Дорогие женщины! Поздравляю Вас с Международным женским днем и наконец-то наступившей весной.
Хоть я немного и припоздал с поздравлением, но думаю, что буду прощен. А в качестве подарка предлагаю перевод статьи о роли женщины в Истории...
Откуда Сократ, основоположник западной философии, черпал вдохновение для своих оригинальных идей об истине, любви, справедливости, мужестве и познании? Новое исследование, которое я провел, показывает, что, будучи молодым человеком в 5 веке до н. э. В Афинах, он общался с чрезвычайно умной женщиной, Аспазией Милетской. Я утверждаю, что ее идеи о любви и превосходстве вдохновили его сформулировать ключевые аспекты своей идей, как передал Платон.
Если доказательства этого тезиса будут приняты, историю философии ожидает серьезный переворот: женщина, которая была почти стерта из истории, должна быть признана основателем нашей 2500-летней философской традиции.
На картине художника неоклассицизма XIX века Николя Монсо изображен Сократ, сидящий за столом напротив роскошно одетой, жестикулирующей Аспазии. Красивый молодой солдат Алкивиад смотрит на нее. Изображение фиксирует стандартное представление о Сократе: бедный и безобразный. Сын каменщика, со среднего возраста он был известен тем, что ходил без обуви и носил рваную одежду.
Рис_1. Дебаты Сократа и Аспазии.
Но Сократ также, по словам Платона, был обучен красноречию Аспазией, которая более десяти лет была спутницей ведущего государственного деятеля Афин Перикла. Предположительно высокообразованная “куртизанка”, Аспазия изображена на картине, перечисляющей моменты разговора на своих пальцах. Ее взгляд направлен на аристократического юношу Алкивиада, который был воспитанником Перикла, и, вероятно, внучатым племянником Аспазии. Как утверждал Сократ, она был очарована красотой и харизмой Алкивиада, и, как рассказывается в платоновском диалоге на симпозиуме, он спас ей жизнь в битве при Потидее в 432 году до нашей эры.
Делает ли картина Сократа судьей? Его главные биографы, Платон и Ксенофонт, знали его только как пожилого человека. Но Сократ был когда-то молод, и был непосредственным современником Аспазии. И сохранившиеся описания философа, редкая информация дается его биографами, так и древние письменные тексты, которые были вообще проигнорированы или неверно истолкованы, вырисовывают другое представление о Сократе: это хорошо образованный юноша, который вырос, чтобы стать не менее храбрым солдатом, чем Алкивиад, и страстный любитель обоих полов не менее интенсивный мыслитель и спорщик.
Рис_2. Сократ нашел Алкивиада в доме Аспазии.
Диотима/Аспазия
Сократ известен своим высказыванием: “Единственное, что я знаю, что я ничего не знаю.” Но Платон, в симпозиуме (199b), сообщает, что он узнал “правду о любви” от искусной женщины. Та женщина получила имя “Диотима” – и на симпозиуме Сократ излагает ее учение.
Ученые почти повсеместно отвергают Диотиму как вымысел. В диалоге она описывается как жрица или пророк и считается в лучшем случае аллегорической фигурой – одухотворением или прорицателем мудрости, которая могла бы посвятить мыслителя, такого как Сократ, в тайны любви. Но Платон оставляет некоторые любопытно точные подсказки о личности Диотимы, которые до сих пор никогда не были разъяснены. В своей книге я представляю доказательства того, что “Диотима” на самом деле является тонко завуалированной маскировкой для Аспазии.
Аспазия происходила из высокородной Афинской семьи, родственной семье Перикла, осевшей несколькими десятилетиями ранее в греческом городе Милете в Ионии (Малая Азия). Когда она переехала в Афины около 450 г. до н.э., ей было около 20 лет. Сократу тогда тоже было около 20 лет.
Несколько лет спустя Аспазия привязалась к Периклу, который в то время был ведущим политиком в Афинах – и уже вдвое старше ее. Но ученик Аристотеля, Клеарх, отмечает, что “до того, как Аспасия стала спутницей Перикла, она была с Сократом”. Это согласуется с другими доказательствами того, что Сократ был частью окружения Перикла в молодости. Он, несомненно, познакомился бы с Аспазией в той обстановке.
Рис_3. Сократ, Перикл, Алкивиад, Аспазия на дебатах.
Учитывая, что в молодости он был частью этой привилегированной элиты, что побудило Сократа обратиться к бытию ума, сторониться материального успеха и переориентировать философское
Аспазия была умной и самой влиятельной женщиной своего времени. Спутница Перикла около 15 лет, она была широко оклеветана и оскорблена комическими драматургами, таблоидными журналистами того времени, за свое влияние на него. Часть круга мыслителей, художников и политиков Перикла, она изображается Платоном, Ксенофоном и другими как почитаемый наставник красноречия, а также как сводница и брачный советник.
В диалоге Платона Menexenus она описывается как обучала Сократа давать похоронную речь, так же, как она якобы когда-то обучила Перикла. Другими словами, она была известна своим мастерством говорить и, подобно “Диотиме”, в частности, говорить о любви.
Сократ влюблен?
Да. Могли ли Сократ и Аспазия влюбиться друг в друга, когда впервые встретились и общались двадцатилетними? Тот факт, что Платон наделил Аспазию значительным интеллектуальным авторитетом над Сократом, встревожил поколения ученых, которые в значительной степени отвергали вариант Менексена как пародию ораторского искуства.
Между тем, они были счастливы считать Аспазию владельцем борделя и проституткой на основании цитат из комических поэтов того времени. В лучшем случае ученые подняли Аспазию до статуса гетеры – куртизанки. Впрочем, этот термин не раз давался ей в древних источниках.
Если принять доказательства того, что Аспазия была, как и “Диотима”, авторитетным наставником красноречия и экспертом по вопросам любви, а не обычной проституткой или даже влиятельной куртизанкой, возникает поразительная возможность. Понятия, приписываемые на симпозиуме “Диотиме”, занимают центральное место в философии, а также того образа жизни, которого должен был придерживаться Сократ.
Рис_4. Сократ.
Учение, вложенное в уста “Диотимы” учит, что материальный мир можно и нужно отложить в сторону в пользу высших идеалов; что воспитание души, а не ублажение тела, есть высочайшая обязанность любви; и, что частность должна быть подчинена общности, временное постоянному, а материальное идеальному.
Эти идеи могут быть признаны лежащими в основе западной философской традиции. Если это так, то определение вымышленной “Диотимы” как реальной Аспазии подводит к исторически сенсационному выводу. Оглядываясь назад, можно сказать, что эта идентификация настолько очевидна, что отказ ясно увидеть это до сих пор, возможно, следует приписать сознательным или бессознательным предрассудкам в отношении статуса и интеллектуальных способностей женщин.
Настало время вернуть прекрасной, динамичной и умной Аспазии ее истинный статус одного из основателей европейской философии.
Автор: vin2809