Полуправда – это правда для непосвященных. Ю.М. Нагибин
К чему это я и о чем речь? Я люблю читать мемуары, в последние годы, чаще всего, на космическую тему. После некоторого количества прочтенных книг, накапливается достаточно информации, чтобы увидеть одни и те же события глазами разных людей. И тут вдруг обнаруживаются не только интересные дополнительные детали, но и факты из одних мемуаров противоречащие фактам в других мемуарах, и часто официальным публикациям в советских СМИ. Либо факты, которые сильно искажены современными СМИ. Например в известной книге Бориса Чертока «Ракеты и люди», также встречается такой текст, который вызывает вопросы при сравнении с другими мемуарами. Читая недавно книгу американского писателя «Infinity Beckoned: Adventuring Through the Inner Solar System, 1969–1989» я обнаружил ряд «неточностей», которые никак не отражались на качестве книги, и были курьезами с точки зрения русского человека, т.к. оказались ошибками перевода с русского на английский, а одну яркую мне удалось проследить до книги другого американского автора, который сделал ошибочный перевод с русского.
/**
Это только кат. Здесь не заканчивается длинное вступление, которое-не-планировалось.
Осторожно - много букв.
*/
Кто ошибся, кто процитировал — не суть важно. Авторы доверяют книгам других авторов, сообщениям СМИ того времени, памяти участников событий и часто не могут проверить достоверность изложенных фактов. Борис Черток включал в свою книгу воспоминания коллег и цитаты из их книг и, например, о «Венерах» дословно скопирован дословный фрагмент текста из книги О.Г. Ивановского «Старт завтра в 9» т.к. сам Черток в этих событиях не участвовал.
Тем не менее воспоминания реальных участников событий, подкрепленные документами, фото- и кино- материалами являются ценными и, часто единственными, воспоминаниями о каких-то «незначительных» в исторических масштабах событиях, но не менее интересных для любителей истории. Здесь я позволю еще одну ремарку — не стоит слепо доверять советским кинохроникам и фотографиям советского времени. Что продемонстрирую на фото из мемуаров:
Никакого отношению к лунному центру управления в Симферополе это фото не имеет — это легко проверить, найдя фото и видео с других ракурсов, что агрегат сзади — приемная барокамера института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского АН, куда был помещен лунный грунт, доставленный АС “Луна-16” из Моря Изобилия. После чего и было сделано памятное фото.
Секретность материалов и цензура оставила много курьезов, наверное самым известным из которых является изображение автоматической стыковки «Космос-186» и «Космос-188», срочно «нарисованное» двумя инженерами за пару часов для публикации в СМИ. А при уточнении значения астрономической единицы 18 и 26 апреля 1961 года, путем радиолокации Венеры, чиновники в СССР решили, что значительно уточненное значение астрономической единицы является государственной тайной и исказили опубликованный результат эксперимента. Над неуклюжей попыткой скрыть значение посмеялись американские астрономы:
we should congratulate our Russian colleagues on the discovery of a new planet. It surely wasn't Venus!
(Мы должны поздравить наших российских коллег с открытием новой планеты. Это точно была не Венера!)
Закрытость советских космических исследований породило массу мифов на Западе, где эта тема продолжает кормить писателей-историков. Например снимок Анатолия Зака на прошедшем прошлым летом Spacefest VII. Тема его выступления Myths and Misconceptions around the Russian Space Program.
Facebook. Фото Emily Carney
Интерес к мемуарам привел меня к случайному контакту с двумя участниками тех далеких событий, один из которых (если точно, то — она), работал с Королевым, Бабакиным и сообщил мне много интересных деталей, как работали и погибали АМС от первых «Венер» и «Марсов» и до последних Фобосов. А с вторым я общался достаточно долго, не подозревая о его биографии, только периодически удивляясь его осведомленности по малоизвестным фактам из истории советской космонавтики, когда вдруг тема разговоров касалась этого. В конце концов он сказал о своей работе в 70-е-80-е, о которой когда-то давал подписку неразглашении государственной тайны. Произошло это 12 апреля 2016 года, когда, в честь праздника, он показал несколько сохранившихся артефактов и рассказал несколько историй, тема одной из которых в заголовке этой публикации.
Прошу считать, что это просто публикация нескольких фотографий, которые никогда ранее не публиковались, и которая входе выяснения «что же на фото» несколько разрослась. Приступ графомании. Извините )
Фото можно свободно распространять. Так сказать, чтобы не пропали исторические артефакты отечественной истории. Примерно для этих же целей «цифровой археологии» была одна из моих статей.
