На прошлой неделе произошло два достаточно важных события для частной космонавтики. Прежде всего, два пилота Virgin Galactic могут сверлить дырки в своих костюмах под значки астронавтов — поднявшийся 13 декабря до 82,7 км SpaceShipTwo оказался выше линии 50 миль, которая определяет астронавтов по американским критериям. А Rocket Lab сумели отправить в полет Electron всего через месяц после предыдущего пуска, что подтверждает осуществимость их планов запускать свои ракеты часто.
Старт ракеты-носителя Electron, фото Brady Kenniston
Полет SpaceShipTwo
13 декабря состоялись очередные испытания суборбитального туристического космоплана SpaceShipTwo. Это был уже пятнадцатый полет второго аппарата в серии (первый потерпел катастрофу в 2014). Четыре полета были проведены в 2016 без отсоединения SS2 от самолета-носителя. Затем 7 испытаний были планирующими без включения ракетного двигателя. И в 2018 провели 4 полета с включением двигателя и постепенным увеличением максимальной достигнутой высоты: 25,7 км в апреле, 34,9 в мае, 52 км в июле и 82,7 сейчас. Теперь перед Virgin Galactic остается всего один шаг — полет на полную длительность работы двигателя и подъем выше 100 км. Аппарат не выйдет на орбиту, но подарит пассажирам несколько минут настоящей невесомости с возможностью сделать селфи на фоне примерно такого вида из иллюминатора.
SpaceShipTwo пилотировали два человека, Фредерик Стеркоу и Марк Стуки. Стеркоу — опытный астронавт и пилот, налетал больше 6 тысяч часов на 60 типах самолетов и совершил четыре полета в космос на Спейс Шаттле. Стуки раньше в космосе не бывал, но налетал больше 9 тысяч часов на почти двух сотнях типов самолетов. Теперь они оба по праву получают «крылышки» коммерческих астронавтов, став третьим и четвертым в списке. Первые два места принадлежат Майку Мелвиллу и Брайану Бинни, которые пилотировали суборбитальный космоплан SpaceShipOne в 2004 году. Напомню, тогда SpaceShipOne выиграл Ansari X Prize, дважды в течение двух недель запустив пилотируемый корабль выше 100 км. То, что сейчас SpaceShipTwo не долетел до 100 км, в данном случае неважно, потому что по американским правилам астронавтом считается человек, поднявшийся выше 50 миль, а 82,7 км в милях это 51,4. Успешные испытания уже породили волну поздравлений, потому что для США это первый пилотируемый полет со своей территории после прекращения эксплуатации шаттлов. Virgin Galactic поздравили и вице-президент США Майк Пенс, и глава NASA Джим Бранденстайн. Есть легкая ирония в том, что суборбитальные аппараты обгоняют космические — первая мягкая посадка многоразовой первой ступени ракеты, которая поднимается выше 100 км — это New Shepard, а не Falcon 9, а сейчас Virgin Galactic формально начали производить астронавтов раньше Boeing и SpaceX.
Изображение Virgin Galactic
Радость настолько велика, что Ричард Брэнсон в своей речи предпочел «забыть» SpaceShipOne и назвал этот полет «первым в истории случаем, когда пилотируемый корабль, построенный для коммерческой перевозки пассажиров, достиг космоса». Это, увы, некорректно — SpaceShipOne мог поднять в космос одного пилота и двух пассажиров, и, если бы не желание миллиардера Пола Аллена передать его в музей, первые космические туристы могли бы отправиться в суборбитальный полет еще в далеком 2004.
Изображение Virgin Galactic
Любопытно, что SpaceShipTwo начал брать на борт научные грузы. На New Shepard попутные нагрузки возят уже давно, а вот для SpaceShipTwo этот опыт стал первым. К сожалению, конкретная задача груза не раскрывается, но, судя по общему описанию, это инженерный тестовый стенд.
Незадолго до посадки SS2 выполнил бочку, символический жест, аналогичный кругу почета у спортсменов.
