Вы верите, что трансформеры существуют? А если покажем?
Один из них живет в Петербурге, на улице Высотной, дом 1. Если хотите узнать, во что он превращается, как это происходит и других секретах трансформации, приглашаем в гости. Добро пожаловать под кат!
Лахта Центр — это не только офисы, но и общественные пространства. Большинство из них сосредоточенно в Многофункциональном здании.
Тут – спортивный центр, планетарий, научно-образовательный центр, театрально-концертный зал… Вот, казалось бы, насчет последнего – что мы там не видели! Но именно он — первый в Петербурге автоматизированный зал-трансформер!
В один день в нем можно провести ток-шоу, фуршет, бал, театральную постановку и небольшой концерт. Для этого не нужно делать то, чем хоть раз в жизни, да занималось большинство из нас– таскать стулья, сдвигать столы, собирать скамьи из подручных материалов, вешать проектор, тянуть провод, собранный из пяти удлинителей…
Нажатием кнопки лекционная зона с сиденьями-ступенями превращается в подиум для модных показов, театр с оркестровой ямой или бальный зал с ровным полом.
Конфигурация зала-трансформера Лахта Центра: зал с подиумом. Разрез из рабочей документации
Одноуровневый зал со сценой
Классическая партерная рассадка со сценой
Все это – один и тот же зал и лишь часть его воплощений. Поговорим о том, как это происходит.
Lift me up!
Многофункциональность зала обеспечена системой трансформации, которая позволяет поднимать или опускать отдельные элементы интерьера. Сцена может сровняться с полом, а дальше — еще снизиться, став оркестровой ямой.
Занимать разное положение могут ряды кресел – вплоть до ухода «в подполье» или образования амфитеатра со ступенями-скамьями.
На примере Драматического театра в Клайпеде, где реализован тот же принцип
Эти и другие трансформации происходят с помощью системы спиралифтов от Gala Systems.
Технология Spiralift / Спиралифт, разработана компанией Gala Systems – мировым лидером в производстве оборудования для концертных залов. За плечами GS – около 1700 проектов в 65 странах, но полных трансформеров (сцена+зал) из них – всего 30. И это с учетом того, что производитель специализируется на таких решениях. Трансформер – редкость по мировым меркам. Здорово, что мы можем посмотреть на него вживую.
По словам Евгения Локтева, директора по строительству компании-подрядчика «Имлайт ШОУТЕХНИК» — трансформер Лахта Центра – это первый в России зал с технологией спиралифтов, «аналогов нет».
Среди зарубежных залов эта система применена на ряде знаковых объектов. Например, в Air Canada Centre (Торонто) или Театре Лиуре (Барселона) – на коллаже примеры трансформации пространства последнего
Плюсы технологии в том, что спиралифты производительны – показатель эффективности оборудования достигает 80%, а также — компактны, малошумны, экономичны и просты в обслуживании. Посмотрим, как они устроены.
Устройство спиралифта
В основе спиралифта – две свернутые серпантином полосы, в сложенном состоянии занимающие очень мало места. Полосы выполнены из высокопрочной нержавеющей стали марки 301.
В нижней части колонны — корпус подъемного механизма спиралифта. Если снять крышку, то можно увидеть это:
За корпусом скрывается система из электромеханических приводов с червячной передачей и главный герой —небольшая бухта стальной полосы. Толщина бухты – примерно полтора сантиметра. Gala System позиционирует этот механизм как самую компактную подъемную систему в мире.
Толщина свернутой серпантином стальной полосы
Пока не видишь спиралифт в деле, трудно поверить в его возможности. Волшебство начинается при поступлении сигнала – две металлические ленты из бухты плавно раскручиваются и, переплетаясь, образует прочную стальную колонну.
Стальная полоса, формирующая колонну
Колонны спиралифтов
Вырастая, колонна обеспечивает подъем груза. В зависимости от типа оборудования, спиралифт поднимает до 18 тонн на высоту до 12 метров. До этой отметки колонна у наиболее быстрых типов спиралифта дорастает за минуту.
В движение ленты спиралифта приводит электромотор мощностью всего 1,5 кВт – сравнимо с электрочайником. Так он выглядит:
Таковы составляющие устройства спиралифта. Здорово и просто!