Последующее исследование «что же я у него перефотографировал», привело к забавным находкам с которыми я вас познакомлю. Отправной точкой будет эта цитата:
Схожее фото не получило такой популярности даже в России. Хотя сделано оно было советской автоматической станцией «Зонд-7» 11 августа 1969 года. Фактически это был аппарат на основе космического корабля «Союз» и его полет к Луне входил в программу «лунной гонки». Но гонка была проиграна, поэтому, видимо, и о результатах этой работы не особо распространялись.
Zelenyikot Земля глазами астероида
Эта цитата о первой фотографии слева (КДПВ) является полуправдой. Поиск Google по фото приводит ряд копий изображения, которые в свое время издавались, как минимум в несколько тысяч копий. Возможно pnetmon найдет еще. У него хорошо это получается. )
На первой странице суперобложки: Земля, сфотографированная автоматической станцией «Зонд-7» 8 августа 1969 года с расстояния около 70 тысяч километров.
Обложка журнала «Природа», 1971, №01-12. Тираж 41000 экз.
На первой странице обложки: цветная фотография Земли; на четвертой странице обложки: цветная фотография лунной поверхности. Снимки сделаны «Зондом-7» из космоса. См. статью В. Д. Большакова и Н. П. Лавровой «Цветная съемка Луны и Земли из космоса») стр. 66.
Первый сеанс фотографирования Земли был выполнен 8 августа 1969 г. в 8 час. 52 мин., когда станция находилась на расстоянии примерно 70 000 км от нашей планеты. Станция была при этом сориентирована таким образом, что оптическая ось аппарата оказалась направленной на центр Земли. На цветном снимка Земли, отличающемся богатой цветовой гаммой, от светло-голубого до темно-коричневого (см. 1 стр. обложки журнала), хорошо видны моря Средиземное, Черное, Каспийское с заливом Кара-Богаз-Гол, Азовское, озера Балхаш, Иссык-Куль, Байкал. Отчетливо выделяются горные хребты Памира и Тянь-Шаня. К востоку, просветах между облаками, просматриваются горы Алтая. За границей сплошной облачности, затянувшей весь Кавказ, видны Черное и Азовское моря и Крымский полуостров. Севернее, за грядой облаков, просматриваются очертания Ботнического залива, Карелии и Белого моря. На южной части снимка — территория Ирана и Афганистана, Ирака, Малой Азии и Аравийского полуострова. За Красным морем видны пространства Северной Африки, долина Нила почти по всему его течению и, далее,— африканские пустыни.
В момент фотографирования линия терминатора (граница дня и ночи) проходила в Атлантическом океане.
Ф. Боно. К. Гатланд ПЕРСПЕКТИВЫ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА, 1975. Тираж 7000 экз.
Сокращенный перевод с английского под редакцией Г. Л. Гродзовского
Фотография Земли, сделанная 8 августа 1969 г. с расстояния 70 000 км советской автоматической станцией «Зонд-7». В центре снимка — среднеазиатские территории Советского Союза. Южнее — не закрытые облаками пространства юго-западной Азии и северо-восточной Африки. В левой части снимка хорошо видны восточная часть Средиземного моря с островами Кипр и Крит, Эгейское море. За Пиренейским полуостровом начинается не освещенная солнцем ночная часть земной поверхности
Cильно подозреваю, что эта фото не попала в советский перевод из английского оригинала т.к. оригинал был издан во время полета «Зонда» — Frontiers of Space (The Pocket encyclopaedia of spaceflight in colour) Hardcover – London, August, 1969 by Phil Bono, Kenneth W. Gatland.
А почтовая марка же явно самый массовый пример.
А также:
ОСВОЕНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В СССР
Официальные сообщения ТАСС и материалы центральной печати октябрь 1967 – 1970 гг.
Москва, 1971 Тираж 4800
«Правда», 22 августа 1969 г. ТАСС: АВТОМАТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ «ЗОНД-7» ФОТОГРАФИРУЕТ ЛУНУ И ЗЕМЛЮ
Варваров Николай Александрович
СЕДЬМОЙ КОНТИНЕНТ
М., «Московский рабочий», 1973
МЕТЕОЦЕНТР НА ЛУНЕ.
К слову на обложку этой книги попал другой снимок Зонда, оригинал которого можно увидеть в этом сборнике снимков — Земля глазами «Зондов».
Бог знает сколько еще вариантов копий могло быть напечатано — карманные календарики, журналы, газеты, но не сохранились для цифровой эпохи и нам неизвестны. Мне удалось узнать еще один случай, где скопирована это фотография. Особенностью этого случая является то, что копия сделана один раз, но её увидели тысячи человек. Это и есть секрет из заголовка статьи, о котором я хотел бы рассказать и показать. Близкий к этому случаю, простой пример, предложенный поиском Google, и демонстрирующий, где могут быть найдены такие фото:
Что-то показалось? А так?
