На днях по СМИ прошла любопытная новость — российская частная космическая компания собирается строить завод под Воронежем. В некоторых источниках назывались интересные цифры и несколько неожиданные факты, и, поскольку компанией оказалась “НСТР Космические Системы”, с сотрудниками которой мы уже беседовали, я решил задать несколько дополнительных вопросов.
Почему именно Воронеж? Какие альтернативы рассматривались и почему были отвергнуты?
Кроме Воронежа мы рассмотрели множество вариантов размещения в нескольких регионах Центральной России, в частности в Московской и Калужской областях.
По итогам пришло понимание неоспоримых преимуществ Воронежской области: кадры (в регионе есть предприятия аэрокосмической отрасли), профильные университеты (на данный момент мы активно контактируем с ректоратом ВГТУ), низкая стоимость входа в Воронежскую область. Администрация проявила понимание и поддержала цели нашей компании. Был виден опыт работы с другими инвестиционными проектами и профессионализм областных и местных властей. Почему именно Каширский район? Удачное расположение, доступность для будущих сотрудников, наличие необходимой инфраструктуры. Администрация также заинтересована в развитии своего района. Все это явилось решающим фактором в принятии такого решения.
Если верно, что площадка находится в 8 км от города, то нужна вторая под космодром. Где она будет расположена?
До запуска метеоракеты, а тем более космической, нам надо еще пройти большой путь. Завод, испытательный стенд и офис уже проектируются и скоро начнут строиться, но первоначально здесь будут разрабатываться экспериментальные ЖРД, тут же они будут испытываться, и только после успешных испытаний мы перейдем к созданию метеоракеты. Затем — к созданию сверхлегкой ракеты-носителя космического назначения. Этот путь займет несколько лет и будет включать и получение лицензии на космическую деятельность, и расширение коллектива. На первом этапе нашей работы мы столкнулись с тем, что, к сожалению, на арендованных площадях совершенно невозможно полноценно работать — приходится с самого начала приобретать территорию и строить собственные помещения. Помещение начнет функционировать как серийный завод далеко не завтра. И пуски состоятся тоже не завтра.
По поводу площадок для метеоракет. Мы не хотели бы разглашать подробности, но мы проводили переговоры по использованию существующих в России площадок для запусков метеорологических ракет. Мы рассчитываем запускать с них, согласно предварительным договоренностям. Там малонаселенная местность, и уже выделены зоны падения.
Что планируется делать с полями падения?
Что касается ракет-носителей, то в идеале мы хотели бы построить собственную стартовую площадку на космодроме «Восточный». Мы обращались с такой просьбой к заместителю председателя правительства РФ Дмитрию Рогозину. Она была передана в управление средств выведения, наземной космической инфраструктуры и кооперационных связей Роскосмоса. Сейчас мы готовим инженерную записку «Наземная инфраструктура для обеспечения запуска ракет-носителей сверхлегкого класса». Как
только она будет готова, передадим ее в Федеральное космическое агентство, чтобы там по крайней мере понимали наши будущие потребности.
Естественно, высотные пуски не будут проводиться на густонаселенной территории Воронежской области.
Какие меры безопасности прорабатываются для ракет?
Компания очень тщательно подходит к безопасности всех этапов наших работ. Ракетная техника не терпит халатного отношения. Менеджмент компании постоянно настаивает на соблюдении техники безопасности даже в ущерб срокам и необходимости дополнительного финансирования. Так, большинство огневых стендовых испытаний нашего первого ЖРД было проведено в бронекамере. С постройкой собственного испытательного стенда мы выведем безопасность на новый уровень.
Есть ли какая-то открытая информация об инвесторах? Верны ли цифры стоимости проекта в 500 миллионов рублей и названные величины инвестиций?
На данный момент большую часть работ финансирует ООО «Авенир» и лично инвестор Борис Жилин. Мы оцениваем общие инвестиции в ракетный проект на уровне 500 миллионов рублей, но финансирование работ по космическому носителю не планируется осуществлять только за счет инвесторов, и фраза в СМИ о готовности инвестора вложить полную сумму неверна. Мы рассчитываем на поэтапное развитие нашего производства. Возможно, сможем рефинансировать прибыль от наших телескопов и метеоракет, привлечь дополнительные инвестиции, осуществить предпродажи будущих пусков.
Стоимость создания сверхлегкой РН с полезной нагрузкой до 10 кг на низкую околоземную орбиту большинством известных мне экспертов оценивается в 1–3 миллиарда рублей, а пессимистами — в 5 миллиардов. Поэтому наша цель (уложиться в 500 миллионов) выглядит очень амбициозной.
Есть ли заказчики на суборбитальные пуски? Каковы примерные цены запусков, и как они соотносятся с конкурентами?
