Дзэндо — не только боевое искусство, но и игра на индуктивные умозаключения

в 15:39, , рубрики: дзендо, логические игры, настольные игры, метки:

Does a dog have Buddha-nature?
This is the most serious question of all.
If you answer yes or no
You lose your own Buddha-nature.

На Хабре и Гиктаймсе время от времени появляются посты с обзорами игр для программистов, но в большинстве случаев это или Лого с графикой, или казуальные настолки. Иногда хочется чего-нибудь посложнее и поматематичнее. Как, например, Zendo, выпущенной в 2001 году Кори Хис и полуившая несколько наград. Представляет она собой соревновательную игру, построеннуюна мат.индукции и дзэн-коанах.

В ней игроки пытаются угадать придуманную мастером закономерность, напрямую не конфликтуя друг с другом, но при этом ограничивая друг друга в количестве информации, чего и пытался добиться автор (кстати, эта история решений по игровой механике сама по себе интересна).
Дзэндо — не только боевое искусство, но и игра на индуктивные умозаключения - 1


Жаль, конечно, что этой игры нет ни в Игроведе, ни в Мосигре, но, на самом деле, все эти карточки и фишки, входящие в состав игры не понадобятся. Вместо оригинальных пирамидок можно использовать цветные фишки разных размеров, форм и цветов (даже просто просто вырезанные из бумаги или взятые из других настольных игр), это несколько ограничит сложность правил.

Один игрок — мастер, в его распоряжении часть игровых фишек (далее — фишки) и достаточное количество «фишек ответа» (можно взять черные и белые камни из го, далее — камни), а также «фишки догадки» (далее я буду использовать слово «монетка»). Его роль — выбрать некоторое правило, по которому он будет составлять игровые фишки.

Например, это правило формулируется как «есть синий» (Будда-дхата правило, в оригинале A koan has the Buddha-nature if it contains at least one green piece). Мастер должен сразу же из игровых фишек сложить два начальных коана, правильный, выполняющий условие (пометив его белым камнем), и неправильный (пометив его черным камнем).

Остальные становятся учениками, которые это правило должны отгадать и получают по одному белому и черному камню. Каждый ход ученик может выбрать одно из действий:

1. Выложить свой коан из игровых фишек и сказать

1а. «Мастер». Мастер при этом кладет белый или черный камень под коаном, в зависимости от того, удовлетворяет коан загаданному правилу или нет.

1б. «Мондо». Каждый ученик (включая того, кто сейчас ходит) и мастер зажимает в руке один из камней «догадки» в зависимости от того, как он считает, удовлетворяет текущий коан загаданному правилу, или нет. Потом все одновременно их показывают, и все, у кого цвет камня совпал с цветом камня мастера, получают монетку. Монетки у учеников сохраняются на всю игру, пока их не потратят.

2. Или попытаться угадать правило, назвав его. За это он должен потратить одну монетку (если она у него есть) и сказать, например, «три фишки».

2а. Если ученик угадал, то все фишки из коанов возвращаются в кучу, а мастер загадывает новое правило.

2б. Если же нет, мастер должен опровергнуть утверждение ученика новым коаном, т.е. выложить правильный коан, который не удовлетворяет предположению игрока (например, четыре фишки, одна из который синяя) и белый камень под ним. Или, наоборот (если хочет поиздеваться в духе дзэн-коанов), такой коан, который удовлетворяет предположению ученика, но при этом является неправильным по отношению к тому, что загадал мастер (например, три фишки, но ни одной синей) и под ней черный камень.

Стоит заметить, что этот шаг — возможность подсказать игрокам, в каком направлении двигаться в своих предположениях, и дзэн-мастер должен пользоваться им с умом. Так же, как и подсказками, что такой коэн уже выкладывали на поле.

2в. Если даже ученик не угадал, пока у него есть монеты, он может потратить еще одну на еще одну попытку угадывания.

Иначе ход передается следующему игроку. При этом все коаны и камни под ними остается на столе.

Как вы видите, правила простые и достаточно четкие, чтобы ограничить игроков, но при этом создать достаточный соревновательный потенциал, если у вас в компании наберется от трех программистов или людей с техническим складом ума.

Какие правила загадывать — зависит от того, что вы используете в виде фишек. В случае самодельных картонных, можно использовать количество, форму, цвет, размер, ориентацию (поворот относительно других фишек), направление. Конечно, чем сложнее фишки, тем сложнее и возможные правила, поэтому можно склеить из бумаги пирамидки, или использовать разных миплов из разных настольных игр. Главное, чтобы вам хватило фишек на то, чтобы хоть кто-то догадался, что за правило вы загадали.

Дзэндо — не только боевое искусство, но и игра на индуктивные умозаключения - 2

При этом правила надо составлять таким образом, чтобы они были краткими, не допускали двояких толкований и легко формулировались. И здесь у русского языка есть преимущество перед английским. Вместо «all its pieces are the same color», можно использовать двусложные правила вроде «больше двух», «один синий», «все одинаковые», подспудно обучая игроков новым видам условий и новым условиям. Потом перейти к более сложным «нет больших квадратиков», «хотя бы три», «не больше двух», «две фишки прикасаются», «одна фишка повернута». При этом количество слов в правиле может быть подсказкой, которую можно озвучить в начале игры.

Давайте попробуем сыграть небольшую партию с Элис и Бобом, которым мастер хочет помочь достичь просветления.

Вначале мастер выкладывает начальные коаны и жестом разрешает ученикам начать.
Дзэндо — не только боевое искусство, но и игра на индуктивные умозаключения - 3
Нетерпеливый ученик Элис собирает свой коан и просит подтвердить его у мастера. И он оказывает подходящим под Будда-дхату.
Дзэндо — не только боевое искусство, но и игра на индуктивные умозаключения - 4
Спокойный ученик Боб же говорит «Мондо», собрав свой коан, и все тянут друг к другу руки с зажатыми камнями. Когда они открывают кулаки, оказывается, что только Боб угадал, что этот коан не проходит под правило мастера. Вот такой у него был хитрый план — попытаться понять по негативному утверждению, и при этом заработать поощрение от мастера.
Дзэндо — не только боевое искусство, но и игра на индуктивные умозаключения - 5
Тогда нетерпеливый ученик Элис в свой ход тратит монету, заработанную, когда они угадывали предыдущее правило, и предполагает, что закономерность — «Большинство желтые». Но это не так, и мастер приводит пример коана, когда желтые в меньшинстве, и все же коан — Будда-дхата.
Дзэндо — не только боевое искусство, но и игра на индуктивные умозаключения - 6
Все еще не уверен в своем варианте спокойный ученик Боб, но время и очередность ходов ограничивают его в выборе, поэтому он решается потратить только что заработанную монетку на догадку, которая все же оказывается верной.
Дзэндо — не только боевое искусство, но и игра на индуктивные умозаключения - 7
Как отслеживать «выигрыши» в этой игре — дело ваше, но на самом деле, большинство людей с техническим складом ума будут получать удовольствие и от того, что они угадали сложное правило, и от напряжения невидимой конкуренции между игроками, которое создается правилами игры.

Надеюсь, у вас есть с кем сыграть в нее, вам обязательно понравится!

См. также

Несколько правил для новичков
Способы построения правил
Еще примеры правил

Автор: marapper

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js