И для полной коллекции:
Мы, не будучи свидетелями событий, беремся судить предков по вторичным материалам, сохранившимся до наших дней. Не жив в той эпохе мы беремся судить, не имея полной картины мира мерами современности, абсолютно не понимая эмоции, причины и действия предков. Обращая внимание на детали, которые они не считали важными и значительными, и совершенно игнорируя важные для них вещи. Поэтому интересно спросить мнение самих участников событий, пока это возможно.
/**
Это не конец вступления, а конец лирического отступления.
*/
Я хотел поделиться такой же легкой статьей, как 22sobaki Как измеряли Луну,
lozga Тихая поступь космического будущего, с условным названием «О забытой альтернативной энергетике», где были бы фотографии уникального советского объекта. Малоизвестного, но сохранившегося почти полностью, но уже не выполняющего те функции и который мне удалось случайно посетить, а также пообщаться с пенсионером-инженером, когда-то работавшим там.
Но этот фоторассказ на неопределенный срок пришлось отложить. Т.к. 12 апреля я неожиданно получил бесценный подарок на любимую мной тему. И я переключился на неё, а фото объекта с рассказом опубликую позже, если к тому времени в комментариях ГТ с кем-нибудь не сойдусь в схватке поводу несогласия по некоторым вопросам богословия — что-то карма в последнее время подтаяла. Да и тема для некоторых может оказать «религиозно-политической». )
И так возвращаемся к теме. Зовут моего рассказчика Сергей Павлович (далее в тексте сокращу до С.П.) и когда-то он обеспечивал передачу репортажей Центрального телевидения из двух Центров дальней космической связи (ЦДКС) (НИП-10 и НИП-16 в СМИ назывались то ЦДКС, то ЦУП, то просто Центр — в зависимости от контекста, и не в коем случае не допускалась информация о их реальном местоположении). Вот пример фрагмент статьи о Луноходе в «Огоньке», где журналист сообщил несекретные сведения о реальном местоположении:
… в Центре дальней космической связи. Хотя простирающаяся до самого горизонта унылая голая степь лишь едва-едва припорошена снегом, и здесь все чаще появляются новогодние елки. Да в общем-то это и не елки, а небольшие сосны.
А о соседнем ЦУП журналисты сообщали примерно так:
Дрогнули и плавно подняли свои чаши громадные восьмиглавые приемные антенны. Тихо стало в просторных залах Центра, так что казалось, будто заговорили сине-зеленые змейки пульсирующих сигналов на многочисленных экранах, которым отдано теперь внимание операторов. Склонились над графиками и колонками цифр создатели станции, сверяя свои расчеты с данными, высвечиваемыми на специальных табло. Только легкомысленное утреннее чириканье птиц примешивалось к редким коротким сообщениям по линии громкой связи и чисто земной нотой врывалось в строгую сосредоточенность помещений Центра, где воцарился сегодня мир далекой Венеры.
Прошедшим летом это здание выглядело так (специально спланировал заехать сюда посмотреть, что там изменилось после событий, годовщину которых отмечали вчера. Внешне — появились новые антенны на территории):
Пульт светится разноцветными огнями—пробегают синие и зеленые импульсы на экранах осциллографов.
— Тик-так, тик-так,—как метроном, щелкает какой-то прибор. Медленно идет время. Ожидание. Озабоченные лица.
Тик-так, тик-так. Долго, долго идет сигнал. Ему ведь предстоит пробежать 78 миллионов километров. 4 минуты 20 секунд уйдет на это… Есть! Есть!
В зале, где сидят журналисты, длинный экран во всю стену. На нем схема входа станции в атмосферу планеты. Внизу, слева, на самом крайнем экране осциллографа пульсирует синий ромб сигнала бортового радиопередатчика. Вверху быстро меняются цифры, отсчитывающие секунды и минуты московского времени. «По уточненным данным, время входа в атмосферу—7 часов 58 минут 44 секунды,—объявляется по линии громкой связи.—Расчетное время пропадания сигнала—8 часов 02 минуты».
Ура! Сигнал есть. Как будто море улыбок разлилось по комнате. Радуются все. Поздравляют друг друга. Сигнал сильный, хороший. Он всего в пять раз слабее того, что давала направленная антенна. Сейчас синий луч осциллографа выписывает сведения, о которых веками мечтали астрономы. Радиосигналы сообщат Земле о давлении, плотности, температуре атмосферы самой загадочной планеты Солнечной системы.
А вот так на самом деле выглядел этот «соседний ЦУП», откуда управлялись советские космические аппараты — (описание со слов С.П.) фрагмент зала с рядом рабочих мест операторов вдоль стены, терминал ЭВМ (вроде бы к «Минск-22») и на стене большое цифровое табло (те самые Nixie-индикаторы, как сейчас говорят) с параметрами космического аппарата. Фото сделано после окончания работ. Потому на фото всё отключено и в кадре только сотрудник телевидения за своим пультом (видны микрофон, видеомонитор). Это единственное известное мне фото «зала Центра».
