Я с детства люблю научную фантастику, и один из моих любимых авторов – это, конечно, Роберт Хайнлайн. Строгий инженерный подход, вера в разум и человечность, и в то, что кто ищет, тот всегда найдёт, очень нравились мне в его произведениях. Герои его книг – самостоятельные, думающие люди, готовые постоять за себя, своих близких, и воплотить в жизнь самые удивительные идеи.
Хайнлайн был большим оптимистом по части достижений человечества. К сожалению, все сроки его предсказаний уже прошли, а мы так до сих пор и не колонизировали Луну, и космическую ракету в гараже своего дома построить пока нереально. Человечество переключило свои усилия на виртуальную реальность и на киноиндустрию.
С двояким чувством я воспринял новость о том, что Брайан Сингер будет снимать экранизацию романа Р.Хайнлайна «Луна – суровая хозяйка». Права на экранизацию приобрела Twentieth Century Fox. Фильм будет называться «Uprising» (Восстание). С одной стороны, Сингер известен как продюсер, режиссёр и сценарист таких приличных проектов, как фильмы из серии «Люди Икс» (сейчас готовится к съёмкам очередной фильм) и сериал «Доктор Хаус».
Брайан Сингер. Фото Jordan Strauss/Invision/AP
С другой стороны, назовите мне успешные экранизации книг. Обычно это либо попытка заработать денег на успешной франшизе, либо надежда, что известность книги привлечёт людей в кино вне зависимости от качества экранизации. К тому же, экранизации книги – дело в принципе неблагодарное. Ведь хорошая книга – это в первую очередь размышления, знакомство с внутренним миром героев. НФ-книга – это мысленные эксперименты в необычных окружениях. А кино – это визуальное искусство, в нём важнее диалоги и действия. Отсюда неутихающие споры вроде «книга лучше».
Этот роман уже дважды пытались вывести на экраны – сначала это делала компания Спилберга DreamWorks, а потом Phoenix Pictures. Но результатов они не достигали, и права на произведение возвращались обратно к наследникам Хайнлайна. Вообще, у произведений Хайнлайна крайне мало экранизаций – с учётом того, что процент качественных работ в его творчестве очень велик, да и романов он написал достаточно. Самой яркой экранизацией считается залихватский экшн «Звёздный десант», хотя от книги там осталось весьма мало.
Настораживающим звоночком является то, что адаптацией книги для экрана будет заниматься Марк Гуггенхайм. Нельзя назвать его работы выдающимися образчиками сценарного искусства. Гуггенхайм работал над сериалами «CSI: Майами» (клюква развесистая), «Стрела» (сказочка для детей по мотивам комиксов), «Вспомни, что будет» (неудачная телеадаптация НФ-романа, сериал закрыт) и фильмом «Зелёный фонарь» (ужасная экранизация комиксов. Её даже Шелдон Купер не одобрил).
Сам же роман полон интересных идей и мнений, которые, конечно, не удастся в полной мере перенести на экран. Посвящён он восстанию лунной колонии, которая не желает больше мириться с тем, что каждый её шаг контролируется с Земли. При этом либертарианские настроения жителей обусловлены не только удалённостью колонии от правительства, но и тем, что первоначальные поселенцы состоят из преступников (в том числе, политических), других изгоев, и их потомков. В общем, это очевидная аллюзия на обретение независимости американскими государствами. Даже успешное завершение лунной революции и объявление независимости от Земли происходит 4 июля 2076 года.
Но, не перенося вслепую историю США на Луну, Хайнлайн проводит и другие мысленные эксперименты. Например, революционерам помогает разумный комьютер HOLMES IV, получивший прозвище Майк (по имени брата Шерлока Холмса, Майкрофта). Интересно, что компьютер, до того занимавшийся обеспечением лунной колонии, практически случайно осознал сам себя и стал разумным.
Далее, в колонии женщин в два раза меньше чем мужчин. В связи с этим там процветают полиандрия (многомужество) и групповые браки. При этом женщины имеют достаточно большую власть, и любые посягательства на женщин заканчиваются для мужчин очень плохо – обычно они кончают жизнь снаружи шлюза.
Вообще, правосудие чаще всего вершится на местах, а колонисты живут по следующему коду: отдавай долги, собирай то, что дал в долг другим, поддерживай свою репутацию и репутацию своей семьи. В результате репутация имеет большое значение, споры решаются местными судьями, обладающими высокой репутацией, а потеряв репутацию, вам будет очень сложно найти работу или занять денег (система несколько напоминает кредитную историю).
При этом революция, в отличие от американской, начинается с тайных «ячеек» и заговорщиков, что явно отсылает нас к мотивам Октябрьского переворота в России. На это же намекают распространённые русизмы в языке и названия мест типа «Новый Ленинград».
Ввиду довольно жёстких условий проживания разрешены в лунном обществе и дуэли, однако они нужны очень редко – тем более, что победивший на дуэли получает и все долги проигравшего, и обязанность заботиться о его семье. И вообще, одной из основных тем произведения выходит TANSTAAFL — что расшифровывается, как «бесплатных обедов не бывает».
В итоге, автор превозносит, как он сам это назвал, «рациональный анархизм», когда с наличием государства свободолюбивые личности примиряются, как с неизбежным злом. С другой стороны, он сам же и признаёт, что такое относительно свободное общество может существовать только в условиях фронтира. Наступающая же затем власть закона и регламентация жизни душит непокорных индивидуалистов.
Ну а что там получится в результате у г-на Сингера, посмотрим. А пока есть время прочитать этот роман для тех, кто его не читал.
Автор: SLY_G