Шкала Мооса для научной фантастики

в 11:32, , рубрики: научная фантастика, Твердая научная фантастика, шкала Мооса
image

Источник изображения

«Юмор и смысл этой статьи состоит в том, чтобы воспринимать всё это, как игру. Я играл в эту игру с детства, так что правила должны были быть весьма просты. Вот они: читатель фантастического рассказа должен найти как можно больше авторских утверждений или выводов, которые не согласуются с научными фактами на сегодняшний день; автор же должен допустить как можно меньше подобных промахов.»
Хол Клемент.

(Перевод отсюда)

Фанаты научной фантастики всегда неистово спорят о том, насколько «твердо» научное основание в различных произведениях – но определить это нельзя, поторев рассказ кусочком кварца и проверив, не оставляет ли он царапины на сюжете. Тогда что же такое «твердость» в научной фантастике, почему некоторые люди стремятся к ней, и как мы можем её измерить?

Начнем с первого вопроса. «Твердая» научная фантастика крепко привязывается к реальности, редко допуская нереальные полеты фантазии, не обоснованные научно, либо основанные на несуществующих на момент написания технологиях, тем не менее, вероятных в будущем с точки зрения науки. Правила «мягкой» фантастики более гибки. Даже самые фантастические аспекты рассказа демонстрируют различие: в «твердой» фантастике они работают за счет строгих законов (предпочтительно, законов физики), в то время как в «мягкой» фантастике они работаю способом, лучше всего подходящим для сюжета. Из-за этого различия, в жанре «твердой» фантастики повышается «планка» для количества научных аспектов, которые автор должен описать в произведении, и научные аспекты обычно описываются в явном виде.

Пример: допустим, персонаж указывает на машину времени и спрашивает – «как она работает»?

В «мягкой» фантастике: «Ты садишься в это кресло, устанавливаешь нужную тебе дату, и тянешь тот рычаг»

В «твердой» фантастике: «Хороший вопрос, и ответ будет интересен. Пожалуйста, присаживайся, и я введу тебя в курс самых свежих идей квантовой теории; после этого я посвящу главу объяснению подробных, но правдоподобно звучащих связей между квантовыми состояниями, общей теорией поля, и способом хранения памяти в мозге, связанными с теориями как Альберта Эйнштейна, так и Стивена Хокинга»

К сожалению, этот шаблон не всегда подходит для аналитических целей – произведения «твердой» фантастики могут упускать подробности, коль скоро основа изложения верна в понятиях современной науки. Поэтому, независимо от типичных стилистических изысков «твердой» научной фантастики, единственный способ дать ее определение – это самосогласованность и научная точность.

Это приводит нас к следующей шкале.

Примечания

*Флеботиний – универсальное вещество, которым можно натереть что угодно для получения нужного по сюжету эффекта

**Бессмыслений – изотоп Флеботия, на котором работает множество юмористических изобретений в «мягкой» фантастике. Используется в «научных» объяснениях, которые рассчитаны на восприятие только как шуточные.

*3«Зеленый камень» — объект или технология с настолько разнообразными, огромными и магическими возможностями, что он может создавать практически любой эффект, нужный для повествования.

*4Футуроржавчина – описание футуристических технологий с устаревшей точки зрения, для современного читателя выглядящее забавным.

*5«Реальность нереальна» — ощущение у читателя произведения, что описываемые фантастические вещи и события более реальны, чем окружающая его реальность.

Твердость 1

Наука только в названии жанра. Работа несомненно принадлежит литературному жанру фантастики, но вряд ли научной. Главное правило – повсеместное применения Флеботиния*, обычно в виде изотопа Бессмысления**; «Зеленый камень»*3 приобретает новые свойства по мере сожетной необходимости, и так далее. Примеры – «Футурама», «Звездные войны», «Гуррен-Лаганн», вселенные DC и Marvel, а также «Автостопом по Галактике» Адамса.

Твердость 2

Мир на основе Флеботиния*. Повсеместно применяется Флеботиний*, который можно найти в окресностях каждой звезды, но он применяется довольно связным способом, несмотря на недостаточное соответствие реальности. Его применение, в основном, находится в рамках научных исследований. Примеры – «Сага о Линзменах», «Евангелион», «Стар Трэк», «Старкрафт».