В 1975 году вошел в строй подмосковный Центр управления полетами. Осенью 1977 года новая станция «Салют-6» (ДОС № 5) уже управлялась из нового ЦУПа. С этой станции в космонавтике начался этап регулярных длительных пилотируемых полетов. Служба управления полетами была реорганизована. Вместо полупартизанского сборища, подобного казачьему войску, в составе нескольких сотен разноплеменных специалистов, выезжавших к Черному морю, была создана профессиональная служба с четкой структурой ответственности, разделением функций по станциям, кораблям и сменам.
Формирование профессиональной службы управления полетами, начатое Трегубом, с большим энтузиазмом завершил Алексей Елисеев. Ему принадлежит заслуга создания четкой структуры и схемы строгой ответственности на этапе подготовки и проведения полета. ГОГУ как временная межведомственная организация постепенно отмирала. Ее функции с 1974 года фактически выполнял руководитель полета — космонавт, представитель ЦКБЭМ, НПО «Энергия». Первым был Алексей Елисеев. В 1986 году на этом посту Елисеева сменил Валерий Рюмин, а с 1988 года по настоящее время руководит службой Владимир Соловьев.
Первое поколение управленцев вспоминало Евпаторийский центр управления, как потерянный рай. Черное море, километры диких песчаных пляжей, степь, покрытая весной алыми маками, дешевые сухое вино, виноград, фрукты, ласкающий морской ветерок — вся эта крымская романтика уходила в прошлое.
Черток Б.Е. Ракеты и люди. Книга IV. Глава 19. Люди в контуре управления
С.П. также вспоминает это время в ЦУП большим количеством местного алкоголя и… женским вниманием (исправлено цензурой), если сократить до двух слов его рассказы о том, чем занимались командированные в свободное от работы время. Командировка же на курорт по сути. Иногда на пару месяцев.
/**
Здесь заканчивается вступление, которое не планировалось. Переходим собственно к самому материалу.
Спасибо, что Вы с нами. Не переключайтесь!
*/
Артефакты С.П. — это несколько фотографий, сохранившихся до наших дней. Остальное растерялось т.к. не особо ценилось.
Неделями, работая в ЦУП (в данном случае имеется ввиду Евпатория), часто пересекались с космонавтами и, естественно, брали автографы. Интересно, что «студия Центрального телевидения в ЦУП» откуда шли передачи на Центральное Телевидение в Москву и дальше по всему СССР: интервью с космонавтами, специалистами, последние космические новости и т.п., со слов С.П. представляла собой маленькую комнатушку в одном из зданий. С.П. горд совместной работой с известнейшим советским тележурналистом Юрием Фокиным (кто его теперь помнит? Я о нем впервые услышал от него), считает его гениальным и талантливейшим журналистом. Из интересного о нём запомнилась традиция первым делом после приезда покупать бутылку местного кальвадоса, который он очень обожал и за время командировки постепенно выпивал бутылку сам. О других тележурналистах отзывается нейтрально считая, что 1980-х класс упал и даже скатился в желтизну (это он о Железнякове, которого он считает случайным в этой тематике, пришедшим в космическую тему только ради быстрой карьеры, а не «любви к искусству»).
Космонавт Алексей Станиславович Елисеев, руководивший в то время полетами орбитальных станций.
Завершение работ отмечалось такими «сувенирами» — «экспресс-отчетами», изготавливаемыми в фотолаборатории (первая мысль — насколько упростилась жизнь с изобретением Photoshop и фотопринтеров):
Экспресс-отчет о работе «Венеры-9».
В интернет нашелся еще один — о «Венере-9» и «Венере-10»
Экспресс-отчет об орбитальной станции «Салют-5» и «Союз-21».
И «Союз-24».
В советском документальном фильме о Московском ЦУП, в 15:36 можно увидеть стену с такими фотоаппликациями.
Позже случайно нашел в мемуарах ранние версии, выполненные несколько более простой техникой
А далее, после фото, листаю «Каталог выставки. Алексей Архипович Леонов, Андрей Константинович Соколов. Живопись. Графика.» Издательство «Советский художник», Москва, 1984.
Однажды найдя сайт, посвященный работам А.Соколова и А.Леонова, scifiart.narod.ru я провел на нем несколько дней. И одним из впечатлений о картинах были виды поверхности Земли, которые художникам неплохо удались. И для себя отметил, что сейчас рисовать намного проще — от Google Earth до online камер на МКС и всё не выходя из дома.
А.Леонов парящий над Крымом в тот момент, когда он вышел из шлюза.