Уверен, если мы добьемся успехов как производитель и оператор пусков метеоракет, то проблем с дальнейшим финансированием не возникнет. Предполагаемую цену метеоракеты мы не хотели бы пока озвучивать, но рассчитываем, что она будет конкурентоспособной на фоне российских аналогов, и при этом наша ракета будет обеспечивать меньшие перегрузки на старте по сравнению с ракетами на твердом топливе, а это важно для научной аппаратуры. По результатам предварительных переговоров интерес к метеоракетам есть и у частных заказчиков, и у госструктур.
Для космической РН мы планируем уложиться в цену до 100 000 долларов за 1 кг на низкую околоземную орбиту.
Обращались ли вы за финансированием к государству, и, если да, каковы результаты?
Мы пока к государству за финансированием не обращались, а вот представители госструктур обсуждали с нами возможные инвестиции и сотрудничество. Дополнительные деньги подстраховали бы нас и помогли бы существенно ускорить реализацию проекта. Но пока переговоры идут, мы не можем разглашать подробности.
Почему роботизированный телескоп будет солнечным, кто будет его клиентами? Планируется ли постройка звездного телескопа?
На первом этапе проекта AstroNYX мы хотим построить два роботизированных телескопа. Сначала мы вводим в эксплуатацию звездный телескоп.На сегодняшний день работы по возведению телескопной вышки в Курской области полностью закончены и мы приступили к его монтажу. Скоро выйдет закрытая версия ПО для 20 пользователей. Мы решили, что будем делать качественный продукт и делать его самостоятельно. Разработка была сложной и долгой, но мы вышли абсолютно на другой уровень от изначально предполагаемого. Все это позволяет нам уверенно говорить, что проект AstroNYX сделает далекий космос близким для каждого.
Что же касается солнечного телескопа, то он нужен для расширения возможностей нашего мобильного приложения AstroNYX. Он будет располагаться на территории нашего завода, который будет построен под Воронежем.
Не лучше ли было бы вынести обсерваторию в более подходящее место с лучшим астроклиматом?
Почему Курская и Воронежская области? Курская область близка к нам территориально, и наш астроном выбрал оптимальное место для телескопа в Центральном федеральном округе именно там, в достаточно удаленном от источников светового загрязнения районе. Под Воронежем расположится солнечный телескоп, для которого засветка не критична, у нас там земля, которую будем использовать максимально эффективно.
Мы планируем, что установленное оборудование будет использоваться в коммерческих целях, но, естественно, рассматриваем возможность размещения в более подходящих территориально с точки зрения наблюдений регионах. Скажем так: это тестовое оборудование с прицелом на дальнейшее использование.
Расскажите, пожалуйста, подробнее про архитектуру вашего завода, она несколько необычна. Кто архитектор, используются ли какие-то новые материалы и технологии, не дешевле ли было построить минималистичную коробку?
Необычна — да, но и в целом наше предприятие и сфера интересов не совсем тривиальны. В начале мы хотели обойтись добротными стандартными вариантами, но специалист нашей компании Александр Жигалов предложил идею купольного строительства. Начали оценивать вариант и оказалось, что это не только красиво и необычно, но и экономически эффективно как при возведении, так и при дальнейшей эксплуатации. Отличная идея!
Есть ли какие-то изменения в команде с нашего прошлого интервью?
На данный момент всего в космические проекты группы компаний НСТР привлечено 15 человек. На сегодняшний день мы активно проводим собеседования с потенциальными кандидатами, и в ближайшее время нас ждет расширение штата. После объявления о строительстве завода к нам пришло большое количество резюме от специалистов, в том числе из города Воронеж.
Самое важное из того, что успели сделать? Самое неприятное из того, что пока не получается?
Сделать удалось действительно многое! Сама договоренность о строительстве завода — уже большое достижение для небольшой компании. Мы стараемся не давать невыполнимых обещаний — просто продолжаем делать свою работу. Шаг за шагом. Неприятное? Мы немного выбились из графика, переоценили наши возможности, но это не критично. Будем продолжать!
Можно ли будет надеяться на пиар уровня XXI века? Онлайн-трансляции испытаний двигателей и пусков?
Да, действительно мы всерьез относимся к новейшим тенденциям нашего времени, и мы работаем над этим. Вместе с тем все-таки вдохновляемся опытом американской компании Blue Origin, которая чуть ли не 15 лет своего существования почти ничего не сообщала о своей работе, пока наконец не продемонстрировала великолепный отлаженный суборбитальный корабль для туристов. Это идеал, к которому мы стремимся, ведь существует очень много стартапов с великолепным пиаром и отсутствием технических и экономических достижений. К сожалению, пока все выходит не идеальным образом относительно нашей работы с медиа. Надеюсь на понимание, для нас это не приоритетная задача. Но в будущем мы планируем шире и профессиональнее освещать нашу работу.
Выражаю благодарность сотрудникам компании “НСТР Ракетные Технологии” и лично директору Виктору Черникову за интересную беседу.
Автор: Филипп Терехов