Твердость 2.5

Подкласс твердости, характерный для в основном научно выглядящих произведений, но в которых используется «не наша» физика. Что касается сюжета – они могут содержать философское исследование физических концепций, более не признающихся правильными (например, физика Аристотеля), или никогда не признанных правильными (например, двумерный мир вместо трехмерного). В этот класс попадают некоторые произведения Артура Кларка, хотя, с учетом пересечения с фэнтэзи, бывает сложно даже классифицировать такие произведения как научную фантастику.

Твердость 3

Так сказать, «физика плюс». В произведениях этого класса все еще используется Флеботиний*, но автор стремится согласовать его применение с существующими и придуманными законами природы. Примеры – серия книг о Хоноре Харрингтоне за авторством Дэвида Вебера, «Сага о возвышении» Дэвида Брина, «Звёздный крейсер «Галактика»».

Твердость 4

«Одна большая ложь». Авторы работ в этом классе изобретают один (или, как максимум, очень немного) противоречащий фактам «закон физики» или принцип, и строят повествование на основе следствий этого принципа. Серия произведений «Города в полёте» Джеймса Блиша идеально соответствует этой категории, благодаря «уравнениям Дирака», позволяющим создать сверхсветовой «Головокружительный двигатель» и устройства мгновенной связи. Также в этот класс попадает большинство произведений Алана Дина Фостера в серии «Humanx Commonwealth», «Свободное владение Фарнхэма» Роберта Хайнлайна, а также множество книг Вернора Винджа.

Твердость 4.5

Этот подкласс можно назвать «Одна маленькая выдумка», и в него входят произведения, включающие только одну вещь, противоречащую реальным фактам (обычно, сверхсветовые путешествия), но в которых эта вещь не является основой сюжета. В этот класс попадают многие романы Хала Клемента, и комикс «Свободное падение» Марка Стэнли.

Твердость 5

«Умозрительная наука». Произведения, в которых нет «большой лжи» — наука в повествовании соответствует подлинной теоретической науке или технике, и цель автора – допустить как можно меньше несоответствий известным фактам. Этому классу соответствует роман «Луна – суровая хозяйка» Роберта Хайнлайна, и первые две книги из серии «Мир Роша» Роберта Л. Форварда.

Твердость 5.5

Подкласс «Футурология»: произведения, являющиеся почти предсказанием будущего, экстраполирующие развитие современных технологий вместо придумывания новых важных технологий и изобретений (естественно, в более старых произведениях часто встречается Футуроржавчина*4. Это – большинство произведений Жюля Верна, а также «Гаттака» и «Трансгуманистический космос».

Твердость 6

Реальная жизнь (фантастика – только в жанре). Это «Общая вселенная», породившая жанр так называемой «не-фантастики». Несмотря на различные проблемы, которые можно описать как «реальность нереальна»*5, почти повсеместно признано, что нет никакой другой известной Вселенной, поэтому произведение тщательно разрабатывается на основе признанных научных принципов. В этот класс попадают «Программа «Аполлон»», «Вторая мировая» и «Вудсток».

Бонус - список произведений твердой научной фантастики по версии сайта fantlab.ru

К сожалению, весь список текстовый редактор сайта не осилил. Начало списка — ниже,
полный список в архиве — тут