А. Соколов ОРБИТАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС НАД ЧЕРНЫМ МОРЕМ
На картине показана картина заката нашего светила над Черным морем с учетом замечаний, высказанных художнику летчиками-космонавтами В. Ляховым и В. Рюминым. Художник изобразил орбитальный комплекс «Союз» — «Салют-6» — «Союз» в момент, когда он закрыл собой заходящее солнце.
В КОСМОСЕ из альбома «Космические дали». А. Леонов, А. Соколов. На картине изображён Алексей Леонов, 18 марта 1965 года вышедший в открытый космос
А.Леонов, А.Соколов. «Над Донбассом». 1984г.
Картина Алексея Леонова «НАД ЧЕРНЫМ МОРЕМ».
18 марта 1965 года. Московское время 11 часов 34 минуты… Радио доносит из космоса голос командира корабля «Восход-2» Павла Беляева:
«Заря! Я — Алмаз! Человек вышел в космическое пространство! Находится в свободном плавании!..»Свершилось! Впервые в мире человек — советский космонавт Алексей Леонов в открытом космосе, лицом к лицу со Вселенной. Осуществлен важнейший шаг на пути покорения космического пространства. Перед вами необыкновенный, но вполне реальный «автопортрет» космонавта А. Леонова. Он изобразил себя парящим над Землей в тот момент, когда вышел из шлюза космического корабля в открытый космос. Это было над Черным морем.
А. А. Леонов, А. К. Соколов. Люди грядущей планеты. Левая часть триптиха. 1984
Из набора открыток КОСМОС НАРОДНОМУ ХОЗЯЙСТВУ, 1985.
«Над Землей — орбитальный космический комплекс, в составе которого станция „Салют“ второго поколения с двумя пристыкованными к ней кораблями „Союз-Т“. Один из них доставил на борт станции экспедицию посещения, и теперь совместно с членами основного экипажа космонавтам предстоит выполнить обширную программу научных исследований и экспериментов.
Леонов же летал только два раза в 1965-м и 1975-м.
Этот каталог прояснил вопрос, как художники работали над картинами, ведь любому художнику нужна „натура“:
К своей теме в искусстве Соколов впервые обратился в 1957 году.
В 1961 году в газете «Правда» появился рисунок А. Леонова с комментарием Ю. Гагарина. В 1965 году произошло знакомство Соколова и Леонова, и вот уже скоро двадцать лет продолжается их творческое содружество.
Каждое из полотен Соколова, даже, казалось бы, на один и тот же сюжет, по-своему неповторимо. Особенно интересны картины, эскизы к которым побывали в космосе и были откорректированы на борту современных орбитальных станций «Салют-6», «Салют-7»: «Над Аральским морем», «Над Черным морем», «Над Мексиканским заливом», «Над Каспием». Вот, например, что написали космонавты В. Ляхов и В. Рюмин на эскизе к картине «Над Каспием»: «Он (эскиз. — М.В.) достаточно близко соответствует натуре. Этот рисунок больше похож на сумерки при заходе солнца. Должны быть тени от облаков».
На эскизе к картине «Над Флоридой» замечания американских астронавтов: «Выглядит очень реалистично, кроме облаков в нижнем правом углу в виде чересчур прямых линий, которые переданы не совсем верно, а фиолетовый цзет на верхнем крае воздушного ореола слишком фиолетовый и чересчур яркий. Майкл Коллинз». «Очень реалистично! Мы почти можем видеть нашу стартовую площадку. Оуэн Гэрриот». «Сделаны хорошие рисунки! Поверхность Земли не закрыта облаками, более красочна, подобна тому, как видно из самолета. Алан Бин».
Таких эскизов с корректировкой много, и они служат иллюстрацией к тому, как не просто, с какой точно выверенной объективностью создает Соколов свои картины.
(В нижней половине листа приведена фотокопия рукописного комментария с замечаниями к эскизу картины „Украина“(1982) сделанные экипажем „Салют-7“.)
Внимание! Ошибка! Рисунок сделан с высоты менее 200 км.
Очень много красного и светло-жёлтого и мы видим намного больше чем нарисовано. Больше выражены реки и складки местности. На горизонте нет чёткости, а только дымка. Ближе всё чётче.
Владимир Ляхов. Александр Александров. Борт Салют-7.
Живописные произведения Леонова несколько иные, менее абстрагированные В них четко сформулированный конкретный сюжет и не менее ясное его воплощение: «Автоматическая стыковка», «В открытом космосе», «Орбитальная станция «Союз — Аполлон», «Космический радиомост». Эти работы отличают точное знание предмета, достоверность, убедительность. Эскизы к картинам Леонов делал во время своих полетов в космос. Их можно найти на страницах бортовых журналов «Восход-2» и «Союз-19». Интересны графические листы Леонова. Видимо, рисунок более близок космонавту-художнику.
