Майкл Берриман — человек с ярко выраженным проявлением симптомов редкого генетического заболевания
В статье речь идет о лечении не одного человека (хотя еще не родившегося), а сразу о трех. Все три плода — носители генетического заболевания, которое затрагивает процесс развития у людей кожи, волос, ногтей, дыхательных путей и зубов. Проявление болезни приводит к тяжелым последствиям, лечить которые не представляется возможным. Характерным примером человека с этим заболеванием является актер Майкл Берриман.
Но это если говорить о лечении уже сформировавшихся людей — детей или взрослых. Что касается плода, находящегося в утробе матери, здесь ситуация несколько иная. Специалисты из Университета Хельсинки смогли скорректировать направление развития будущих малышей, испробовав экспериментальное лечение. Само заболевание носит название гипогидротическая (ангидротическая) эктодермальная дисплазия.
У большинства пациентов с таким диагнозом нет волос на теле, слезные протоки плохо развиты, так что глаза необходимо защищать при помощи специальных средств, у них не хватает зубов, бывают проблемы с дыханием. Но хуже всего то, что у людей с дисплазией гораздо меньше потовых желез, чем у обычного человека, да и работают они хуже. В результате человек с дисплазией очень плохо переносит жаркий климат — перегреться пациент с таким диагнозом может очень быстро.
Чаще всего заболевание появляется из-за мутации, которая нарушает функционирование гена EDA (кодирующий белок эктодисплазин-А). На ранних этапах развития эмбриона развитие идет не так, как обычно, в результате чего и появляются отклонения, указанные выше.
Пятнадцать лет назад группа ученых обнаружила, что генетическую мутацию можно исправить. Для этого необходимо ввести в организм плода созданный в лаборатории белок, который будет выполнять роль недостающего звена, кодирующего белка, который просто не вырабатывается. Изначально этот способ был опробован на животных, и все сработало, как нужно. «Курс лечения» прошли собаки и мыши, родившиеся затем вполне здоровыми. Но почему-то в ходе раннего этапа клинических испытаний на людях этот способ оказался бесполезным.
Оказалось, что потовые железы формируются между 20-й и 30-й неделями беременности. Для того, чтобы дать возможность всем компонентам желез и другим органам нормально развиваться, белок нужно ввести в организм гораздо раньше.
Немецкие врачи получили от регуляторов разрешение провести клинические испытания с добровольцем — 38-летней беременной женщиной, чьему будущему ребенку был поставлен однозначный диагноз — дисплазия. Представители ее семьи часто рождались с этим диагнозом, причем младший сын женщины также родился с эктодермальной дисплазией. С очень высокой степенью вероятности второй ребенок (как оказалось, она носила близнецов) тоже родился бы с этим заболеванием. Поэтому врачи приняли решение провести испытания. Близнецам был введен белок, созданный в лаборатории, из расчета 100 мг на 1 кг веса. Повторно белок ввели на 31-й неделе развития. Идея заключалась в том, что организм плода воспримет белок как «родной» и он станет использоваться при построении всех нужных клеток, тканей и органов.
Так и получилось. Спустя две недели после повторения лечения близнецы родились. Правда, они появились раньше положенного срока, врачам пришлось применить кесарево сечение (с лечением это никак не связано). Родились они здоровыми, вовсе без проявления симптомов заболевания. Скорость развития зубов и волос была нормальной.
Лечение повторили и с другой беременной женщиной, которая носила одного ребенка. Правда, белка, произведенного в лаборатории, было немного, это непростой процесс. Поэтому плоду ввели белок лишь один раз. Он родился с меньшим количеством потовых желез, чем у других детей, но в целом, его состояние было гораздо лучшим, чем у младенцев с эктодермальной дисплазией.
Сейчас специалисты наблюдают за детьми обеих женщин, насколько можно судить, развитие происходит нормальными темпами.
Автор: Максим Агаджанов