Автор Произведение Примечание Рейтинг
Александр Абрамов, Сергей Абрамов  «Всадники ниоткуда» (Цикл) 7.49 (196)
Александр Абрамов, Сергей Абрамов  «Тень императора» (Рассказ, 1967 г.) 6.74 (66)
Александр Абрамов, Сергей Абрамов  «Всё дозволено» (Роман, 1973 г.) 7.47 (126)
Александр Абрамов, Сергей Абрамов  «Четыре цвета памяти» (Рассказ, 1967 г.) 7.34 (53)
Александр Абрамов, Сергей Абрамов  «Время против времени» (Роман, 1978 г.) 6.76 (226)
Александр Абрамов, Сергей Абрамов  «Огнёвки» (Рассказ, 1972 г.) 6.85 (39)
Александр Абрамов, Сергей Абрамов  «Апробация» (Рассказ, 1972 г.) 6.29 (58)
Александр Абрамов, Сергей Абрамов  «Очень большая глубина» (Рассказ, 1971 г.) 6.07 (44)
Александр Абрамов, Сергей Абрамов  «Где-то там, далеко...» (Рассказ, 1975 г.) 6.76 (29)
Александр Абрамов, Сергей Абрамов  «Мошкара» (Рассказ, 1968 г.) 7.00 (37)
Александр Абрамов, Сергей Абрамов  «Селеста-7000» (Роман, 1970 г.) 7.08 (138)
Александр Абрамов, Сергей Абрамов  «Рай без памяти» (Роман, 1968 г.) 7.65 (316)
Александр Абрамов, Сергей Абрамов  «Синий тайфун» (Рассказ, 1973 г.) 6.28 (29)
Александр Абрамов, Сергей Абрамов  «Всадники ниоткуда» (Роман, 1967 г.) 7.67 (425)
Сергей Абрамов  «Канатоходцы» (Роман, 1973 г.) 7.09 (45)
Дэниел Абрахам, Тай Френк  «Пространство / Expanse» (Цикл) 8.50 (309)
Дэниел Абрахам, Тай Френк  «Двигатель / Drive» (Рассказ, 2012 г.) 7.32 (170)
Дэниел Абрахам, Тай Френк  «Пробуждение Левиафана / Leviathan Wakes» (Роман, 2011 г.) 8.18 (1404)
Дэниел Абрахам, Тай Френк  «The Butcher of Anderson Station» (Рассказ, 2011 г.) 7.71 (120)
Кобо Абэ  «Четвёртый ледниковый период / ?????? / Dai yon kan pyouki» (Роман, 1959 г.) 7.38 (285)
Олег Авраменко  «Звёзды в ладонях» (Роман, 2001 г.) 7.47 (259)
Григорий Адамов  «Завоевание недр» (Рассказ, 1938 г.) 5.51 (57)
Григорий Адамов  «Тайна двух океанов» (Роман, 1938 г.) 7.75 (806)
Григорий Адамов  «В ледяном плену» (Отрывок, 1938 г.) 7.71 (69)
Григорий Адамов  «Тайна острова Рапа-Нуи» (Отрывок, 1938 г.) 7.58 (74)
Григорий Адамов  «Пути будущего» (Рассказ, 1938 г.) 5.27 (51)
Григорий Адамов  «Атака магнитных торпед» (Отрывок, 1938 г.) 7.82 (73)
Григорий Адамов  «Победители недр» (Роман, 1937 г.) 6.74 (261)
Григорий Адамов  «Изгнание владыки» (Роман, 1946 г.) 6.72 (243)
Григорий Адамов  «Кораблекрушение на Ангаре» (Рассказ, 1938 г.) 5.70 (47)
Айзек Азимов  «The Search by the Mule» (Повесть, 1948 г.) 8.49 (104)
Айзек Азимов  «The Mayors» (Повесть, 1942 г.) 8.65 (170)
Айзек Азимов  «…Вставьте шплинт А в гнездо Б… / Insert Knob A in Hole B» (Рассказ, 1957 г.) 8.02 (646)
Айзек Азимов  «Путь марсиан / The Martian Way» (Повесть, 1952 г.) 8.25 (436)
Айзек Азимов  «Бильярдный шар / The Billiard Ball» (Рассказ, 1967 г.) 8.09 (308)
Айзек Азимов  «Ах, Баттен, Баттен! / Button, Button» (Рассказ, 1953 г.) 7.37 (280)
Айзек Азимов  «Трое с «Серебряной королевы» / Brandon, Shea & Moore» (Цикл, 1939 г.) 7.65 (160)