Ближе к концу альбома было вложена цветная фотография. Первоначально она была приклеена к листу картона, но за много лет некоторые края отклеились. Конечно фотография сразу привлекла внимание.
Для публикации я „подтянул“ цвета, иначе плохо видно на этой фото. С.П. прокомментировал: „Снято Зондом. И напечатано в фотолаборатории ЦДКС на фотобумаге Kodak“.
А вот разворот каталога. Фотография хранится здесь не просто так.
Справа графика А.Леонова „В полете Метеор-1“, которую найти в интернет в хорошем разрешении не удалось, потому так:
С.П. обратил моё внимание на эту часть графики:
Видно, что „натурой“ для художника стала фотография „Зонда“, ключевые части которой изображены на графике: Малая Азия, Балканы, Черное море с Крымом, Аравийский полуостров и Персидский залив, половина Каспийского моря и полноводное еще Аральское море. Не видно только гигантское пятно, которое расположено в Египте и могло быть озеро Тошка, но на самом деле какой-то дефект печати или хранения фото.
Скан этой фото:
И снимок „из интернет“:
В качестве итога:
Возвращаясь к изображению и цитате в начале этого текста, можно сказать, что на самом деле правдой является то, что фото получило популярность, но часто как часть другого изображения, скрывая свое происхождение от непосвященных. Одновременно было интересно узнать как художники работали над картинами космической тематики.
/**
Здесь должна была закончиться публикация, но....
*/
На этом я планировал закончить, но история имела продолжение. Увидев моё восхищение, С.П. через несколько дней нашёл и показал еще один артефакт.
Фотография кратера на обратной стороне Луны. На оборотной стороне фотографии есть дарственная надпись, название фото и аппарата, снявшего кратер. Последние я вклеил на изображение. К сожалению фото подверглось воздействию воды, чернила расплылись и точно сказать нельзя было какой аппарат снял кратер. Первая моя мысль по некоторым причинам, что это неизвестный снимок Луны-11. Найти в сети фото не удалось — видимо фото никогда не публиковалось. Но надпись на обратной стороне, после редактирования уровней изображения, явно содержит буквы „Зон“. Более всего похоже это на „Зонд-8“, фотографировавший Луну в 1970 году. И С.П. утверждал, что это Зонд-8. Хотя в таком состоянии сложно отличить „3“ от „8“. Верю на слово. Тем более теперь происхождение фото недавно мне было подтверждено другим снимком „Зонд-8“ из частной коллекции.
Первым делом, стало интересно: что такое „кратер Эйткен“, где находится, почему так называется, и когда назван?
Как оказалось этот кратер Эйткен косвенно хорошо известен в связи с Бассейном Южного полюса — Эйткена. И в English Wikipedia посвящена статья кратеру Aitken. Кратер расположен на обратной стороне Луны (16.8°Ю 173.4°В), на северной стороне гигантского кратера. Назван в честь американского астронома Роберта Эйткена (1864-1951). Кратер имеет диаметр 135 км. Сфотографирован кратер был в 1972 году экипажем Аполлона-17. Название утверждено Международным астрономическим союзом в 1970-м году. Зонд-8, напомню, летал в октябре 1970-го. Кто предложил его так назвать — мне найти не удалось. Может быть эта фотография — первая фотография кратера в истории человечества и сделана, когда он еще был безымянным.
То, что якобы „гонка была проиграна, поэтому, видимо, и о результатах этой работы не особо распространялись“( Zelenyikot ), не означает, что работа была проще и легче.
( „Когда вы номер 9, Вы стараетесь усерднее“ — отсылка к ставшему знаменитым слогану американской компании, занимавшей второе место на рынке в своей нише: „We Try Harder because we're number two“.
//Мы стараемся работать усерднее потому, что мы номер два.
В перефразировке используется как “If you are number two, you just have to try harder”
//Если Вы номер два, то Вы просто стараетесь (работать) усерднее. )
Были достигнуты результаты не менее важные, чем у соперников по космической гонке, и которыми можно восхищаться и 50 лет спустя. Но эта фотография поднимает важный вопрос — а где сейчас эти результаты? На Geektimes есть отличная статья „Полет к Венере и Меркурию, или разбираем и сортируем RAWки 40-летней давности“. Можно позавидовать такому подходу к своей истории. Во многом это мечта для отечественной истории.
Будут ли опубликованы отечественные фото? Сомневаюсь, по крайней мере в ближайшие годы. С.П. по поводу этого кратера поделился воспоминаниями о разговоре в те времена об этих фото со специалистами — что если на фото были нечто, что нельзя объяснить, то фотографии засекречивались. Серьезно предполагалась возможность, что США может секретно проводить работы на поверхности Луны. Публикация фото позволила бы США узнать, что их объект мог быть уже не таким уж секретным для СССР и принять некие меры.