Спиралифты и трансформер
В зале-трансформере Лахта Центра спиралифты работают группами. У каждой – своя зона ответственности. Объединить усилия группы помогают подъемные платформы.
Место крепления подъемной платформы
Свою подъемную платформу имеет каждый ряд кресел зала.
Платформы кресел, вид снизу
Платформы кресел – вид сверху
Каждая платформа стандартного ряда движется вверх и вниз при помощи трех спиралифтов и двух электромоторов. Всего таких платформ для кресел – 27 штук.
Своя группа спиралифтов обслуживает сцену. Та составлена из 5 подъемных платформ, а каждая платформа – из 3 автономных площадок. Каждая может подниматься и опускаться, а все 15 элементов создавать десятки конфигураций!
Площадки подъемных платформ сцены
Самая «небогемная» группа спиралифтов трудится на уровне логистического проезда, который проходит под атриумом Многофункционального здания. Туда могут привезти оборудование для очередного мероприятия.
Подъёмник на четырех спиралифтах понимает грузы с уровня логистического проезда и до отметки разгрузочной зоны трансформера. Грузы прибывают прямо на уровень сцены или в трюм зала. Такой подъемник может поднять до 3, 5 тонн за раз.
Сложно ли монтировать зал-трансформер?
Гениальное – просто, спиралифт – не исключение. Это сравнительно легкая система для установки и обслуживания. Главное – точно и аккуратно все смонтировать. Если у колонны спиралифта будет отклонение – ряд может заклинить из-за перекоса.
Сергей Шешуков, инженер отдела строительного контроля Лахта Центра:
— Контроль качества выполнения работ на объекте очень жесткий и многоуровневый. Во-первых, за бригадами следит собственная служба строительства подрядчика по залу, компании «Имлайт ШОУТЕХНИК». Во-вторых, есть еще один подрядчик, компания AECOM, которая специализируется именно на контроле качества. И наверху этой пирамиды — специалисты отдела строительного контроля Лахта Центра.
Достаточно одной кнопки
Управление трансформацией зала — еще один простой, а значит — хорошо продуманный вопрос. Запустить механизм превращения можно нажатием всего одной кнопки на пульте единой системы управления, который расположен в закулисье.
Слово — проектировщикам:
«…Все подъемы объединены единой компьютерной системой управления, обеспечивающей возможность одновременной и при необходимости синхронной работы любого количества подъемов в любой конфигурации в автоматическом режиме, независимо от направления движения с заданной для каждого подъема скоростью… Система позволяет сделать запись и сохранить в памяти отдельные сценарии и их последующий вызов с возможностью корректировки количества отдельных элементов и их параметров…» /Выдержка из проектной документации/
Выбираем, например, на тачскрине центрального пульта «Сценарий № 2», пуск – и беззвучно закручиваются ленты спиралифтов, плавно появляются кресла там, где только что был пол, меняет конфигурацию сцена… Весь процесс превращения занимает от 10 до 20 минут в зависимости от сценария.
Выйдя в антракте, гости возвращаются в уже совсем другое пространство. Главное, чтобы они ничего не забыли, уходя на перерыв – иначе не исключено, что пропажу придется искать в трюме… Да, кстати, откуда тут трюм?
***
Добро пожаловать в трюм!
Трюмом в театральной среде называют пространство под сценой. В случае Лахта Центра ближе будет морская трактовка – пространство между нижней палубой (= полом всего зала) и днищем судна (= полом собственно трюма как нижней отметки объекта).
В трансформере технический уровень пролегает под всем пространством зала. Большое «подполье» нужно чтобы разместить систему трансформации – какими бы компактными не были спиралифты, место им все равно нужно.
Трюм, техническое пространство под полом зала-трансформера Лахта Центра
На фрагменте инфографики видно, что спиралифты имеют разную высоты подъема. Так и есть – ход варьируется от 2, 5 до 5, 3 метров в зависимости от расположения поднимаемых кресел. Поэтому и высота трюма – величина переменная.