Айзек Азимов  «Робот ЭЛ-76 попадает не туда / Robot AL-76 Goes Astray» (Рассказ, 1942 г.) 8.24 (1510)
Айзек Азимов, Джанет Азимова  «Норби и Старейшая Драконица / Norby and the Oldest Dragon» (Роман, 1990 г.) 7.67 (75)
Айзек Азимов  «The Mule» (Повесть, 1945 г.) 8.50 (149)
Айзек Азимов  «Тиотимолин к звёздам / Thiotimoline to the Stars» (Рассказ, 1973 г.) 7.47 (117)
Айзек Азимов  «Обнажённое солнце / The Naked Sun» (Роман, 1956 г.) 8.53 (1674)
Айзек Азимов  «Мёртвое прошлое / The Dead Past» (Повесть, 1956 г.) 8.29 (380)
Айзек Азимов  «Будете довольны / Satisfaction Guaranteed» (Рассказ, 1951 г.) 8.24 (855)
Айзек Азимов  «Лакки Старр и луны Юпитера / Lucky Starr and the Moons of Jupiter» (Роман, 1957 г.) 7.06 (541)
Айзек Азимов, Джанет Азимова  «Норби — необыкновенный робот / Norby the Mixed Up Robot» (Роман, 1983 г.) 7.41 (135)
Айзек Азимов  «Чёрные монахи пламени / Black Friar of the Flame» (Рассказ, 1942 г.) 6.62 (212)
Айзек Азимов  «С-шлюз / C-Chute» (Повесть, 1951 г.) 7.64 (159)
Айзек Азимов  «Нашли! / Found!» (Рассказ, 1978 г.) 7.23 (171)
Айзек Азимов  «Тиотимолин / Thiotimoline» (Цикл, 1948 г.) 7.66 (95)
Айзек Азимов  «Трудно отказаться от иллюзий / Ideas Die Hard» (Рассказ, 1957 г.) 7.68 (111)
Айзек Азимов  «Глубина / The Deep» (Рассказ, 1952 г.) 7.66 (154)
Айзек Азимов  «Транторианская империя / Trantorian Empire» (Цикл) 8.18 (644)
Айзек Азимов  «Хоровод / Runaround» (Рассказ, 1942 г.) 8.30 (1392)
Айзек Азимов  «… Яко помниши его» / That Thou Art Mindful of Him» (Рассказ, 1974 г.) 7.99 (596)
Айзек Азимов  «Академия и Империя / Foundation and Empire» (Роман, 1952 г.) 8.67 (2964)
Айзек Азимов  «Приход ночи / Nightfall» (Рассказ, 1941 г.) 8.47 (982)
Айзек Азимов  «Годовщина / Anniversary» (Рассказ, 1959 г.) 7.47 (249)
Айзек Азимов  «Галактическая история / Foundation Universe» (Цикл, 1940 г.) 8.96 (708)
Айзек Азимов  «Рассказы о роботах / U.S.Robots» (Цикл) 8.86 (1639)
Айзек Азимов  «Зеркальное отражение / Mirror Image» (Рассказ, 1972 г.) 8.07 (1005)
Айзек Азимов  «Лжец! / Liar!» (Рассказ, 1941 г.) 8.59 (1555)
Айзек Азимов  «Сами боги / The Gods Themselves» (Роман, 1972 г.) 8.55 (1965)
Айзек Азимов  «Логика / Reason» (Рассказ, 1941 г.) 8.48 (1388)
Айзек Азимов  «Академия / Foundation» (Цикл) 8.81 (2406)
Айзек Азимов  «Все грехи мира / All The Troubles of the World» (Рассказ, 1958 г.) 8.20 (476)
Айзек Азимов  «Робби / Robbie» (Рассказ, 1940 г.) 8.36 (1606)
Айзек Азимов  «Женская интуиция / Feminine Intuition» (Рассказ, 1969 г.) 8.30 (915)
Айзек Азимов  «The Traders» (Рассказ, 1944 г.) 8.25 (180)
Айзек Азимов  «The Merchant Princes» (Повесть, 1944 г.) 8.36 (166)
Айзек Азимов  «Возьмите спичку / Take a Match» (Рассказ, 1972 г.) 7.43 (178)
Айзек Азимов, Роберт Силверберг  «Приход ночи / Nightfall» (Роман, 1990 г.) 8.29 (395)
Айзек Азимов  «Новая игрушка» (Рассказ) 6.19 (131)
Айзек Азимов  «Стальные пещеры / The Caves of Steel» (Роман, 1953 г.) 8.52 (2082)