Рассекречивание того, что уже давно никому не интересно, по прежнему представляет проблему сейчас. Проще уничтожить. Хорошо об этом написано в этой цитате из мемуаров.
Сегодня в доме космонавтов меня остановил офицер по режиму. Меня предупредили, что если я собираюсь писать в газету на любую тему, то предварительно текст надо согласовывать в специальной комиссии Центра.
Оказывается это целая процедура. Вот образец документа, который надо составить и согласовать, чтобы иметь право отправить заметку в газету. Пусть это буде даже несколько строк.
Во первых, надо составить авторскую справку, в которой надо указать, что в моем тексте нет секретных сведений и тому подобной информации. Мою подпись должно удостоверить командование Центра. Это как бы моя гарантия.Во вторых, надо заполнить и подписать у членов комиссии «Акт экспертизы материалов подготовленных к открытой публикации». Акт утвердить у командира части (начальника Центра).
Правильность каждого пункт акта нужно доказывать каждому члену комиссии и командиру.
Так что я теперь понимаю тех военных, которые не хотят связываться с прессой.
Василий Сергеевич Лесников „Рядом с космонавтами. Американское время. 1970–1979 годы“
Насколько мне известно примерно с 2009 года снова усилился контроль за режимом и ручеек того, что попадало полулегально из архивов, музеев заводов ВПК, в СМИ в 2000-х иссяк. И связываться с официальной процедурой рассекречивания и публикации материалов ни у кого нет желания (фактически это добровольно, работа не финансируется и берется ответственность).
(Фото Луна-16 из частной коллекции. На переднем плане стереоскопическая система формирования панорамного изображения, включавшая в себя две панорамных сканирующих камеры З00х6000 пикселей того же типа, что стояли на ранних посадочных станциях серии Е-6 и луноходах. Расположенные на посадочном аппарате непосредственно под возвратной ракетой на той же стороне, что и система отбора образцов, они были разнесены на 50 см, охватывая поле зрения 30°.)
Со второй половины 2000-х, благодаря широкой поступи интернета, появилось большое количество информации, воспоминаний, исторических фото- и видеоматериалов. Тогда начала находится информация по интересной мне теме Луноходов и, если к концу 2000-х это было всего несколько примечательных публикаций в газетах и ТВ сюжетов, то сейчас доступно большое количество документальных материалов, интервью участников и публикации за разные годы. Но на некоторые детали в публикациях не обращают внимания. Например практически отсутствует подробное техническое описание, как пультов, так и самого лунохода. В общем-то и схема передатчика первого Спутника в сети появилась совсем недавно. Видимо большой секрет.
Интересно получилось ли что-то у
maxgorbunov?
Спасибо! Да, так и есть. В связи со статьей, беседую с представителем руководства РКС: может быть, удастся обнародовать материалы по первым спутникам.
Пока государство не собирается финансировать публикацию исторических документов, заинтересованные люди „готовы и купить“. И что-то иногда можно официально купить — очень интересные снимки об истории космонавтики и техники СССР я нахожу в фотобанке Sputnik (VisualRian). Единственное, что подписи могут содержать ошибки, а сами фото отзеркалены.
Эту печаль скрашивают частные инициативы — любители истории, которые своими деньгами и бесплатной работой „добывают“, хранят и публикуют исторические материалы. Например собирают деньги на оцифровку советских космических фильмов из киноархивов (есть эти товарищи, например, на rutracker с раздачами). Важную работу за свой счет по сохранению космической истории делают владельцы ресурсов epizodsspace.no-ip.org (http://epizodyspace.ru) и www.kik-sssr.ru. Есть пример и на Geektimes Shubinpavel Обрабатываем забытые снимки с забытой лунной станции. Большая часть советских космических фотографий, панорамы Венеры вообще оказались в цифровом в виде благодаря личным средствам и большому желанию получить эти фото одного человека. Бывший программист Microsoft из Редмонда в начале 2000-х нашел контакты и оплатил работу по оцифровке советских снимков хранящихся, если не ошибаюсь, в Институте космических исследований. Снимки использовались при написании статей на его сайте. В реальности у него фотографий больше, чем опубликовано, и фото с его „кредитом“ и в его обработке можно увидеть в научно-популярных книгах и различных тематических сайтах.
Страница №382 из книги „Infinity Beckoned: Adventuring Through the Inner Solar System, 1969–1989“
К сожалению это не всё оригиналы, а чаще всего репринт — не первая копия и еще и бумажная. Хотя точно где-то есть цифровые оригиналы. К сожалению, кроме бюрократических препятствий здесь могут быть технические.
