Недавний испытательный суборбитальный полет ракеты частной китайской космической компании OneSpace обнаружил до этого незаметный тренд — в Китае есть космические частники, и они весьма активно развиваются. Уже в ближайшие годы мы увидим новую космическую гонку частных компаний США и Китая. А что нам известно о китайских частниках?
Фото Wan Nan/Chongqing Daily/VCG
Достаточно распространено ошибочное мнение, что космонавтика в Китае только государственная. На самом деле еще в 2014 году правительство официально разрешило частным компаниям разрабатывать ракеты-носители для запуска спутников. И к сегодняшнему дню уже несколько компаний могут показать свои достижения.
ExPace
Еще недавно первой частной компанией называли ExPace (ExPace Technology Corporation), основанную в феврале 2016 года. Но ставшие известными сейчас частники указывают на своих сайтах более ранние даты, так что вопрос, кто был действительно первым, еще ждет своего исследователя. К тому же у ExPace есть особенность, которая не позволяет считать ее по-настоящему основанной с нуля — она была выделена (и является дочерней) из государственной China Aerospace Science and Industry Corporation (CASIC). В результате получился парадокс — компания, основанная в 2016 году, занимается ракетой-носителем «Куайчжоу» («быстрая лодка»), впервые полетевшей в 2013 году.
Старт РН «Куайчжоу», фото News.cn
Ракета-носитель уже успела стартовать три раза, в 2013, 2014 и 2017 годах. В версиях KZ-1 и KZ-1A она может вывести на орбиту ~200-500 кг. На 2018 год запланирован пуск более тяжелой версии KZ-11, которая сможет поднять полторы тонны на низкую орбиту.
OneSpace
Компания OneSpace была основана с нуля, но при поддержке Государственного управления оборонной науки, техники и промышленности. 16 мая они успешно запустили технологический демонстратор OS-X0, который сумел подняться на 39 км.
Одноступенчатая ракета имеет массу 7200 кг, высоту 9 метров и использует твердотопливный двигатель. По информации с официального сайта для выведения полезной нагрузки планируется создать ракету-носитель OS-M, которая сможет доставить до 205 кг на низкую орбиту высотой 300 км или до 143 кг на солнечно-синхронную орбиту.
Ракета-носитель OS-M, рисунок с официального сайта
OneSpace — очень молодая компания, созданная в августе 2015. Тем не менее, у них уже есть центральный офис в Пекине, производственная и исследовательская база в городе Чунцин и испытательный полигон в провинции Цзянси. Также они пишут, что собрали 100 миллионов юаней (~$15 млн.) в 2016 и 200 миллионов юаней (~$30 млн.) в 2018. О скорости развития компании говорит тот факт, что первый твердотопливный двигатель они испытали в 2017, а жидкостной — в этом году.
LandSpace
Эта компания была основана в 2015 году университетом Цинхуа, регулярно занимающим первое место в рейтинге китайских вузов. В 2017 LandSpace заключила контракт на выведение полезной нагрузки с датской компанией, а в апреле этого года на первом симпозиуме китайской частной космонавтики анонсировала кислородно-метановый двигатель TQ-2 тягой 70 тонн и ракету ZQ-2 на его базе. Как ожидается, ZQ-2 сможет вывести на низкую орбиту 3,6 тонны, а на солнечно-синхронную 1,5 тонны, что сделает ее на порядок (примерно в 10 раз) более грузоподъемной, чем американская/новозеландская РН Electron.
Двигатель TQ-2
Можно найти более старые планы создания ракеты LandSpace-1 с ожидаемой датой первого пуска в 2018, но, похоже, они уже не актуальны.
LinkSpace
LinkSpace, основанная в 2014 году, подыгрывает стереотипам о копирующих чужие технологии китайцах, потому что прямо вдохновляется конструкциями SpaceX. На самом деле их ракета не является копией, потому что сильно отличается по размеру и будет использовать двигатели, систему управления и прочее собственной конструкции. Хотя в своих новых рендерах они воспроизвели не только технические решения в виде посадочных опор и решетчатых рулей, но даже изменения окраски Falcon 9 Block 5.
Источник: твиттер компании
Ракета New Line 1, как ожидается, сможет вывести на солнечно-синхронную орбиту ~200 кг и по этому параметру будет прямым конкурентом РН Electron.
Сейчас LinkSpace испытывает тестовые стенды вертикального взлета и посадки и обещает показать полет многоразовой ракеты (скорее всего суборбитальный) уже в этом году.
Заключение
Китай уже давно наглядно опроверг стереотипы о неграмотных рабочих, вручную за копейки делающих копии западных товаров — в сфере высокотехнологичной потребительской электроники во многих областях он уже является лидером, причем с собственными, уникальными разработками. Бытовая техника Xiaomi не имеет аналогов по соотношению цена/качество, дроны DJI являются эталоном отрасли (и, напоминаю, западная GoPro не смогла войти на этот рынок со своим дроном KARMA), электросамокаты, моноколеса и прочий персональный электротранспорт китайских фирм тоже является лучшим в мире. Так что на месте западных частных космических компаний я бы стал серьезно беспокоиться — скорость создания новой техники в Китае говорит о том, что уже в ближайшие годы китайские частные космические компании станут очень серьезным конкурентом.
Автор: Филипп Терехов