Международная лунная орбитальная станция (слева). Рендер: НАСА
В середине апреля в Хьюстоне прошло заседание международной группы по техническим стандартам, где обсудили спецификации Международной лунной орбитальной станции (Lunar Orbital Platform-Gateway, LOP-G) — форпоста человечества возле Луны. Ранее станция была известна под названием Deep Space Gateway.
В строительстве принимает участие и Россия. Различные элементы станции изготовят разные страны-участницами проекта. России поручили сделать шлюзовый модуль «по американским стандартам», передаёт РИА «Новости» со ссылкой на анонимный источник в ракетно-космической отрасли.
В общей сложности на станцию планируют четыре пилотируемые миссии. Один российский космонавт обязательно сопроводит модуль во время его транспортировки к Луне, сообщил источник. Судя по всему, этому российскому специалисту доверят и монтаж шлюзовой камеры. Полёт запланирован ориентировочно на 2024 год.
Кроме того, обсуждается возможность отправки на станцию второго россиянина в составе другого экипажа. Впрочем, эти переговоры пока находятся в самой начальной стадии.
«В рамках переговоров сделаны наброски будущих пилотируемых миссий на окололунную станцию. В том числе обсуждается возможность полёта одного российского космонавта в составе экипажа корабля Orion, который отбуксирует российскую шлюзовую камеру к Луне», — сказал собеседник агентства. Информацию о переговорах подтвердил ещё один источник в ракетно-космической корпорации «Энергия», которая станет производителем модуля.
Сроки полёта второго российского космонавта, как и конкретные даты всех четырёх пилотируемых миссий на LOP-G, пока не называются. По предварительным планам, строительство станции начнется в 2022 году, а российский отсек к ней присоединят в 2024-м.
Первые пилотируемые полёты на LOP-G пройдут на американских кораблях «Орион», которые будут запускаться сверхтяжёлыми ракетами Space Launch System (SLS). Экипажи будут насчитывать до четырёх человек. Роскосмос рассчитывает, что в будущем космонавты смогут летать на международную станцию на российских кораблях «Федерация» (лунная версия). Но создать этот корабль ещё только предстоит в будущем, а американский «Орион» готов к полётам уже сейчас. Его первый испытательный полёт состоялся 5 декабря 2014 года, а первый пилотируемый полёт состоится, вероятно, в 2023 или 2024 году. Хотя представители НАСА выражают надежду на то, что смогут щзавершить всю подготовительную работу уже к 2021 году, но шансы на пилотируемый полёт «Ориона» в 2021 году оцениваются лишь в 40%.
Космический корабль Orion. Рендер: НАСА
Для запуска российского модуля рассматриваются ракета тяжёлого класса «Ангара-А5» и американская SLS. Во втором случае он отправится к Lunar Orbital Platform — Gateway в связке с кораблем Orion.
Шлюз производства РКК «Энергия» предназначен для выходов экипажа на поверхность станции для проведения научных экспериментов и монтажа оборудования. Он состоит из двух «комнат»: сферической с люком для выходов в открытый космос и узлами стыковки, а также цилиндрической — для размещения научного оборудования. Сверху модуля планируется установить канадскую руку-манипулятор для помощи космонавтам в перемещении грузов из шлюзового люка на поверхность станции.
Международная лунная орбитальная станция станет подготовительным этапом к марсианской миссии. В рамках этой программы будет освоено окололунное пространство, где астронавты должны построить и протестировать системы перед путешествием в глубокий космос, в том числе к Марсу. Здесь же проверят роботизированные миссии со спуском на лунную поверхность.
НАСА объявило о планах строительства лунной орбитальной станции в марте 2017 года, а соглашение о намерениях с Роскосмосом подписало в сентябре 2017 года. Переговоры международной группы по техническим стандартам продолжаются. Один из пунктов разногласий — какие скафандры использовать для выхода в открытый космос, российские или американские. Россия предлагает скафандры «Орлан» последнего поколения, который сейчас используется на МКС, а американцы разрабатывают спасательный скафандр MACES на базе скафандра ACES для экипажей шаттлов.
Автор: Анатолий Ализар