Вот такая публикация мне случайно попалась на глаза в старом советском журнале:
Где-то хранятся и более современные цифровые данные. Комета Галлея. Вега-1:
Коснусь любимой темы луноходов и опять начну цитатой Zelenyikot из публикации Санкт-Петербург космический:
Было бы круто „воскресить“ пульт: поменять монитор, загрузить в него какой-нибудь симулятор марсохода/лунохода, и давать возможность посетителям поуправлять легендарным аппаратом, хоть и виртуальным. Пока же приходится полагаться только на свое воображение.
Поуправлять с помощью этого пульта возможно только направленной антенной лунохода. Посетителям музея это не очевидно т.к. подпись к экспонату утверждает „Фрагмент пульта управления Луноходом-1“. И это в музее, где вроде бы как должны знать историю экспонатов поглубже.
Некоторые вещи нигде не описаны, возможно авторы мемуаров или исследований особо не задумывались о некоторых деталях. И единственными кто может об этом рассказать это живые свидетели событий. Если конечно их об этом спросить. О чём я и спросил С.П. т.к. он участвовал в обеспечении прямой трансляции Центрального телевидения из центра управления луноходом. Так это выглядело для телезрителей и читателей советской прессы.
И так это было на самом деле:
К слову направление съемки обусловлено тем, что в фоне ничего секретного в кадр не попадало.
Современный вид лунодрома примерно с того же места и в том же направлении:
Со слов С.П. это одна из первых советских телекамер для наружных съемок. Сама телекамера весила около 60 кг и примерно столько же штатив. Камера соединялась более чем километровым кабелем с их передвижной телестудией (ПТС), с которой направленной антенной сигнал передавался на антенну телецентра и линией релейной связи в Москву. Воспоминания о том как они это тащили на себе по лунодрому у него свежи.
В одном из недавних интервью В.Довгань рассказал, что джойстик назывался „кнюппель“, (knüppel) как оказалось слово знакомое военным некоторых специальностей и инженерам ВПК, и перешедшее от них в „гражданский язык“ в эпоху появления персональных компьютеров как локальный конкурент слову „джойстик“. Также он немного рассказал как он управлял — кнюппель устанавливался в необходимое положение и нажималась кнопка на конце рукоятки, подтверждая отправку команды. А вот об остальных деталях пультов нет информации.
Меня долго интересовали несколько вопросов: ручки на видеомониторе, круглое углубление ниже и левее экрана, устройство на которое на снимке указывает пальцем командир, плоское устройство стоящее на левой части пульта водителя, и еще много других мелочей на фото- и кинокадрах.
Работали телевизионщики с экипажем и в пункте управления луноходом. Благодаря чему С.П. мне объяснил назначение деталей на фотографиях пультов лунохода. Да и к слову телевизионщики работали не только там. С.П. рассказал, что номер у водителей лунохода „Славы и Гены“ в гостинице „Украина“ был очень удобно расположен у буфета. Общение надолго не прерывалось )
На левой панели пульта командира всего один прибор, который оказался часами. А стоящий на левой части пульта водителя плоский прибор с толстым кабелем оказался индикатором номера телевизионного кадра.
Остальные точки над i расставила книга водителя лунохода В.Довганя Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам.. В частности оказалось номер телевизионного кадра и время впечатывались на фотоплёнку. Такой себе EXIF и архивация телекадров. Оцифруют ли их когда-нибудь все? Хотелось бы увидеть с привязкой к местности, например, в Google Moon.
Вячеслав Довгань, фактически единственный источник воспоминаний о луноходах. Его интервью, публикации фактически единственное, что можно найти. Его книга обобщает и уточняет много разрозненной информации в единую картину. Опровергает домыслы желтой прессы, описывая как на самом деле происходили события. Хотя пульты и рабочие места Вячеслав Довгань и не описал полностью. Белые пятна в этих вопросах С.П. стёр простыми ответами.
Микрофон и коробочка с прорезями громкоговорителя под телефоном — громкая связь. Довгань пишет, что вначале пытались работать в наушниках — оказалось неудобно.
Две ручки на мониторе — оказывается монитор это отдельное устройство, которое просто лежит на „лафете“. В случае поломки его быстро поднимали за две ручки и заменяли запасным. А две ручки т.к. поднимали его два человека — весил монитор около 30 кг, примерно половина массы приходится на питающий трансформатор.
И наконец „ручки на видеомониторе, круглое углубление ниже и левее экрана“ — ручки обычные телевизионные настройки изображения. А „круглое углубление“ — оказалось еще одним экраном — осцилоскопом, показывающим наличие сигнала. Т.к. картинка на экране видеомонитора обновлялась редко, то осцилоскоп позволял сразу понять, что что-то произошло и следующей картинки не будет.
На этом всё.
Автор: Rumlin