С 8:30 до 9:30 в пятницу сердитых пассажиров крайнего эскалатора на станции Холборн лондонского метрополитена заставляли становится в оба ряда
Люди, которые идут по эскалатору в левом ряду, экономят несколько секунд. Но эксперты давно выяснили, что это далеко не оптимальная загрузка эскалатора. Его пропускная способность кардинально увеличивается, если все пассажиры будут стоять в два ряда.
Согласно исследованию Университета Гринвича от 2011 года, примерно 75% пассажиров стоят на эскалаторе в правом ряду, а 25% идут слева. Уже из этих цифр понятен нонсенс такого поведения. В метро Токио и Гонконга давно это поняли и годами приучают пассажиров стоять в два ряда. Сотрудники лондонского метро в 2016 году провели шестимесячный эксперимент на реальных пассажирах одной из самых загруженных станции Холборн, заставив их изменить такое вредное поведение, из-за которого возникает толчея на входе на эскалатор, замедляется перевозка людей и ухудшается безопасность в метро.
Для лондонского метро проблема очень актуальна. Открытое в 1863 году, сейчас оно разрослось до 270 станций и перевозит миллионы пассажиров в день. 4 декабря 2016 года был поставлен рекорд: 4 821 000 пассажиров за один день. Годовой пассажиропоток превышает 1,3 миллиарда человек. В Европе по этому показателю лондонский метрополитен уступает только Москве и Парижу, так что работникам московского метро следует внимательно присмотреться к этому исследованию английских коллег.
Идея изменить обычное поведение пассажиров метров пришло одному из английских специалистов после путешествия в Гонконг. Там он обратил внимание, что все люди спокойно становятся на эскалаторе в метро в два ряда — и как будто пассажиропоток кажется более эффективным. Специалист сообщил о своём наблюдении коллегам — и те приняли решение проверить его.
Сначала была создана компьютерная симуляция для станции Грин Парк (в открытых базах есть модели пассажиропотока на разных видах транспорта). Она показала, что подъём по эскалатору пешком занимает 26 секунд, подъём стоя в правом ряду — 40 секунд, а 40% пассажиров предпочитают идти в левом ряду. При этом левая сторона пропускает максимум 70% от пассажиров, которые стоят на правой стороне, потому что каждый стоящий занимает в среднем две ступеньки, а каждый идущий — четыре.
Затем запустили симуляцию двух разных сценариев. В первом сценарии была описана «реальная ситуация», когда 60% стоят на эскалаторе, а 40% идут. А во втором сценарии оба ряда эскалатора были заняты стоящими пассажирами. Выяснилось, что в первом случае время ожидания и подъёма для стоящих и идущих пассажиров занимает 138 и 46 секунд, соответственно. А во втором случае — 59 секунд для всех. То есть для 60% пассажиров время подъёма сокращается на 79 секунд, а для 40% пассажиров — увеличивается на 13 секунд. Средняя очередь перед эскалатором сокращается с 73 до 24 человек.
То есть однозначно выходит, что перемещение по эскалатору стоя с двух сторон выгодно — среднее время подъёма значительно уменьшается. Те, кто раньше ходили, теряют всего 13 секунд, но оказывают огромную услугу остальным пассажирам, если будут стоять. Значительно уменьшается очередь перед эскалатором, что уменьшает давку, улучшает безопасность, повышает комфорт пассажиров (не нужно толпиться в очереди) и увеличивает пропускную способность эскалатора.
На станции Холборн в лондонском метрополитене в 2015 году провели трёхнедельный эксперимент, а в 2016 году — шестимесячный эксперимент, который подтвердил предположения. Во время эксперимента один из семи эскалаторов принудительно сделали двухрядным.
Сравнение однорядного трафика на разных станциях показало, что пассажиры в правом ряду стоят на каждой второй ступеньке, а пассажиры в левом ряду идут по каждой четвёртой, из-за чего место на эскалаторе используется нерационально.
При этом на длинных эскалаторах, как на станции Холборн, гораздо меньшее количество пассажиров предпочитают идти в левом ряду. Здесь эскалатор имеет длину 23 м 41 см, так что слева мало кто идёт, а некоторые вообще стоят, создавая пробки.
Специалисты понимают, что изменение общепринятых правил вызовет недовольство пассажиров. Собственно, эксперимент на станции Холборн уже подтвердил это. Люди привыкли к неоптимальному поведению — стоять справа и оставлять пустую полосу слева для тех, кто спешит. Это традиция. Тех, кто блокирует путь слева, даже иногда подвергают обструкции, им делают замечания и пристыживают. «Пассажирам просто не нравится, чтобы эти вещи менялись, — говорит Селия Харрисон (Celia Harrison), аналитик по стратегии пассажиропотоков государственной транспортной организации Transport for London и один из ключевых экспертов, который продвигает «еретическое» изменение нормы передвижения на эскалаторах. — Я много лет работала на станциях. И я знаю: что бы мы ни делали, люди чувствуют дискомфорт, когда мы мешаем стандартной рутине».
Эксперимент на станции Холборн полностью подтвердил результаты симуляции: пассажиропоток на двухрядном эскалаторе был значительно выше. В часы эксперимента эскалатор перевозил в час 16 220 пассажиров вместо стандартных 12 745. Тем не менее, люди восприняли в штыки сотрудников, которые руководили трафиком. За первые три недели как только его не называли эксперимент: «ужасным», «сумасшедшим», «идиотским», «смешным» и «очень плохой идеей». 18 человек назвали его «глупым». Сотрудник, который организовал движение по эскалатору на Холборн, говорит, что один из пассажиров даже показал ему средний палец.
Ничего не поделать, привычки людей иногда сильнее, чем здравый смысл. Но опыт Гонконга и Токио показывает, что пассажиров всё-таки можно приучить к правильному поведению, хотя на изменение привычек уйдёт много времени.
Автор: alizar