По словам главы Virgin Galactic Ричарда Брэнсона, следующий полет может состояться уже где-то через месяц. В идеале до начала коммерческой эксплуатации потребуется еще всего три испытания. SpaceShipTwo пока что вырвался вперед в суборбитальной гонке — Blue Origin планировали начать пилотируемые полеты в 2018, но, по последним новостям, планы съехали на 2019. Интересно, что соревнуются очень разные технические системы. SpaceShipTwo — это крылатый аппарат, который поднимается в воздух на самолете-носителе, разгоняется на гибридном ракетном двигателе (топливо твердое, окислитель жидкий), на всем протяжении полета управляется человеком, возвращаясь, тормозит поворотом хвостовых балок, превращающих аппарат в подобие бадминтонного волана, и совершает посадку по-самолетному. New Shepard же представляет собой сочетание ракетной ступени и обитаемой капсулы, стартует с наземного стартового сооружения, использует жидкостный ракетный двигатель на кислороде и водороде, управляется автоматикой и приземляется по отдельности — ракета на двигателях, капсула на парашютах с двигателями мягкой посадки.
На официальном канале Virgin Galactic видео пока не выложили, так что смотрим компиляцию из твиттера.
Electron
А в воскресенье состоялся уже четвертый пуск сверхлегкой ракеты-носителя Electron. После длительных мытарств с «Пора заняться бизнесом» новая ракета улетела всего лишь со второй попытки. Первое стартовое окно открылось 13 декабря, но пуск перенесли из-за погоды. Метеорологический прогноз обещал, что в следующие пару дней будет только хуже, поэтому вторую попытку перенесли сразу на 16. В этот раз проблем никаких не возникло — ракета стартовала, освещенная солнцем, и успешно вывела на орбиту 13 кубсатов по программе NASA ELaNa.
Фото Trevor Mahlmann
Rocket Lab сохраняет традицию ироничных названий своих ракет. После «Это тест», «Все еще тестируем» и «Пора заняться бизнесом» в космос отправилась «Это за Пикеринга». Сэр Уильям Пикеринг родился в Новой Зеландии, руководил группой, создавшей Explorer 1, первый американский спутник, и возглавлял Лабораторию реактивного движения NASA.
Спутники ELaNa-19
ELaNa — Educational Launch of Nanosatellites («Образовательные пуски наноспутников») — программа NASA по выведению на орбиту наноспутников в образовательных целях. У Роскосмоса, кстати, есть аналогичная — студенческие спутники он готов запускать бесплатно. В рамках ELaNa на орбиту отправились уже более полусотни спутников, главным образом от вузов. Любопытно, что на сайте NASA в девятнадцатой миссии указаны 10 спутников, а в полет отправились 13, но для наноспутниковой мелочи это нормально. Главное, чтобы не просочились нелегальные аппараты (весной уже был прецедент). Известна общая масса полезной нагрузки — 78 кг. А самыми интересными являются CubeSail (два кубсата развернут между собой солнечный парус длиной 250 м) и RSat-P (прототип спутника-ремонтника с двумя распечатанными на 3D-принтере манипуляторами). Как и в предыдущих миссиях, спутники выведены на круговую полярную орбиту высотой 500 км.
RSat-P, изображение US Naval Academy
В твиттере Rocket Lab показали фото отделения третьей ступени (или разгонного блока) «Кюри», которая включается в верхней точке траектории на высоте 500 км и превращает орбиту в круговую.
Изображение Rocket Lab
Вообще, судя по ролику, открывающему трансляцию, Rocket Lab в изобилии ставит камеры и на ракету, и на разгонные блоки, думаю, они нас еще порадуют красивыми кадрами.
Видео трансляции.
На 2019 год запланировано целых 11 пусков Electron, так что будет любопытно посмотреть, получится ли у Rocket Lab реализовать эти амбициозные планы.
Автор: Филипп Терехов