первым делом «заколхозили» советских солдатиков. В Одессе, к примеру, сняли слепки с резиновых всадников фабрики МКИ. Причём вместо резины использовался твёрдый пластик. Всадники могли «спрыгнуть» с коня и вести бой пешими. Удобно. Активно копировались и солдатики Донецкого завода игрушек. Они отличались цветом пластика и качеством отливки. Подставки получались, как правило, толще, а детализация, к сожалению, хуже, ввиду использования дешёвого пластика. Размер фигурок, видимо тоже для экономии, стал меньше. Все эти недостатки стали по своей сути отличительной чертой и пикантной особенностью фигурок. Так донецкие пираты в реинкарнации приобрели кислотный жёлтый цвет. Но детям нравилось.
Кооперативные копии «донецких» пиратов
Но не всё так грустно. В те весёлые годы на прилавках можно было найти не только лютый контрафакт, но и вполне себе оригинальный продукт от официального отечественного производителя. В 1989 году колхоз «Мир» из Горьковской области выкупил у завода «Прогресс» пресс-формы русских витязей и зарубежных рыцарей. Но бизнес не был бы русским, если бы всё прошло идеально, без сучка и задоринки. По слухам, при разгрузке-погрузке заботливыми грузчиками, при транспортировке по нашим дорогам, где-то как-то, но заготовки повредились. Более того, опыта в производстве игрушек у колхоза не было, методом проб и ошибок делали как могли, превозмогая. Так или иначе, русичи утратили природную богатырскую силу и изрядно сбавили в весе, дабы соответствовать духу времени. К тому же они лишились цельнолитых подставок и получили отделяемые. Та же судьба постигла и рыцарей. А со временем руки дошли и до зарубежных солдатиков и индейцев всех мастей… и прочей живности.
Явление робозверей народу
Конец 80-х. В киосках «Союзпечати» появилось креативное пластиковое робо-зверье. Представляли они собою антропоморфные фигурки зверей, тела которых покрыты футуристической броней. Их туловище неподвижно, руки вращаются в вертикальной плоскости, высота составляет от 45 мм до 55 мм. Фигурки сделаны из полиэтилена разных цветов, некоторые фигурки обладали хорошей детализацией и отличным качеством пластика, другие были выполнены хуже, что свидетельствует о разных производителях.
Большой информационный постер, сделанный специалистами-коллекционерами в этой области.
Их цепкие лапы могли держать различное вооружение, что повышало играбельность и делало внешний вид в глазах детворы более «понтовым». На постсоветском пространстве их стали называть киборгами, роботами, мутантами и, наконец, робозверями или звероботами. Впрочем, сами производители не раз и не два меняли им названия в маркетинговых целях. Их прототипами послужили японские фигурки Takara серии Beast Formers. Отечественные копии отличало более простое исполнение, одноцветность и отсутствие прозрачных экранов на груди. Вскоре производством популярных звероботов занялись десятки кооперативов по всему СНГ, а так же некоторые одиночки-кустари. Энтузиасты придумывали новых героев войны киборгов. Так возникла целая, вполне себе самобытная, вселенная.
Данные фигурки появились в продаже в 1986 г. Они были созданы как спин-офф набиравшей популярность вселенной Трансформеров. В упаковках первой волны игрушек были вложены буклеты, повествующие о войне зверей-автоботов и зверей-десептиконов. В Европе и Америке фигурки распространяла «Хасбро». Всего было создано 4 серии фигурок. Первая, вторая и третья серии обладали квадратным термознаком, расположенном на броне. При касании они показывали один из трех символов — огонь, воду или дерево – для игры фигурками по принципу «камень-ножницы-бумага»: огонь сжигает дерево, дерево плывет по воде, вода тушит огонь. Позднее был добавлен четвертый элемент, «солнечная вспышка», побеждавший все остальные элементы.