Помимо спиралифтов в трюме могут находиться кресла. Когда зал будет превращаться в амфитеатр или ровную площадку, кресла сделают вот такой синхронный порядный маневр:
Кресло с механизмом опрокидывания
Переворот – и они под полом. Или наоборот – смотря какие стоят задачи. Должно быть, это синхронное опрокидывание — отдельная красота. Пока же кресел в зале нет – их установят в последнюю очередь, после монтажа театрального оборудования и отделки. Но сегодня уже можно прогуляться по трюму, заполненному спиралифтами, как удачливый пиратский корабль – сокровищами, то есть — под завязку.
Колонны спиралифтов, платформы, электромоторы… А не так давно тут было совсем по-другому.
Сборка первых двух платформ трансформера Лахта Центра. Начало
В зале-трансформере своя жизнь будет не только под ногами зрителей, но и выше – за потолком. Там целых два уровня! Сейчас узнаем, что будет твориться над головами ничего не подозревающих театралов или делегатов конференций…
Когда зрители у твоих ног
Эй вы там, наверху!
Наверху находится очевидное и невероятное.
Из очевидного – на верхних уровнях монтируются осветительные приборы, занавес, механизмы для подъема и опускания декораций. Это все так и называется – «Верхняя механизация сцены». Для трансформера Лахта Центра система разработана компанией «Имлайт ШОУТЕХНИК».
Визуализация оборудования верхней механизации зала
Посмотрим на некоторые элементы этой системы. На фото ниже – фермы, где закрепят софиты, прожекторы и другие осветительные приборы с разными углами раскрытия луча, силой света, сменными разноцветными стеклами и разным призванием
Конечно, софиты и осветительные головы расположатся не только на этих фермах. По закулисью пройдут световые галереи, встанут маяками поплановые световые башни. Уже сейчас номенклатура приборов включает 11 разнообразных видов
Кажется, какие-то из них уже начали устанавливать:
Над сценой раскинется множество переходных галерей и мостиков
Вид на софитные фермы и пространство будущей сцены из боковой галереи
Сборка переходных галерей
На верхних уровнях тоже есть свой парк подъёмных механизмов. Правда, на этот раз – ничего необычного – старые добрые лебедки. Они – движущая сила занавеса и части декораций
Переходные галереи. Тут же -места установки лебедок для спуска-подъема технологического оборудования
Механизмы для горизонтального перемещения занавеса, декораций, другого оборудования
За переходными галереями начинаются помещения с самым разнообразным назначением — от репетиционных до всевозможных аппаратных – дымерных, светорегуляторных, видеопроекционных, от операторской синхронного перевода до полустационарной телестудии! Можно сказать, что в запотолочном пространстве скрывается
Заглянем за пару дверей?
Это – звукорежиссерская комната. Слева — торцевые грани стеклянного фасада – те самые, что с отрицательным углом наклона. Сейчас они закрыты толстой фанерой для защиты от отделочных оказий. Ребра колонн защищены накладками
Глядя на панораму в 90 градусов, срочно хочется стать звукорежиссером)
О том, что это – звукорежиссерская, говорит проем в стене:
За проемом – репетиционная
В репетиционном зале — также панорамный вид и много естественного света. Рабочие производят шумоизоляцию потолка и завершают отделку этого помещения…
Сергей Шешуков, инженер отдела строительного контроля Лахта Центра:
— Работа идет очень быстро. Вчера вечером здесь еще был проход, позволяющий срезать путь, а сегодня утром уже монолитная стена. Стало даже как-то интересно уходить в отпуск. Вроде только начинали монтировать металлоконструкции, а возвращаешься через две недели – вся верхняя механика уже собрана, взялись за внутреннюю отделку.
***
В следующей части поговорим про зрительный зал – место, ради которого трудятся спиралифты в трюме и лебедки в запотолочном пространстве. Впереди – как рассчитать звук у зала, который постоянно меняет конфигурации, эксперимент с манекенами, проясняющий вопрос видимости и поиски дизайна с вдохновением в спорткарах
***
За помощь в подготовке материала благодарим директора по строительству «Имлайт ШОУТЕХНИК» Евгения Локтева, менеджера той же компании Василия Черненко, инженера ОСК Лахта Центра Сергея Шешукова
Автор: makev