Такой двигатель запустит человека к Марсу
Ролик с официального аккаунта НАСА
В начале месяца стало известно, что Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства США будет тестировать твердотопливный ускоритель будущей Space Launch System (SLS), сверхтяжёлой системы космических запусков. На двухминутный тестовый запуск пригласили представителей СМИ, а сам тест показали по каналам НАСА.
У этого ролика качество ниже, но он в два раза длиннее. Можно видеть окончание теста и последующее за ним заливание внутренностей ускорителя двуокисью углерода для полной остановки процесса горения.
Тест ускорителя, который НАСА называет самым мощным из когда-либо построенных, прошёл успешно. Проект разрабатывался не с нуля: это всё тот же ускоритель, что и у шаттлов. Космические челноки запускались с помощью двух подобных ускорителей. У SLS их тоже два, но они будут не четырёх-, а пятисегментными. Это отличие тоже не совсем новое: до трагедии «Колумбии» в 2003 году дополнительный сегмент рассматривался для запуска шаттлов, с ним удалось бы избавиться от некоторых небезопасных сценариев экстренного возвращения аппарата и выводить на 9,1 тонны больше груза на орбиту МКС. У новинки есть и минусы: с добавлением нового сегмента становится труднее управлять вектором тяги.
11 марта ускоритель, закреплённый в установке в пустыне штата Юта, подвергся статическому тесту. Топливо горело на протяжении двух минут, столько же будет работать ускоритель в реальной ракете. Во время работы вырабатывалась тяга в примерно 16 меганьютонов, внутри развивалась температура в 3100° C — достаточно, чтобы закипело железо. Данные по выполнению 102 различных параметров фиксировались 531 прибором. В результате было выяснено, что ускоритель отвечает заданным для него полётным требованиям, включая развиваемую тягу и давление.
Это первый из двух тестов, которые необходимы для того, чтобы ускоритель можно было использовать в SLS. Второй состоится в начале 2016 года. В отличие от вчерашнего теста, при котором ускоритель за несколько недель был постепенно разогрет до ≈32° C, второй будет проводиться при ≈4° C. Затем данные по этим крайним точкам допустимого для работы диапазона температур сравнят для получения точной модели работы ускорителей. Важность исследований диктуется особенностями работы твердотопливных двигателей — после запуска их невозможно остановить, нельзя изменить уровень интенсивности горения топлива.
Интересно, что вчерашний тест также был наполнен историей. Тестируемый ускоритель был собран из нескольких деталей, к примеру, юбка была от первого запуска шаттла, а головной обтекатель — от последнего.
Планируемые конфигурации сверхтяжёлой ракеты-носителя Space Launch System с массой выводимого груза на низкую околоземную орбиту от 70 до 130 тонн
Два таких твердотопливных ускорителя будут развивать более 75 % от тяги, необходимой для того, чтобы полезная нагрузка ракеты SLS могла выбраться из гравитационного колодца нашей планеты. Кроме них у первой ступени есть 4 RS-25D/E. Работа этих двигателей тоже уже отработана — это главные двигатели шаттлов. На каждом из челноков стояло три подобных двигателя. Вторая ступень использует двигатели семейства RL10, известного по Delta IV.
SLS — перспективная система запуска, которая разрабатывается под разнообразные амбициозные проекты: это высадка человека на поверхность Марса, полёты к астероиду и его транспортировка. Разумеется, SLS сможет доставлять коммерческие спутники, модули космической станции или её членов экипажа. В проекте участвует более 500 компаний по всем США. Первый пуск SLS состоится в 70-тонной конфигурации с кораблём Orion без экипажа. Вероятная дата — 2018 год или позднее.
Автор: FakeFactFelis