Я хочу показать вам несколько интересных штук с выставки Spiel в Эссене. Это самая крупная выставка настольных игр в мире (сравнима с Генконом в США), куда приезжают вообще все, кто имеет хоть какое-то отношение к настолкам. Мы ездим туда 10 лет подряд, пугаем людей и стреляем образцы.
Что интересно, в этом году пришло много гибридных игр. То есть тех, где ИТ очень плотно пересекается с физическим миром. Вот, например, просто трындец весёлая игра «Советская кухня» от европейского издателя:
Сюжет такой. После Второй мировой было нечего есть, и Сталин приказал готовить из всего подряд. Берёте водку, ядерные отходы, сапоги с трупа и бублики, смешиваете в мясорубке. Если получился нужный цвет — получаете очки.
По довольно очевидным причинам, лицензию на игру мы брать не стали. Но если абстрагироваться от особенностей сеттинга, то именно механика до безумия прекрасна.
Работает это так: вы ставите приложение на телефон. Оно активирует камеру. Подносите к ней карту рецепта. В узор на рубашке вплетён QR-код. Камера считывает рубашку и приложение знает, какой цвет вы хотите получить.
Потом вы выбираете со стола карточки ингредиентов своего будущего блюда. Задача получить тот же коричневый. Показываете по очереди четыре карты приложению, оно очень быстро читает их рубашки и показывает анимацию перемалывания в мясорубке.
Потом из мясорубки бьёт фонтан нужного цвета. И даются очки за похожесть.
Приложение очень органично вписано в игру. Очень отзывчивое, телефон не надо трогать руками, полный сквеллморфизм в интерфейсе и действиях игроков. Вы прямо берёте карточки и бросаете в мясорубку. Очень классно, но модель чувствительна к производительности телефона, качеству картинки с камеры и освещению. Владельцы эконом-телефонов уже почувствуют тормоза и в настолке. Но надо сказать, что я тестил бету.
Если телефон или планшет быстрые, то открывается вообще новый уровень. Это один из первых случаев, когда так круто сделано, и когда использование телефона не мешает игре. Оказывается, главное — HCI-модель, а не само наличие телефона на столе.
Ещё смартфон на столе означает отсутствие необходимости в чтении правил. Он и видео может показать, и сказать, что делать именно сейчас по ситуации. В этой игре вы сначала запускаете приложение, а потом оно говорит, сколько карт кому раздать и что делать. Первый запуск — подробно («Вы можете говорить о своих картах что угодно, но не показывать их, задача положить в мясорубку только нужное, товарищи!»), второй раз уже коротко («Словам — да. Показу карт — нет!»). Потом уже без модальных окон вообще.
Ещё это фоновая музыка для атмосферы. И режим одиночной игры. И сохранение игры для полноценных кампаний. В общем, реально крутая работа.
Мы бы её с удовольствием привезли, если бы не сеттинг, конечно.
AR/VR
Вторая история гибридных игр — это когда один человек как-то конкретно встрял, а остальные за столом ему помогают. Началось это по линии виртуальной реальности, когда один игрок надевает на голову пакет очки с телефоном, и рассказывает, что он там видит. Мы вот взяли лицензию на некое подобие эскейп-румов в виртуальности. В первой истории вам надо выбраться с вертолёта, застрявшего в деревьях после падения (у вас есть связь с диспетчерской), во втором — с подлодки. Прикольно быть диспетчерами и разгадывать разные загадки. Например, советовать, что дёрнуть на приборной панели по телефону. Очень напоминает работу во второй линии поддержки, только юзера реально хочется спасти.
Вот скрины:
Выйдут первые игры примерно в январе-феврале.
Анализ базы данных
Ещё одна интересная ветка развития этих игр — когда у кого-то есть планшет с базой данных, а остальные играют в детектив. В планшет можно загонять улики, там можно смотреть отпечатки пальцев, там можно назначать задания лаборатории или помощникам (они занимают время), а самим думать над чем-то ещё в это время. Пока только-только выходят первые версии этих штук, сложно сказать что-то определённое.
Вот пример посложнее:
Миниатюризация датчиков
А вот уже физические компоненты на новом уровне. Вот башня, в которой каждая деталь имеет NFC-метку, а основание башни служит генератором поля. То есть сама игра может понимать, что на что поставили и как — и от этого отображать события на экране.
Это безумно крутая технология для детей, но пока игры дорогие. Вот мы считали в прошлом году — она 4500 рубей на полке. Решили не брать.
Ещё примеры игр
Вот тут перископ в планшете или на экране, хорошее поле самой лодки. Не уверен, что взлетит, процесс не сильно интереснее, чем играть в компьютерную игру. Но чему-то это даст развитие.
Но, конечно, пока всё это с трудом скрещивается. Почти у всех ИТ-часть выглядит натужной, потому что издатели либо хорошо умеют делать настолки и пробуют себя в дивном новом мире компьютерных технологий, либо пытаются переложить приложении в виде настолки, и получается хорошая настолка.
Есть ещё ветка использования ИТ — оформление. Например, коробка «Взрывающихся котиков» мяукает каждый раз, когда вы её открываете. Просто и круто, обычный датчик на свет, который соединён с динамиком. Если не ошибаюсь, прибавляет 50-60 рублей к цене на полке, мы пробовали делать такую партию для игротечных коробок Space Alert.
Чип KO83
Ну и это, конечно, по многим механикам на столе выходят приложения. И это не гибридность, а омниканал. Вполне нормальное развитие, потому что главное в игре — офигенная механика. Просто механики нашего физического мира очень украшаются компонентами.
Хотя вот такое вот сложно перенести
В общем, довольно интересно наблюдать за тем, как технология постепенно превращается в магию. Потому что мы-то знаем, как устроена та же NFC-башня, а вот для детей она уже естественна и совершенно обыкновенна.
Автор: Сергей Абдульманов