Самый главный изготовитель всех этих чудных роботов была и остаётся компания «Технолог». На фото выше задник блистера какого-то продукта этой компании, наглядно показывающий, кто входил в первую серию по звероботам. На языке коллекционеров, это «старый Технолог». «Новый» отличается тем, что крепление рук становится не внутренним, а внешним. С начала 1990х и до наших дней у компании было много серий разнообразных фигурок, объединённых одним признаком, помимо размеров – двигающиеся руки. Чего только не было: и морские жители типа креветок и скатов, и скелетоподобные под кодовым названием «Фобос», и слизанные с фигурок «Вархаммера», и многие другие. Были и другие компании, но информации о них или крайне мало или нет вовсе. Возможно, одним из предприятий, выпускавших мутантов, была московская Фабрика художественных изделий, в советское время создававшая искусственные новогодние елки и пластмассовых солдатиков. На некоторых киборгах нанесено клеймо ФХИ: «елочка». Были так же герои-энтузиасты, лившие фигурки в соло кустарным способом.
Монстры надолго заменили солдатиков, в которых до этого с удовольствием играли советские дети. В «мирное время» они покоились на полке (причём, во многих домах их ставили на почётное место в гостиной, в серванте или книжном шкафу — рядом с фигурками из Киндер-сюрприза), а в играх они выполняли роль боевых единиц или мишеней (в них могли кидаться ластиком или чем-то ещё). В дворовых играх монстрам приходилось и вовсе несладко! К ним привязывали петарды, находились любители их расплавить или сбросить с большой высоты, например, с крыши многоэтажки. А малыши норовили их грызть, причём, особенно не везло монстрам с выступающими частями, например, роботу-козлу или лосю-мутанту!
Кроме робозверей кооператив также выпускал к ним наборы с укреплениями, пушками, карточками «силы» и кубиками. С ними хаотичный процесс игры в солдатиков превратился в настоящую стратегию с «шахматными» правилами.
Кроме робозверей появились лютые «пиночеты» с черепами на плечах. Они пользовались особым спросом. Производил их всё тот же «Технолог». Эти мутанты послужили стимулом для широкого распространения «варгеймов».
Названием «пиночеты» обязаны генералу Пиночету, жестокому чилийскому диктатору. На внешний вид фигурок повлиял фильм «Мальчиш-кибальчиш» (немецкая военная форма) и вселенная Вархаммер: на фуражке офицера и каске солдата находится стилизованная «аквила», и пиломеч, встроенный в руки некоторых фигурок. У «пиночетов» было оружие и танкетки.
Как в них играли?
По-разному, в меру своей фантазии и осведомленности. Когда просто театральный импровизированный боевик с драками: берём группу роботов, объявляем хороших и плохих и начинаем махыч с использованием речевой озвучки того или иного экшена. Для этих целей роботы отлично подходят.
Другой способ. Нам нужна гладкая поверхность, два игрока и два устойчивых робота. Суть: каждый игрок перемещает своего робота воздушно-ротовым потоком (дует :) ) с целью сбить робота оппонента. При этом, когда удалось повалить робота соперника, собственный робот должен стоять на ногах. В свой ход можно дунуть на робота только один раз. Получалась эдакая имитация кулачного боя.
Ну, и третий способ с использованием тех или иных характеристик роботов и кубиков. Автор об этом на тот момент не слышал и уж тем более подобное не видел. Многие зверороботы достались ему по наследству от старшего брата, часть пала в битвах, а часть утеряна без возврата, о чём теперь он очень сожалеет, так как там были действительно редкие экземпляры.
Итоги
К середине 90-х популярность зверских роботов стала падать. Окончательно мода на них сошла на нет в начале нулевых. Солдатиков детям стали активно заменять консоли и компьютеры. Но производство игрушек на этом не закончилось. Правда, теперь пластиковые армии создают скорее для взрослых бородатых дядек-коллекционеров, чем для детей.
Из личной коллекции автора. Был выигран на аукционе за символические деньги. Волк считается редким экземпляром.
Алексей Шухартской, специально для блога VDSina
На правах рекламы
Воплощайте любые идеи и проекты с помощью наших серверов с мгновенной активацией на Linux или Windows. Сервер готов к работе через минуту после оплаты!
Присоединяйтесь к нашему чату в Telegram.
Автор: Mikhail