Айзек Азимов  «The General» (Повесть, 1945 г.) 8.35 (124)
Айзек Азимов  «Край Академии / Foundation's Edge» (Роман, 1982 г.) 8.42 (1492)
Айзек Азимов, Джанет Азимова  «Норби спускается на Землю / Norby Down to Earth» (Роман, 1989 г.) 7.53 (79)
Айзек Азимов  «Жизненное пространство / Living Space» (Рассказ, 1956 г.) 7.80 (134)
Айзек Азимов  «Разрешимое противоречие / The Evitable Conflict» (Рассказ, 1950 г.) 8.08 (897)
Айзек Азимов, Джанет Азимова  «Норби и пропавшая принцесса / Norby and the Lost Princess» (Роман, 1985 г.) 7.37 (97)
Айзек Азимов  «Взгляд назад / The Backward Look» (Рассказ, 1979 г.) 7.31 (58)
Айзек Азимов  «Первый закон / First Law» (Рассказ, 1956 г.) 7.78 (1142)
Айзек Азимов  «Прощание с Землёй / Good-bye to Earth» (Рассказ, 1989 г.) 7.34 (68)
Айзек Азимов  «Сны роботов / Robot Dreams» (Рассказ, 1986 г.) 8.45 (1007)
Айзек Азимов  «Свет звёзд / Star Light» (Рассказ, 1962 г.) 7.37 (161)
Айзек Азимов  «Академия / Foundation» (Роман, 1951 г.) 8.69 (3901)
Айзек Азимов  «Паштет из гусиной печенки / Pate de Foie Gras» (Рассказ, 1956 г.) 7.60 (315)
Айзек Азимов  «The Search by the Foundation» (Повесть, 1949 г.) 8.53 (102)
Айзек Азимов  «Риск / Risk» (Рассказ, 1955 г.) 8.04 (728)
Айзек Азимов, Джанет Азимова  «Норби и придворный шут / Norby and the Court Jester» (Роман, 1991 г.) 7.71 (80)
Айзек Азимов  «Последний вопрос / The Last Question» (Рассказ, 1956 г.) 8.47 (672)
Айзек Азимов  «Машина-победитель / The Machine that Won the War» (Рассказ, 1961 г.) 8.06 (381)
Айзек Азимов  «Академия и Земля / Foundation and Earth» (Роман, 1986 г.) 8.28 (1438)
Айзек Азимов  «Двухсотлетний человек / The Bicentennial Man» (Повесть, 1976 г.) 8.77 (2296)
Айзек Азимов  «Камешек в небе / Pebble in the Sky» (Роман, 1950 г.) 7.88 (1032)
Айзек Азимов  «Конец Вечности / The End of Eternity» (Роман, 1955 г.) 8.84 (3069)
Айзек Азимов  «Заминка на праздновании Трёхсотлетия / The Tercentenary Incident» (Рассказ, 1976 г.) 7.57 (639)
Айзек Азимов  «Затерянные у Весты / Marooned off Vesta» (Рассказ, 1939 г.) 7.63 (555)
Айзек Азимов  «Как поймать кролика / Catch That Rabbit» (Рассказ, 1944 г.) 8.10 (1278)
Айзек Азимов  «Вторая Академия / Second Foundation» (Роман, 1953 г.) 8.70 (2778)
Айзек Азимов  «Зелёные пятна / Green Patches» (Рассказ, 1950 г.) 7.92 (185)
Айзек Азимов  «Удивительные свойства Тиотимолина / The Marvellous Properties of Thiotimoline» (Рассказ, 1957 г.) 7.54 (128)
Айзек Азимов  «Как жаль! / Too Bad!» (Рассказ, 1989 г.) 7.72 (553)
Айзек Азимов  «Академия. Основная трилогия / Foundation Trilogy» (Цикл) 9.03 (263)
Айзек Азимов  «Роботы и Империя / Robots and Empire» (Роман, 1985 г.) 8.35 (1025)
Айзек Азимов  «Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо / Elijah Baley and R. Daneel Olivaw» (Цикл) 8.77 (1137)

Автор: Dmitri Makarov

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js